Статьи
статья

Фирсова Мария Александровна

Статьи на различные актуальные темы в педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_statya.docx21.05 КБ
Файл statya_trudovoe_vospitanie.docx29.1 КБ
Файл firsova_m.a._statya.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и ДОУ: теоретические аспекты и формы взаимодействия

Фирсова М.А., воспитатель

МБДОУ детский сад №184 г. Иркутска

Семья – объединение людей, связанных отношениями родительства, супружества, родства, приводящими в соответствие удовлетворение личных потребностей с выполнением социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей [1: 82]. Семья выступает первичным институтом социализации ребенка, воспитание и обучение ребенка начинается именно в семье. Однако, начиная с 2-х  или 3-х летнего возраста, большую часть времени ребенок начинает проводить в стенах ДОУ. И чтобы его воспитание было последовательным и непрерывным, в приоритете дошкольного учреждения является работа с родителями.

Тесное сотрудничество ДОО с семьей является одним из принципов дошкольного образования, а ФГОС ДО служит основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [5: 14].

Родители взаимодействуют с дошкольным учреждением, начиная, непосредственно, с заведующего детским садом, в обязанности которого входит: обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями [3: 27]. Во взаимодействии участвует и персонал ДОУ: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.

Координация усилий двух социальных институтов – семьи и детского сада – в вопросах развития ребенка дошкольного возраста способствует оздоровлению и укреплению семьи, построению партнерских отношений и эффективному взаимодействию «детский сад – семья» [2: 24].

Основная роль во взаимодействии родителями отводится воспитателю группы, который управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Воспитатель – ключевая фигура в детском саду. От него зависит полноценное развитие ребенка в ДОУ и его состояние в целом.

Воспитатель больше, чем другие специалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с семьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка. В соответствии с должностными обязанностями воспитатель взаимодействует с родителями воспитанников (лицами их заменяющими). Продуктивное совместное с родителями воспитание дошкольника – это взаимодействие семьи и детского сада по предупреждению и решению актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых [3: 28].

Воспитатель, организуя работу с родителями, использует разнообразные формы взаимодействия:

- Индивидуальные беседы. Беседы могут проходить по инициативе родителей или педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

- Родительские собрания. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей [3: 40].

- Памятки. Чаще всего родители получают памятки в рамках проводимых в детском саду мероприятий (родительские собрания, конференции, консультации и т. д.). Если семья не участвовала во встрече, она может получить памятку в индивидуальном порядке [3: 43].

- Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Под проектированием понимается идеальное промысливание и практическое воплощение того, что должно быть [4: 10]. Идеями к проектам могут выступать любые предложения, направленные на улучшение, изменение качества отношений в системах «детский сад-семья», «педагоги-родители-дети» и др.

- Переписка педагогов и родителей. Беседы воспитателей с родителями чаще всего проводятся в утренние и вечерние часы, когда ребенка приводят и забирают из детского сада. Но такое общение малоэффективно и значительно уступает письменной форме диалога, поскольку родители часто торопятся домой, а воспитателя постоянно отвлекают вновь приходящие дети.

- Выставка. Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей.

- Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций домашнего и общественного театров, и развитие воспитательного потенциала семьи.

- Акция – это действие, предпринимаемое для какой-либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Цель акции: объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в благоустройстве участков детского сада.

- Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми. Совместной принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей [3: 46-51].

Перечислены лишь некоторые формы взаимодействия с родителями, в действительности их существует намного больше. Каждый педагог выбирает для себя наиболее приемлемые формы, которые считает самыми эффективными в работе с семьей.

На мой взгляд, самая главная и самая важная работа с родителями – индивидуальная, с каждым родителем. Это могут быть небольшая беседа утром и вечером, переписка или консультация – нужно не полениться и рассказать о ребенке: как прошел его день, какие возникали проблемы, как мы их решали, что важного в его жизни произошло. Это помогает занятому родителю, который целый день не видит своего ребенка, и думает, что пропускает его жизнь быть причастным ко всем событиям, а педагогу лучше узнать о семье, методах воспитания, родительских тревогах, желаниях. Неотъемлемой частью моей работы являются родительские собрания, на которых помимо представления необходимой информации и беседы с родителями я использую игровые приемы, показ презентации и дискуссионные формы работы.

Обширное место в моей работе занимают организация и проведение совместных мероприятий с родителями (подготовка к праздникам, организация мероприятй для детей, совместное оформление группы и участка в соответствиис сезоном и т.д.), участие в конкурсах (спортивные конкурсы, конкурсы поделок и т.д.) и акциях (благотворительная акция «Осенняя пора», помощь саду и группе в реставрации мебели, игрушек, книг и т.д.). Родители всегда в курсе всех интересных дел, помогают их организовывать, а интересные моменты занятий и мероприятий мы обязательно «выкладываем» в родительскую группу.

По моему мнению, нет какой-то одной конкретной формы взаимодействия, которая является самой эффективной – нужно комбинировать, сочетать различные формы – и тогда качественное интересное взаимодействие с родителями, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.

При выборе форм и способов взаимодействия с семьей важно помнить, что педагогов ДОУ и родителей объединяет одна общая цель: обеспечить ребенку условия и возможности для полноценного проживания всех этапов детства. Необходимо активно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс, ведь только сотрудничество обеих сторон (семья и ДОУ) сможет обеспечить ребенку счастливую, интересную и разнообразную жизнь, как в семье, так и в детском саду.

Литература:

1. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М.: Грааль, 2000. – С. 82.

2. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П. Елисеева. – Минск: Лексис, 2004. – С. 24.

3. Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / Е.А. Кудрявцева, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С.  28-51.

4. Слободчиков В.И. Такое небезопасное слово // Учительская газета. – 1994. – № 34. – С. 10.

5. Юревич, С.Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. – М.: Юрайт, 2019. – С. 14.



Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

© ФИРСОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №184

Аннотация: В статье представлен теоретический обзор проблемы трудового воспитания и формирования самостоятельности в дошкольном возрасте. Описаны способы и приемы работы с детьми, направленные на развитие трудовых навыков, используемые в практической деятельности.

Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, дошкольный возраст, игра, жизнь ребенка в детском саду, виды труда, роль семьи, дежурство, коллективный труд.

LABOR EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

© FIRSOVA MARIA ALEKSANDROVNA

educator of the Irkutsk MBDOU kindergarten No. 184

Abstract: The article presents a theoretical review of the problem of labor education and the formation of independence in preschool age. The methods and techniques of working with children aimed at the development of labor skills used in practical activities are described.

Keywords: labor, labor education, preschool age, play, life of a child in kindergarten, types of work, the role of the family, duty, collective work.

Труд детей дошкольного возраста – важнейшее средство воспитания. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, многие ученые в своих работах часто затрагивали эту тему: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Авторы говорили о том, что трудолюбие и способность к труду у детей необходимо развивать и воспитывать, так как это не дается от природы.

Однако, несмотря на видимую значимость труда у некоторых людей возникает вопрос, когда же все-таки стоит начинать прививать ребенку трудовые навыки и нужно ли вообще? Или со временем сам всему научится, когда вырастет?

По мнению Т.А. Марковой, трудовое воспитание следует начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется лет пять-шесть. Взрослым следует развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к деятельности, результаты которой будут полезны самому ребенку и окружающим его близким людям. К моменту поступления в школу у дошкольника должна быть сформирована достаточно устойчивая привычка к труду [4, с. 18].

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Детям в раннем возрасте очень непросто справляться с процессом одевания. Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха [1, с. 1].

Работая в группе раннего развития (возраст детей от 1,5 до 3 лет), я занималась формированием культурно-гигиенических навыков у детей, что являлось темой моей первой работы по самообразованию. Целью этой работы было формирование у детей раннего возраста простейших навыков самообслуживания, воспитание самостоятельности и основ гигиенической культуры.

В процессе повседневной работы с детьми я стремилась к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это диктуется не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. Был составлен план мероприятий на учебный год, который включал как работу с детьми, так и с их родителями. В работе с детьми использовались различные игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать», «Маша обедает», «Водичка-водичка» и др.; дидактические игры и упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Оденем куклу на прогулку», «Чашки-ложки» и др.; различные потешки и песенки о правилах личной гигиены; чтение рассказов и стихотворений; продуктивная деятельность и др. С родителями проводились различные тематические беседы: «Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке», «Кушаем самостоятельно» и др.) и беседы по запросам родителей, консультации («Формирование КГН у детей 1,5-3 лет», «Как правильно одевать ребёнка на прогулку» и др.),  памятки  и презентации («Возрастные особенности детей 2-3 лет», «Как помочь ребенку?» и др.). В результате проведенной работы у большинства детей сформировались необходимые в их возрасте культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, а знания родителей пополнились информацией по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Полученные результаты я представила на педагогическом совете в форме презентации, на которой было наглядно показано, чему научились дети за год.

В процессе роста и взросления помимо навыков самообслуживания и личной гигиены у детей появляется больше возможностей выполнять различные трудовые поручения. Они уже могут помогать в ежедневных делах группы: накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д. [1, с. 6].

Согласно В.Г. Нечаевой, главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения дошкольников к труду. Эта задача может быть успешно решена только на основе учета особенностей трудовой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей детей [2, с. 6].

Работа с дошкольниками в детском саду ведется по нескольким видам трудовой деятельности, содержание которых изменяется в соответствии с возрастом воспитанников:

- Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом.

- Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне).  

- Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.). Ручной труд появляется в старшей группе.

- Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными [3, с. 4].

Разделение это можно считать условным, так как четких границ между видами труда нет. Каждый из них имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такое разделение труда дает возможность определить работу, к которой целесообразно привлекать детей дошкольного возраста, а также ее значимость в процессе трудового воспитания.

Важной формой организации труда детей в детском саду является дежурство. Существует несколько видов дежурства в группе детского сада: дежурство по столовой, дежурство по занятиям, дежурство в уголке природы.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Необходимо отмечать порядок дежурств – кто, где и когда дежурил. В группе размещается доска дежурств, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств бывает разной, и зависит от вида труда, возраста детей, воспитательной цели [5, с. 12].

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме – общему, совместному, коллективному труду [5, с. 13].

Первый раз с термином «вместе» дети встречаются с переходом в среднюю группу, появляется особая специфика в трудовом воспитании, в связи с чем, педагогу необходимо грамотно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого из них.

Совместный труд создает благоприятные условия для формирования у дошкольников умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Прививая детям трудовые навыки, я использую организацию дежурства, систему поручений и коллективный труд, имеющий общую цель. Вместе с родителями в группе был создан уголок дежурства. Уголок оснащен красочными иллюстрациями, схемами, плакатами и дидактическими материалами в соответствии с возрастными особенностями детей. Мною был разработан лепбук, который содержит дидактические игры по трудовому воспитанию для детей средней группы («Четвертый лишний», «Что из чего сделано», «Готовим борщ» и др). Также важным атрибутом в уголке является журнал дежурств, в котором фиксируется порядок дежурств в группе и распорядок дежурств по дням недели с фотографиями детей. Дети с большим интересом отнеслись к новому уголку, на их мотивацию сначала конечно подействовала наглядность и красочность материала, а также желание ребят поскорее надеть фартуки и косынки (сшитые родителями). В дальнейшем я использовала и другие стимулы к трудовой деятельности, так как интерес к новому и яркому вскоре все-таки пропадает. Мною периодически пополняется набор дидактических игр, обновляется материал, а также используются игровые приемы для стимулирования интереса к труду и закрепления трудовых действий.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Какова же ее роль в развитии трудовых навыков? Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который они наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Это свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым, что часто удовлетворяется в игровой ситуации: дети как будто моют посуду, готовят обед и т. п. Однако, следует отметить, что труд и игра, не одно и то же. В процессе труда и игры детей по-разному складываются взаимоотношения между педагогом и детьми. Игра как деятельность развивается самим ребенком, а педагог, осуществляя руководство игрой, считается с замыслом ребят, сам не всегда является участником игры, да его непосредственное вмешательство в игру не всегда и нужно. В процессе труда же взрослые и дети совместно трудятся, стремясь к достижению общего результата [2, с. 19].

То есть, следует отметить, что игра и труд – это разные виды деятельности, но с помощью игры можно, например, закрепить у детей бытовые знания и трудовые навыки (игра «Накроем на стол, приготовим сами» позволяет закрепить знания названий блюд, посуды и умения правильно подготовить стол к приему пищи) [2, с. 23].

Организации коллективного труда в нашей группе также уделяется немаловажное внимание. Эта форма подразумевает одну главную цель для детей и результат: к примеру, у ребят есть цель привести в порядок группу, провести уход за растениями в уголке природы, построить замок или горку из снега на участке. Данная цель реализуется в совместной деятельности отдельных групп детей, у каждого из которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их отдельно взятая работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников. К тому же, к данной форме трудовой деятельности нередко привлекаются родители, что способствует сотрудничеству детского сада и семьи, включению родителей в процесс воспитания ребенка и укреплению детско-родительских отношений.

В семьях, где родители уделяют трудовому воспитанию много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно, так: «Это моя обязанность. Так мама сказала»; «Если я не уберу игрушки, в комнате будет беспорядок, а бабушке нельзя нагибаться и по полу ползать»; «Папа и мама придут с работы, а у нас порядок».

Данные высказывания указывают на то, что дети понимают, что они помогают взрослым, у них формируется эмоционально-осознанное отношение к значению своей работы для близких людей. Происходит это потому, что взрослые стремятся передать своим детям необходимые знания, что часто реализуют в процессе игры. Такие родители понимают, что у детей этого возраста труд и игра связаны между собой и посредством игровой деятельности можно заинтересовать ребенка [4, с. 36].

Роль родителей в трудовом воспитании ребенка очень велика, так как именно в семье прививаются основы трудолюбия. Важно помнить, что совместный труд, общение в процессе деятельности и позитивный пример родителей выступают главным способом развития у ребенка интереса  к труду и формированию трудовых навыков.

Значение семьи во всестороннем, а значит, и трудовом воспитании дошкольников, в формировании у них трудолюбия значительно повышается благодаря систематической помощи детского сада. В детском саду ответственными за воспитание детей, в том числе трудовое, являются педагоги каждой возрастной группы.

Важно помнить, что организация и содержание труда детей трансформируется и усложняется с возрастом ребенка: начиная от навыков самообслуживания и заканчивая организацией коллективного труда.

Следует отметить, что жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо приготовлять ко сну и убирать после сна постель, аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид. Практически все режимные моменты требуют от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно воспитанники все это выполняют и какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам [4, с. 48].

Конечной целью трудового воспитания дошкольников выступает формирование положительного отношения к труду. Достижению этой цели будет способствовать положительная оценка, полученная ребенком от взрослого, а также доброжелательные советы на будущее. Поддержка выступает важным стимулом для утверждения ребенка в своих достижениях, осознания неудач и исправления ошибок. Таким образом, важной задачей педагога является помощь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развитие его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Список литературы

1. Буре, Р.С., Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – 73 с.

3. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 140 с.

4. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. – 108 с.

5. Шатова, А.Д. Трудовые поручения как средство формирования положительного отношения к труду у детей среднего дошкольного возраста: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / А.Д. Шатова. – М.: 1974. – 23 с.



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Фирсова М.А., воспитатель

МБДОУ детский сад №184 г. Иркутска

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности и онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [3: 163]. Начинают формироваться основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки для развития социально-нравственных качеств личности [1: 34].

В дошкольном возрасте начинают происходить изменения во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Начинается переход от раннего детства к более осознанному этапу жизненного пути. Взрослея, дошкольник может столкнуться с множеством проблем и трудностей, как в личностной сфере, так и в межличностных отношениях, которые самостоятельно преодолеть ему будет непросто.

Для педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести гражданские и общечеловеческие качества [1: 34].

В образовательных организациях существует такая форма поддержки детей как психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение – профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. Главная цель сопровождения – создание социально-педагогических и психологических условий, в которых каждый ребенок становится субъектом своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира [5: 5].

Идеи сопровождения в целом и психолого-педагогического сопровождения в частности активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др. В наиболее общем смысле, сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса. И как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей [5: 19].

Различные исследователи рассматривают сущность психолого-педагогического сопровождения с разных сторон. Они понимают психолого-педагогическое сопровождение как:

- целостный процесс, включающий операциональное поле развития, становления и коррекции личности (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.С. Глуханюк и др.).

- сотрудничество, обеспечивающее беспроблемное взаимодействие (О.Е. Кучеровой).

- условие успешного обучения и психологического здоровья (Е.К. Исакова, Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченкова) [5: 20].

Несмотря на некоторые различия во взглядах ученых сопровожение является неотъемлемой частью образовательного процесса и реализует непрерывную поддержку ребенка на протяжении его нахождения в образовательной организации. Если обобщить представления исследователей о сопровождении, его можно рассматривать как форму реализации защиты прав детей на развитие и образование.

Развитие современных дошкольников характеризуется увеличением количества детей с трудностями или нарушениями в развитии эмоциональной, коммуникативной сферы, задержкой речевого и общего психического развития. Способом решения многих проблем может служить организация психолого-педагогического сопровождения в условиях дошкольной организации.

Также возникает необходимость оказания помощи психически здоровым детям, но имеющим определенные трудности в поведении (гиперактивность, тревожность, агрессивность, застенчивость и др.). К примеру, многие дети с приходом в дошкольное учреждение становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. «Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни» [2: 39].

Психолого-педагогическое сопровождение является одной из распространенных технологий или комплексной системы оказания поддержки детям дошкольного возраста, пребывающих в дошкольных организациях.

Существуют различные способы и формы психолого-педагогического сопровождения. Для детей дошкольного возраста ряд ученых считают приоритетными следующие направления деятельности: организация игровой деятельности, способствующей качественным изменениям в психике ребенка; помощь семье в организации полноценного общения; формирование разумных материальных потребностей и гуманных отношений в коллективе дошкольников [1: 40].

Необходимо отметить, что одним из ведущих принципов психолого-педагогического сопровождения является принцип включения в совместную деятельность всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей), объединение усилий всех педагогов детского сада (воспитателей, педагога-психолога, методиста и др.), поскольку, подрастающий человек включается в педагогические взаимодействия, которые осуществляется непосредственно в микросфере. Именно здесь в ближайшем социальном окружении внутри дошкольного образовательной организации происходят прямые контакты сопровождаемого и сопровождающего, устанавливаются реальные социальные отношения, в которые активно включается ребенок.

Согласованная деятельность педагогов, реализующих сопровождение, ориентирует растущую личность на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения через приобщение ребенка к освоению социальнотипичного: социальных эталонов, типических социальных признаков (язык, ценности, информация, образ мира, способы поведения и т.д.).  Совместное движение педагога и ребенка на пути саморазвития делает возможным фокусировку на главном – на личности ребенка, что оптимизирует развитие личности дошкольников в разных направлениях: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом, физическом [4: 25].

Сопровождение ребенка в образовательной среде включает в себя приспособление этой среды к нуждам и возможностям ребенка, а также специально разработанное и организованное коррекционное обучение. При необходимости привлекаются к процессу сопровождения смежные специалисты медицинской и психолого-педагогической направленности. Принципы деятельности специалистов в целях решения задач сопровождения – системность и комплексность, рекомендательный характер советов и приоритет интересов ребенка; непрерывность и корректность деятельности [4: 141].

Таким образом, организуя в дошкольном образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка уже в дошкольном возрасте можно помочь ему в осознании своих личностных качеств, способствовать его успешной социализации, построить взаимоотнотношения с окружающими, что непременно отразится на поведении дошкольника и предупредит многие проблемы, связанные с периодом возрастного кризиса.

Литература:

1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.

2. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 39-47.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ЧИПКРО, 2014. – 204 с.

5. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / А.И. Григорьева [и др.]; под общ. ред. Н.В. Брызжевой, А.И. Григорьевой. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2019. – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...