Технология развития предпосылок математического мышления у дошкольников с использованием программы «Путешествие в страну математики» Султановой М.Н.
материал

Димитрова Ольга Сергеевна

Конспект - описание технологии.

Консультация для родителей.

Консультация для педагогов.

Конспекты занятий НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

Технология развития предпосылок математического мышления у дошкольников с использованием программы «Путешествие в страну математики» Султановой М.Н.

Воспитатель Димитрова О.С.

го Королёв, Московской области        

2020г

 «Тропинки» к математике

Инновационная программа «Тропинки», основана на концепции развивающего обучения и рассчитана на детей 3-7 лет. Новизна предлагаемой программы заключается в создании предпосылок теоретического мышления у детей дошкольного возраста методом замены математических понятий математическими образами с последующим оперированием этими образами в форме исследования и преобразования. При этом правильно подобранные математические образы объясняют многие математические понятия детям дошкольного возраста, которые были бы им недоступны при ознакомлении лишь с элементарными математическими представлениями.

Исследования, которые легли в основу программы, проводились под руководством профессора, доктора психологических наук В.Т. Кудрявцева, сотрудниками его лаборатории при Институте дошкольного образования РАО. Занятия по развитию предпосылок математического мышления в различных возрастных группах детей были разработаны и апробированы М.Н. Султановой в детском саду № 12 г. Химки, а затем и на экспериментальных площадках в дошкольных учреждениях Москвы: в детских садах № 1589 и № 368 «Лосиный остров УВК школа-лаборатория».

Исследования показали, что методика служит хорошей пропедевтикой для изучения математики в школе, так как выпускники детских садов, намного успешнее своих сверстников усваивают программу по математике в школе. Положительным моментом стало и то, что эти дети могли продолжать обучение по любой существующий программе начальной школы, так как знания, полученные на занятиях, были более универсальны. Интересен и тот факт, что в беседе с бывшими выпускниками, которые на данный момент учились в средней школе, было выяснено, что они помнят фрагменты занятий, куда включались математические образы. Причем, воспоминание образа возникало именно в тот период, когда изучалось соответствующее математическое понятие, с которым школьники познакомились еще в детском саду.

Отличительная особенность данной программы – учет психологических и физиологических возможностей дошкольников. Так, со знаковыми символами (цифрами, знаками) дети знакомятся только в старшей группе, что с физиологической точки зрения оправдано созреванием коры головного мозга. Действительно, практика показала, что дети, познакомившись с цифрами в более раннем возрасте, не имели преимуществ перед теми детьми, которые узнали обозначение цифр в пять лет, ни в практическом счете, ни в мыслительной деятельности. А порой даже уступали им, так как чрезмерно раннее введение знаковых символов влекло затормаживание эмоциональной сферы, мешало развитию воображения, без которого невозможно и развитие мышления. К сожалению, современная тенденция раннего развития детей, получившая широкое распространение среди родителей и педагогов, страдает чрезмерной знаковостью и информативностью, что приводит не к развитию, а к «всезнайству» ребенка, на деле мешающему ему нормально развиваться.

Занятия проводятся в просторном помещении, где тети могут свободно двигаться. Любое занятие начинается с того, что под звучание приятной музыки заходят вначале девочки, а затем, мальчики.Дети садятся на ковёр перед доской. Особенностью методики является применение принципа двигательной активности на занятиях.
Так дети младшей группы выполняют необычную зарядку по схематичным рисункам. Двигательные упражнения помогают лучше воспринимать и усваивать материал. Например, дети средней группы, чтобы легче обучиться решать задания с лабиринтами, прежде чем решать их на бумаге, ходят по верёвочке, выложенной в форме петли. При необходимости, педагог приподнимает верёвочку там, где она имеет наложение, чтобы наглядно показать правильный путь. На бумаге такое объяснение было бы не возможным. При этом, выполняя задания, дети не утомляются.

Многие математические понятия усваиваются через двигательные образы.
Например, так дети подготовительной к школе группы изображают телом геометрическую фигуру круг. Для каждой фигуры – существует своё движение. А при изучении тел вращения будущие ученики изображают тела, вращаясь вокруг себя.

Или, прежде чем начать работать с циркулем на бумаге, дети подготовительной группы предварительно изучают принцип работы с инструментом, выполняя упражнение «Циркуль»: одна нога иголочка, другая нога «чертит» круг. Расстояние между ногами – радиус. При этом они самостоятельно делают вывод: чем больше радиус, тем больше круг, и наоборот, чем меньше радиус, тем круг меньше. Выполняя упражнение это увидеть совсем просто, ставя ноги то шире, то уже.

При выполнении упражнения «Углы», не только происходит знакомство с различными их видами, но и формируется умение преобразовывать один угол в другой.

Движение способствует гармонизации полушарий головного мозга, развивает геометрическое воображение и оптико–пространственные представления.

Помимо упражнений, на занятиях часто используются дидактические игры двигательного характера.

Так во 2-ой младшей группе дети учатся группировать фигуры по заданному одному признаку, играя в игру «Рассели фигуры в свои домики».

Дети старшей группы изучают порядковый счёт в соревновательной игре «Живые числа», где должны выстроиться по порядку.

Многие традиционные настольные игры преобразованы в двигательные игры. В одних играх, дети, получив карточку, должны соединиться в пары, в других – найти определённое место для карточки. В любом случае, при минимуме раздаточного материала, дети не только получают возможность одновременно все участвовать в игре, но и делают это с большим удовольствие, чем проделывая то же задание, сидя за партами.

Играя в средней группе в игру «Домино», детям следует соединить не два одинаковых изображения, как в обычном домино, а схожие по заданному признаку, например, только по цвету, не учитывая форму и величину, или одновременно по двум признакам. Крупный размер карточек, позволяет выкладывать их на полу.

Для снятия напряжения и повышения концентрации внимания проводятся физкультминутки. Во время физкультминуток легче запоминается порядок чисел, название месяцев года или дней недели.

Игровая деятельность является основной деятельностью дошкольника. Занятия строятся с учётом игровой формы обучения, чему способствует применение инновационных игр – пособий.

Уникальное авторское пособие «Число» наглядно знакомит детей с образованием чисел, способствует развитию моторики рук, доступно знакомит с понятием состав числа, является прекрасным счётным материалом.

Наглядная методика «сложение чисел с переходом через десяток» помогает уже в детском саду понять принцип сложения и создать устойчивый образ процесса, что способствует решению многих школьных проблем. При этом дети окончательно преодолевают феномен Пиаже, отрабатывая его во время перекладывания фишек - единиц.

Основной идеей методики служит создание математических образов, которые могут послужить прообразами математических понятий в будущем. Многие математические понятия объясняются посредством специально разработанных математических сказок, во время прослушивания которых дети проводят различные исследования и преобразования с последующими логическими выводами. Именно грамотно подобранный математический образ помогает разъяснить понятие числа, познакомиться со свойствами плоских и объёмных геометрических фигур.

В занятия включено много заданий на развитие воображения, так как это направление является приоритетным не только в работе математического блока, но и служит основной концепцией всего проекте.

Дети 2-ой младшей группы выкладывают из геометрических фигур дом, собаку, человечка. Дети постарше решают нестандартные задачи на развитие воображения, дорисовывают фигуры до полного рисунка или чертят геометрический дворец.

Наиболее эффективному усвоению пройденного материала способствуют авторские красочные тетради с развивающими заданиями, предложенными в игровой форме, представляющие собой индивидуальный метод работы в свободное от основных занятий время.

Правильное введение ребенка в мир математических понятий создает у него предпосылки развития математического мышления, поскольку только математика и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Поэтому данный блок занятий невозможно заменить каким-либо другим. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического и эвристического (решение творческих задач) мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения исследовать, рассуждать и доказывать, что в свою очередь и создает у дошкольников предпосылки развития теоретического мышления.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

Консультация для педагогов

Нетрадиционные формы проведения НОД по ФЭМП с дошкольниками на примере программы «Путешествие в математику» Султановой М.Н.

Воспитатель Димитрова О.С.

го Королёв, Московской области        

2020г

Взгляды педагогов на нестандартные занятия расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации ДОУ, а другие наоборот, считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором незаинтересованных, не желающих и не умеющих серьезно трудиться дошкольников.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения.

Развитие ребенка на занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации занятия.

Нетрадиционные занятия в дошкольном учреждении по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями старших дошкольников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых занятий данная форма является всегда выигрышной, т. к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость воспитанников не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных занятиях, помогают им жить в атмосфере творческого поиска.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход занятия, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта педагога.

Признаки нетрадиционного занятия:

• Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

• Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

• Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.

• Эмоционального подъема учащихся через оформление помещения, доски, музыки, использование видео.

• Организация и выполнение творческих заданий.

• Обязательный самоанализ в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения.

• Обязательное планирование занятия заранее.

• Четко определять 3-и дидактические задачи.

• Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям дошкольников:

б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)

в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)

г) традиционные (делай как я)

д) использовать нетрадиционные уроки.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных занятий:

1. Занятия «погружения»

2. Занятия – соревнования

3. Занятия типа КВН

4. Театрализованные занятия

5. Занятия с групповыми формами работы

6. Занятия творчества

7. Занятия – конкурсы

8. Занятия – обобщения

9. Занятия – фантазии

10. Занятия – игры

11. Занятия – концерты

12. Занятия - диалоги

13. Занятия «Следствие ведут знатоки»

14. Интегрированные занятия

15. Занятия - экскурсии

16. Занятия – игры «Поле чудес».

Педагоги постоянно ищут способы оживления занятия, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного занятия, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебно-воспитательной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех детей дошкольного возраста, повышающих интерес к занятиям, и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей дошкольников.

Многие творчески работающие педагоги стали использовать необычные разновидности занятия, новые построения занятий, в корне отличающиеся от так называемых стандартных уроков классического образца.

К таким занятиям нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как группы в целом, так и отдельных дошкольников, характера и способностей детей, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Приведу конкретные примеры. Например,

Урок- экскурсия.

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Воспитанники должны уметь провести экскурсию, рассказать о самобытности русской культуры и т. д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны.

Учителя, сознавая стимулирующую силу, стремятся развивать у дошкольниковпознавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Во время выполнения совместных заданий дошкольники учатся сотрудничать между собой.

Классифицируют занятия-экскурсии по двум признакам: по объему содержания (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).

Видеоурок

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности воспитанников, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ребёнок становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, дошкольникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие)положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на детей дошкольного возраста способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции дошкольников.

Практика показывает, что Видеоурок является одним из типов нетрадиционного занятия.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря дошкольников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что дошкольники получают удовлетворение от такого вида работы.

Занятие – концерт

Весьма интересной и плодотворной формой проведения занятий является занятие – концерт. Эта форма занятия расширяет и развивает у дошкольниковспособности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Интегрированное занятие

В современных условиях обучения в ДОУ все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор воспитанников, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания детей дошкольного возраста по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Художественная литература играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения дошкольников к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.

Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса дошкольников.

Урок - соревнования

Цель занятия - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается занятие с одного такого сообщения (делает член жюри); затем - разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт - требуется его объяснить); далее - конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом - конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение расчетных задач. Завершается занятие подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Значение нетрадиционных занятий в формировании личности дошкольников

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом детей дошкольного возраста в целом требований основной дошкольной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка дошкольников и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности, и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки дошкольника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности дошкольников отводится так называемым нетрадиционным формам занятий. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей занятий и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы занятия помогают в формировании базовых понятий в формированииэлементарных математических представлений, адаптировать материал к возрастным особенностям дошкольников, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня ДОУ должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления педагога, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач.

Нетрадиционные формы занятия базируются на понимании дошкольников как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности дошкольников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. ФЭМПимеет большое многообразие и очень трудно поддается систематизации, однако его все же можно сгруппировать по следующим позициям: занятие – игра, занятие - учебная дискуссия, занятие - исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих дошкольников на нетрадиционных занятиях (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование «методов прямого доступа»; стимулирования интереса и мотивации воспитанников.

Это достигается за счет совместной, творческой работы воспитателей и детей дошкольного возраста в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Педагог становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала дошкольниковНетрадиционные формы занятий дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм занятия (субъект – субъектная позиция в системе педагог - ребенок, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности дошкольников.

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия - игры, занятия -экскурсии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф. И. Фрадкина, исследуя мотивы участия дошкольников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы дошкольников: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально – символических функциях, а правое – на пространственно – синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. Вот, что по этому поводу пишет И. И. Макарьев: “Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие мозга напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями”.

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный – левополушарный; интуитивный, с доминированием интуиции – правополушарный.

По мнению И. И. Макарьева: “школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному”. Нетрадиционные же формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информациюоживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе обучения интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе.

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость обучения детей дошкольного возраста понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем обучения дошкольниковпозволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые подходы к обучению и воспитанию ребенка.

Назовем некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:

совместное изучение особенностей и способностей детей;

выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения привлечением других педагогов и самого дошкольника;

составление программы развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение; развитие конкретного качества, например, самостоятельности и т. д.);

знакомство педагогов с учебными планами, образовательным стандартами, требованиями, которые предъявляются к детям дошкольного возраста, согласование этих требований;

изучение заказа родителей на образовательные услуги в ДОУ, введение специальных кружков, секций;

совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при подготовке к конкретному занятию. Результаты представляются детьми и родителями на одном из итоговых мероприятий при изучении соответствующей темы.По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на занятии, организацию выставок результатов семейного творчества.

Педагог может провести творческие отчеты, общественные смотры знаний с привлечением родителей, которые также могут участвовать в подготовке (изготовление подарков, сюрпризов детям, подбор жизненно важных вопросов для детей по данной теме, выступления родителей) и проведении этих мероприятий (оценка и обсуждение результатов деятельности детей, вручение наград, работа в жюри).

В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

-подготовка методических материалов к занятию;

-выступление на занятии родителей специалистов по изучаемой проблеме;-организация родителями экскурсий на предприятие и т. д.

Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

В практике получила распространение такая форма, как проведение открытых занятий для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения дошкольников, которые целесообразно знать родителям при оказании помощи детям в обучении; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка. В зависимости от доминирующей цели и выбирается структура занятия, но в любом случае педагог продумывает, как показать с лучшей стороны детей, особенно обратить внимание на тех, чьи родители присутствуют на занятии.

Необходимо стимулировать и пропагандировать участие родителей в учебной деятельности детей. В этой связи целесообразно оценивать результаты совместного творчества, представлять их на выставках, поощрять благодарственными письмами родителей и детей.

Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами ДОУ. В то же время их реальное участие обучении и воспитании ребенка существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий педагога по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает педагогам в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании планов, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка»

Консультация для родителей

по формированию  элементарных математических предпосылок у дошкольников подготовительной группы с использованием программы «Путешествие в страну математики» Султановой М.Н.

Воспитатель Димитрова О.С.

го Королёв, Московской области        

2020г

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, которые необходимы ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

• счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три.) и порядковые (первый, второй, третий.) числительные от одного до десяти;

• предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

• узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

•основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

•сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем  вместе с детьми:

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает грузовые машины, а вы легковые. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Каких машин на стоянке больше зелёных или белых?", "Давай сосчитаем, сколько деревьев растёт в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад.Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например песочницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть горошины, конфеты, пуговицы, камешки и т. д., и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе 2 моркови и 3 свёклы.

Уважаемые родители! Считайте вместе с детьми!



Предварительный просмотр:

Конспект
непрерывной образовательной деятельности
 по познавательному развитию
на тему: «Тропинки в математику»
 для детей подготовительной группы

                                 

Тема: «Тропинки в математику»
Группа: подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: обобщить математические представления детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать умение обобщать и систематизировать знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве;
- продолжать совершенствовать навыки устного счёта в пределах 20;
- продолжать учить решать математические задачи;
- упражнять в решении логических задач;
- закрепить знания о животных.
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, творчество.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать активную любознательность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе и в парах, чувство взаимовыручки, желание придти на помощь.
Виды деятельности:
игровая, познавательная, коммуникативная
Формы организации:
совместная деятельность детей и взрослых, индивидуальная, подгрупповая, работа в паре.
Оборудование:
ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, объёмные геометрические фигуры.
Раздаточный материал:
наборы геометрических фигур, схемы, карандаши, карточки с заданиями, чистый лист бумаги, прозрачные планшеты, гуашь разных цветов, салфетки, снеговики.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Юный математик», «Четвёртый лишний», выполнение заданий на логическое мышление.

Ход непрерывной образовательной деятельность


Деятельность воспитателя


Деятельность детей

                                                      I Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приглашает детей в увлекательное путешествие  по тропинкам математики в гости к Зимушке-зиме.
Какое сейчас время года?
А как долго длится зима?

Постановка проблемы

Воспитатель сообщает, что Зимушка-зима пригласила детей к себе в гости и прислала карту, по которой они смогут к ней добраться, но карта, к сожалению, на сильном морозе и ветре испортилась. И детям надо её восстановить. Воспитатель обращается к детям за помощью.

Дети согласны восстановить карту.

II  Основная часть

Воспитатель даёт детям задание из мячиков сделать круг. Как вы думаете,  для чего мы будем делать круг? А круг у нас что?
Расскажите, как надо сделать круг?
Что у нас в итоге получилось?
Воспитатель: Правильно, получился круг. Это как раз наша подсказка, потому что первая остановка, которую мы восстановили на карте – это круг. Куда мы пойдём дальше?
На остановке круг, воспитатель предлагает выполнить задание, решить примеры.
6-5=1; 4-2=2; 10-7=3; 2+2=4; 8-3=5; 2+4=6;3+4=7
  К          В           А          Д          Р          А         Т    
Что будем делать дальше?
Воспитатель: Давайте прочитаем и узнаем, какое слово получилось.
Воспитатель сообщает детям, что это ещё одна подсказка.
Следующая остановка,  какая?

В каком направлении нам надо пойти, чтобы прийти к квадрату.

Дети отвечают на вопросы.
Соединяют мячи с помощью верёвки и делают круг.

Мы повернёмся направо и пойдём прямо.

Дети отвечают.
Решают примеры.

Дети встают в числовой ряд и читают слово.

Дети отвечают.

         Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Дети, выполнив первое задание, восстановили остановку  «Квадрат».

Воспитатель:  Попробуем, дойдём мы до квадрата. Да, пришли мы к нашему квадрату. И у квадрата смотрите, что нас здесь ожидает. Какое-то письмо. Наверняка, это зимушка-зима оставила нам инструкции. И тут у нас буквы и задания. Зимушка-зима говорит, что если мы дадим правильный ответ на математические вопросы, вы получите подсказку следующей остановки.
1.Наступил декабрь.  Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось?  (в декабре цветы не цветут)
2. В вазе  три ромашки и 8 васильков.  Сколько ромашек в вазе?  (3 ромашки)
3. У  какой  фигуры  нет  ни  начала,  ни  конца?  (у  круга,  у  овала)

4. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (двое детей)
5. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо? (4 минуты)
6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? ( 4 яблока, морковь – это овощи)
7. Сколько орехов в пустом стане? (ни одного)
8. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
Как вы думаете, что надо сделать с нашими подсказками?
Какое слово получилось?

Дети, ориентируясь в пространстве, доходят до нужной остановки.

Решают логические задачи.

Дети раскладывают буквы в правильном порядке и читают слово.

 Дети восстановили следующую остановку «Полукруг».

Воспитатель: В каком направлении надо идти, чтобы попасть на остановку полукруг?
Мы попали на остановку полукруг и здесь нас ждут необычные задания.

Ответы детей.
Дети выбирают направление и идут к полукругу.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель: Что вы здесь видите?

Дети рассматривают задание на экране, классифицируют предметы.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как вы думаете, что нам надо сделать в этом задании?  Что здесь лишнее?
Почему мяч лишний?
Я согласна с вами, но занятие у нас математическое, а в математике сейчас нас не очень интересует съедобное и несъедобное, в математике у нас есть что?
Давайте подумаем на счёт формы, что здесь может быть лишнее?
А  на что похожа морковка?
Смотрим на следующую картинку. Что здесь лишнее? Почему вы так считаете?
На следующей картинке нам надо убрать лишнюю фигуру. Какие фигуры вы видите, назовите?
Что здесь лишнее? Почему вы так думаете?
Я согласна с вами и это наша следующая подсказка. Как нам надо добраться до цилиндра?

Ответы на вопросы.

Ответы детей.

Дети, ориентируясь в пространстве, находят остановку цилиндр

Восстановлена остановка «Цилиндр»

Воспитатель предлагает детям выполнить интересное задание.
Из геометрических фигур составить фигурки животных.
Воспитатель: Давайте вспомним,  какие бывают животные?
 Правильно, животные бывают домашние и дикие, травоядные и хищные. Сейчас вам надо выполнить задание и рассказать о своих  животных, к  какому классу они относятся.  Приступаем к заданию.

Готовы? Расскажите о своих животных. Где они живут и чем питаются?
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, какой геометрической фигуры ещё у нас не было?

Правильно. И следующая у нас остановка треугольник. Как нам дойти?

Дети выполняют задание, составляют фигурки животных из геометрических фигур.  Рассказывают,  у кого какое животное получилось, где живёт и чем питается.


Ответ детей.

Восстановлена остановка «Треугольник».

Воспитатель: Так, вот мы и пришли на остановку треугольник. Занимаем свои места. На столе у вас лежат краски, планшеты и салфетки.
Умеете с этим обращаться?
Воспитатель даёт детям задание и предлагает работать в паре, помогая друг другу, краску выбрать на выбор.

Дети занимают свои места за планшетом.

Ответ детей.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Нарисуйте трапецию, дорисуйте две линии, чтобы получилось три треугольника, дорисуйте ещё две линии, чтобы получился один большой треугольник. Дорисуйте ещё две линии, чтобы получился большой ромб.
 Воспитатель: У всех получился ромб? Молодцы, справились с заданием. И я думаю, что это тоже наша подсказка. Следующая наша остановка Ромб. В каком направлении нам надо идти, чтобы попасть к ромбу? Посмотрите внимательно, всем надо идти в одном направлении?

Дети выполняют задания на планшете.

Ответы детей.

Дети внимательно выбирает каждый своё направление пути к ромбу.

Восстановлена остановка «Ромб»

На остановке «Ромб» воспитатель предлагает задание на внимание.
Внимание, я объясняю задание.
На экране появляется  схема, пока я считаю до 10, вы должны запомнить  и расположить геометрические фигуры у себя в таблице, так как на экране.
Воспитатель: Не забывайте, у вас должны совпадать цвет, форма, и местоположение. Сколько фигур всего надо выложить?
 



 

 Готовы.  Внимание на экран.

Дети занимают места возле схемы.

Переносят  геометрические фигуры на свои схемы.

Ответы детей.

Воспитатель: У нас произошло волшебство. Давайте посмотрим на экран. Куда мы с вами попали?
Воспитатель предлагает назвать остановки, которые они проходили.

Дети смотрят на экран и предполагают, что это замок Зимушки – зимы.
Перечисляют все остановки, которые они проходили.

         Деятельность воспитателя

         Деятельность детей

         Восстановлен весь путь до замка Зимушки – зимы.

Правильно и мы попали в замок Зимушки-зимы. Зима нас долго ждала, пока мы с вами путешествовали и восстанавливали карту. Ребята, но с чем надо приходить в гости?
И мы с вами в подарок Зимушки - зиме нарисуем замок на песке. Но замок у нас должен быть необычным. Как вы думаете, из чего мы будем рисовать замок?
Воспитатель предлагает детям использовать для рисования замка разные геометрические фигуры.
Расскажите, из каких фигур у вас замок? Кто живёт в вашем замке? Какие события там происходят?

Ответы детей.
 

Дети рисуют замок на песке из геометрических фигур.


Желающие дети рассказывают о построенном замке.

III Заключительная часть  Рефлексия

Рефлексия

Предлагает выбрать каждому ребёнку снеговика определённого цвета, который подходит под настроение ребёнка и рассказать, почему они выбрали данный цвет.
Белый цвет – было легко на занятии, голубой – было немного трудно и не понятно, синий снеговик – всё было сложно.

Дети выбирают снеговика и рассказывают, почему они выбрали именно этот.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Тропинки в математику» (подготовительная группа)

Тема«Тропинки в математику»

Группаподготовительная.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: обобщить математические представления детей.

Задачи:

Обучающие задачи:

- формировать умение обобщать и систематизировать знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве;

- продолжать совершенствовать навыки устного счета в пределах 20;

- продолжать учить решать математические задачи;

- упражнять в решении логических задач;

- закрепить знания о животных.

Развивающие задачи:

- развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, творчество.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать активную любознательность;

- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе и в парах, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: совместная деятельность детей и взрослых, индивидуальная, подгрупповая, работа в паре.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, объемные геометрические фигуры.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, схемы, карандаши, карточки с заданиями, чистый лист бумаги, прозрачные планшеты, гуашь разных цветов, салфетки, снеговики.

Предварительная работа: дидактические игры «Геометрическая мозаика»«Юный математик»«Четвертый лишний», выполнение заданий на логическое мышление.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

Воспитатель приглашает детей в увлекательное путешествие по тропинкам математики в гости к Зимушке-зиме.

Какое сейчас время года?

А как долго длится зима?

Постановка проблемы

Воспитатель сообщает, что Зимушка-зима пригласила детей к себе в гости и прислала карту, по которой они смогут к ней добраться, но карта, к сожалению, на сильном морозе и ветре испортилась. И детям надо ее восстановить. Воспитатель обращается к детям за помощью. Дети согласны восстановить карту.

II. Основная часть

Воспитатель дает детям задание из мячиков сделать круг.

Как вы думаете для чего мы будем делать круг? А круг у нас что? Расскажите, как надо сделать круг?

Что у нас в итоге получилось?

Правильно, получился круг. Это как раз наша подсказка, потому что первая остановка, которую мы восстановили на карте – это круг.

Куда мы поедем дальше?

На остановке круг, воспитатель предлагает выполнить задание, решить примеры.

6-5=1; 4-2=2; 10-7=3; 2+2=4; 8-3=5; 2+4=6; 3+4=7

К В А Д Р А Т

Что будем делать дальше?

Давайте прочитаем и узнаем, какое слово получилось.

Воспитатель сообщает детям, что это еще одна подсказка.

Следующая остановка какая?

В каком направлении нам надо пойти, чтобы прийти к квадрату?

Дети отвечают на вопросы.

Соединяют мячи с помощью веревки и делают круг.

Мы повернем направо и пойдем прямо.

Дети отвечают. Решают примеры.

Дети встают в числовой ряд и читают слово.

Дети отвечают.

Дети, выполнив первое задание, восстановили остановку «Квадрат».

Попробуем, дойдем мы до квадрата. Да, пришли мы к нашему квадрату. И у квадрата, смотрите, что нас здесь ожидает. Какое то письмо. Наверняка, это зимушка-зима оставила нам инструкции. И тут у нас буквы и задания. Зимушка-зима говорит, что если мы дадим правильный ответ на математические вопросы, вы получите подсказку следующей остановки. Дети, ориентируясь в пространстве, доходят до нужной остановки.

1. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще 1. Сколько цветов распустилось? (В декабре цветы не растут).

2. В вазе 3 ромашки и 8 васильков. Сколько ромашек в вазе? (3 ромашки).

3. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга, у овала).

4. У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (Двое детей).

5. Четыре яйца варится четыре минуты. Сколько варится одно яйцо? (4 минуты).

6. В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было на тарелке? (4 яблока, морковка – это овощи).

7. Сколько орехов в пустом стакане? (Ни одного).

8. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2 кошки).

Как вы думаете, что надо сделать с нашими подсказками? Какое слово получилось?

Решают логические задачи.

Дети раскладывают буквы в правильном порядке и читают слово.

Дети восстановили следующую остановку «Полукруг».

В каком направлении надо идти, чтобы попасть на остановку полукруг?

Мы попали на остановку полукруг и здесь нас ждут необычные задания. Ответы детей. Дети выбирают направление и идут к полукругу.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Что вы здесь видите? Дети рассматривают задание на экране. Классифицируют предметы.

Как вы думаете, что нам надо сделать в этом задании? Что здесь лишнее?

Почему мяч лишний?

Я согласна с вами, но занятие у нас математическое, а в математике сейчас нас не очень интересует съедобное и несъедобное, в математике у нас есть что?

Давайте подумаем на счет формы, что здесь может быть лишнее?

А на что похожа морковка?

Смотрим следующую картинку. Что здесь лишнее? Почему вы так считаете?

На следующей картинке нам надо убрать лишнюю фигуру. Какие фигуры вы видите, назовите?

Что здесь лишнее? Почему вы так думаете?

Я согласна с вами и это наша следующая подсказка. Как нам надо добраться до цилиндра? Ответы на вопросы.

Ответы детей.

Дети, ориентируясь в пространстве, находят остановку цилиндр.

Восстановлена остановка «Цилиндр».

Воспитатель предлагает детям выполнить интересное задание. Из геометрических фигур составить фигурки животных.

Давайте вспомним какие бывают животные?

Правильно, животные бывают домашние и дикие, травоядные и хищные. Сейчас вам надо выполнить задание и рассказать о своих животных, к какому классу они относятся. Приступаем к заданию. Готовы? Расскажите о своих животных. Где они живут и чем питаются? Дети выполняют задание, составляют фигурки животных из геометрических фигур. Рассказывают, у кого какое животное получилось. Где живет и чем питается.

Молодцы. Ребята, посмотрите, какой геометрической фигуры еще не было?

Правильно. И следующая остановка у нас треугольник. Как нам дойти? Ответ детей.

Восстановлена остановка «Треугольник».

Так, вот мы и пришли на остановку треугольник. Занимаем свои места. На столе у вас лежат краски, планшеты и салфетки.

Умеете с этим обращаться?

Воспитатель дает детям задание и предлагает работать в паре, помогать друг другу, краску выбрать на выбор. Дети занимают свои места за планшетом.

Ответ детей.

Нарисуйте трапецию, дорисуйте две линии, чтобы получилось три треугольника. Дорисуйте еще две линии, чтобы получился большой ромб.

У всех получился ромб? Молодцы, справились с заданием. И я думаю, что это тоже наша подсказка. Следующая наша остановка Ромб. В каком направлении нам надо идти, чтобы попасть к ромбу? Посмотрите внимательно, всем надо идти в одном направлении? Дети выполняют задания на планшете.

Ответы детей.

Дети внимательно выбирают каждый свое направление пути к ромбу.

Восстановлена остановка «Ромб».

На остановке «Ромб» воспитатель предлагает задание на внимание. Дети занимают места возле схемы.

Внимание, я объявляю задание.

На экране появляется схема, пока я считаю до 10, вы должны запомнить и расположить геометрические фигуры у себя в таблице так, как на экране.

Не забывайте, у вас должны совпадать цвет, форма и местоположение. Сколько фигур всего надо выложить?

Готовы. Внимание на экран.

Переносят геометрические фигуры на свои схемы.

У нас произошло волшебство. Давайте посмотрим на экран. Куда мы с вами попали?

Воспитатель предлагает назвать остановки, которые они проходили. Дети смотрят на экран и предполагают, что это замок Зимушки-зимы. Перечисляют все остановки, которые они проходили.

Восстановлен весь путь до замка Зимушки-зимы.

Правильно, мы попали в замок Зимушки-зимы. Зима нас долго ждала, пока мы с вами путешествовали и восстанавливали карту. Ребята, но с чем нам прийти в ми в гости?

И мы с в подарок Зимушке-зиме нарисуем замок на песке. Но замок у нас должен быть необычным. Как вы думаете, из чего мы будем рисовать замок?

Воспитатель предлагает детям использовать для рисования замка разные геометрические фигуры.

Расскажите, из каких фигур у вас замок? Кто живет в вашем замке? Какие события там происходят? Ответы детей.

Дети рисуют замок на песке из геометрических фигур.

Желающие дети рассказывают о построенном замке.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Предлагает выбрать каждому ребенку снеговика определенного цвета, который подходит под настроение ребенка и рассказать, почему они выбрали этот цвет.

Белый цвет – было легко на занятии, голубой – было немного трудно и не понятно, синий снеговик – все было сложно. Дети выбирают снеговика и рассказывают, почему они выбрали именно этого.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной 

непосредственно образовательной деятельности 

по образовательной области «Познавательное  развитие», «Математическое развитие»

на тему «По  тропинкам геометрических фигур»  

для детей  подготовительной группы

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, на доброжелательной основе партнерстве. 

Задачи:

1.Обобщать и систематизировать знания о геометрических  фигурах;

2 . Закреплять  понятия  пространственных отношений, слева и справа, расположение тел в пространстве, направление тел в пространстве;

  1. Развивать умение определять направления и отношения между предметами; умение двигаться в указанном направлении;   

4.Закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

  1. Закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание;
  2. Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
  3. Формировать умение обобщать объекты по одному, двум, трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать. 

Оборудование:  желтый листик, геометрические фигуры,  разрезные картинки;

Раздаточный материал: планшеты по количеству детей, листы с заданиями, блоки  Дьенеша, маркеры, простые карандаши.

 

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Нас пригласили  в гости, в страну геометрических фигур. И даже прислали карту для путешествия по этой  стране. Окно группы было открыто, сильный ветер ворвался в группу, подхватил карту и унес.  Как теперь быть? Как то неприлично отказываться от приглашения. Что будем делать?

Ответы детей:

Воспитатель:  Название страны вам о чем то говорит? Что это за страна? Правильно страна геометрических фигур.  Какие геометрические фигуры вы знаете. 

Ответы детей: прямоугольник, квадрат, овал, треугольник, трапеция, ромб.

Воспитатель: Для того чтобы путешествовать по стране геометрических фигур, сначала, надо попасть в эту страну. Вы готовы туда отправиться?

Раз — квадрат, два-кружок.

Собирайся в путь дружок.

Вправо, влево повернись,

И на месте закружись.

Вот мы и оказались в нужной нам стране. А вы знаете, откуда начнется и куда  продолжиться наше путешествие? А я вот затрудняюсь представить. Вот если бы здесь была карта.  Посмотрите, что это здесь на полу? (Листик) Ветер принес  последний осенний листочек, а на нем что то написано. Я думаю, ветер решил проверить нас, не откажемся ли мы от приглашения, не испугаемся ли трудностей?! А нам с вами оставил подсказки, как и куда,  передвигаться в стране геометрических фигур. 

Воспитатель: (читает задание  на листике) В этой стране нет извилистых и кривых дорог, передвигаться   можно прямо, делая повороты налево, направо и прямо. Направиться вы должны к тому предмету, о котором  пойдет речь в загадке.

Слушаем загадку-подсказку.

Загадка

Я похож на блюдце, 

На медаль, на блинок,

На осиновый листок. 

Подружиться с вами рад,

А зовут меня…(круг)
Воспитатель: Ребята, не забываем, что движение вперед  мы должны начинать от условного обозначения, а первое наше обозначение листочек. Встаем к нему лицом, давайте подумаем,  как мы проложим маршрут.

Нужно повернуться направо и идти прямо

Дети  выбирают маршрут к кругу, сопровождая его словами.

Воспитатель:  Первая наша остановка круг, а вот и задание.  Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Ответы детей: решить примеры и выстроить числовой ряд.

Задание: Решение примеров и построение в числовой ряд.

Воспитатель: Если вы правильно выполните задание, то узнаете следующую подсказку, в каком направлении дальше двигаться.

Читают  слово подсказку «Квадрат» 

Воспитатель: Молодцы, следующая остановка квадрат, давайте проложим маршрут.

Дети  выбирают маршрут к квадрату,  сопровождая его словами.

Воспитатель: Здесь нас ожидают интересные задания. Если мы с ними справимся, то получим еще одну подсказку.

1.Сколько ушей у 3 мышей? (6)

2.Сколько ножек у двух столов?(8)

3.По двору ходили гуси, у всех гусей Ваня насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе?(3)

4.На березе 3 ветки, на каждой ветке –по 1 яблоку. Сколько всего яблок? (Яблоки на березе не растут.)

5.Кто быстрее доплывет до берега – утка или цыплята?

6.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько было птиц? (3)

7.Назовите, три дня подряд, не называя дни недели (вчера, сегодня, завтра)

  1. В тарелке лежали 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов лежало в тарелке? (4)
  2.  На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока и поставил стакан обратно на стол. Сколько стаканов осталось на столе? (3).

За правильные  ответы дети получают детали от разрезанной геометрической  фигуры треугольника.

Воспитатель: Как вы думаете, как  нам узнать следующую подсказку. Скажите, что вы получили за правильные ответы (геометрические фигуры: трапеция, квадрат, треугольники).  Попробуйте собрать из этих фигур подсказку. 

Работа в парах:  дети собирают треугольники

Воспитатель:  Так  куда же мы должны отправиться дальше? Молодцы, следующая остановка треугольник, давайте проложим маршрут.

Дети  выбирают маршрут к треугольнику,  сопровождая его словами.

Воспитатель: Дети что у вас на столах?

Ответы детей: блоки Дьенеша.

Воспитатель: Давайте вспомним, по каким признакам и свойствам  мы определяем блоки.

Ответы детей: цвет, форму, размер.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, найди  и покажи блок по схеме.

А сейчас, вы самостоятельно должны   расселить жильцов дома по квартирам.

Самостоятельная работа с блоками Дьенеша, игра  «Засели соседей»

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Давайте сделаем разминку.

Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)
Пять — руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место тихо сесть. (Присели.) 

А вот под коробочками у вас лежит подсказка, куда нам дальше двигаться, и какая геометрическая фигура  на нашей следующей остановке.

Игра «Убери  лишнее»

На листочке нарисованы предметы, похожие на геометрические фигуры, нужно зачеркнуть лишние. Остаются только предметы похожие на трапецию. 

 Воспитатель: Какие вы предметы зачеркнули и почему? По какому признаку вы объединили   все остальные предметы? Вы догадались, куда теперь мы движемся? 

Ответы детей:  к трапеции

Воспитатель: Молодцы, следующая остановка трапеция, давайте проложим маршрут.

Дети  выбирают маршрут к  трапеции, сопровождая его словами.

Воспитатель: Здесь вас ждет еще одно задание.

Задание на внимание «Что изменилось» (презентация)

Воспитатель:

Прошу всех нарисовать трапецию. Сейчас дорисуйте две линии, чтобы  в трапеции получилось три треугольника. Теперь трапеции дорисуйте еще две линии. Чтобы получился большой треугольник.  А теперь добавьте еще две больших линии, чтобы треугольник превратился в ромб.

Воспитатель: Молодцы, последняя наша остановка ромб, давайте проложим маршрут.

Дети  выбирают маршрут к  трапеции, сопровождая его словами.

Воспитатель: На этой остановке нас ждет последнее задание, мы должны  сами нарисовать карту, по которой мы прошли весь путь, от начала до конца.

На ваших планшетах уже стоит обозначение того места откуда мы отправились в путь, от него и начинаем рисовать нашу карту, вспоминайте как вы строили маршруты и двигались с одной остановки на другую.

Дети на планшетах рисуют карты.

Звучит звук ветра, воспитатель  находит карту.

Воспитатель: Ребята, вы слышите шум ветра, посмотрите, ветер  вернул нам карту (воспитатель вносит воздушный шарик,  а к нему привязана карта и мешочек с угощением).  Вот сейчас мы проверим,  правильно ли мы составили свои  карты.

Молодцы ребята, у вас получились отличные карты, теперь другие ребята смогут по этим картам  путешествовать на тропинках геометрических фигур. 

Вы отлично справились с заданиями. Нам пора возвращаться в детский сад. 

Раз -квадрат, два-кружок.

Собирайся в путь дружок.

Вправо, влево повернись,

И на месте закружись.

Вот мы и вернулись  снова в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?  Вы справились со всеми заданиями. За вашу смелость и  находчивость вас ждет награда угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"

Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Технология развития предпосылок математического мышления у дошкольников с использованием программы «Путешествие в страну математики» Султановой М.Н.

Конспект - описание технологии.Консультация для родителей.Консультация для педагогов.Конспекты занятий НОД....

«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

laquo;Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»...

Консультация «Технология Кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

В связи с развитием интерактивных коммуникаций передовые идеи обучения и воспитания воплощаются в форму технологий.Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения....