Путешествие к байкальской нерпе»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Содействовать формированию познавательного интереса к  озеру Байкал, как к уникальной  природной достопримечательности России 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Выборгского района Санкт - Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Путешествие к байкальской нерпе»

по теме «Уникальные природные достопримечательности России»

Составитель: Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

Санкт – Петербург

2021 год

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Путешествие к байкальской нерпе»

Цель: Содействовать формированию познавательного интереса к  озеру Байкал, как к уникальной  природной достопримечательности России

Программные задачи:

- Расширять и углублять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере.

- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, развивать интерес к познанию природы. 

- Способствовать формированию первичных ценностных представлений о нерпе, строении ее тела, способах движения, питания, заботе о потомстве. 

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и желание сберечь и сохранить красоту природы.

Оборудование: игрушка нерпа, письмо нерпы, иллюстрация здания Байкальского музея, карта озера Байкал, карточки – символы (полумесяц, стакан с водой, солнце, горы, туча, старик, мамонт, глаз, стрелка вниз), иллюстрация рачок – эпишура, байкальская нерпа, мнемотаблица, шапочка нерпы и голомянки

Предварительная работа:

Просмотр  мультфильма: «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей. Озеро Байкал», «Смешарики. Озеро Байкал» («Объекты всемирного наследия»)

Чтение художественной литературы: С. Бунтовская «Для чего нерпе когти?», С. Бунтовская «Голомянка» (Сибирячок. – 2009. – № 4), С. Н. Агеева «Нерпёнок» «Сибирячок. - 2001. - №2), Марк Сергиев «Стеклянная рыбка»,отрывок из сказки В. Бианки «Зоопарк», аудиосказки читают звёзды «Нерпа Юма. Сказки Байкала» («Как надо прятаться», «Кто воду мутит», «Почему нерпы серые», «Кого надо бояться», «Как озеро Байкал появилось», «Как появилась река Ангара», «Кто мы такие, мама»)

Ход:

Воспитатель:

В ледяной живёт водице,

Не боится простудиться.

Длинный ус, короткий мех,

Любит рыбку больше всех.

Чемпионка в спорте водном

И на дне глубоководном. (Нерпа)

Появляется игрушечная нерпа, в её ластах письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я ладожская нерпа и живу в Ладожском озере. Моё озеро второе по величине в России, но самое большое–это  озеро Байкал. На озере Байкал, живут мои друзья – байкальские нерпы. Они приглашали меня в гости, но я не могу к ним приехать. Помогите мне, пожалуйста, узнать, как они живут».

- Давайте полетим до озера Байкал на самолёте. (Музыкальная игра «Самолёты летят», музыка Д. Князева, слова А. Яранова). Дети встают врассыпную по группе.

Залезаем в самолёт,

И – раз,

Приставной шаг в сторону (2 раза)

Заводи мотор пилот,

Тррр – тррр-тррр.

Имитация поворота ключа в замке зажигания

Стекла очищаем,

Вжик – вжик, вжик, вжик.

Руки согнуты в локтях, двигаются вправо и влево

Кнопки нажимаем,

Чик,чик,чик,чик.

Пальцами показываем, как нажимаем кнопки

Приготовится в полёт,

Авиация – вперёд.

Руки в стороны

Самолёты летят, самолёты.

В самолётах весёлые пилоты.

Нас качает иногда,

Только это не беда.

Мы летим, вот это да.

Бег по группе

- Мы  приземлились с вами в посёлке Листвянка у Байкальского музея. Это единственный в России музей одного озера.

На ковролине иллюстрация музея.

- Давайте зайдём в музей и узнаем, что нам расскажет экскурсовод об озере Байкал.

На ковролине вывешивается карта озера Байкал, роль экскурсовода берёт на себя педагог. У детей на столах лежат листы с озером Байкал и цветные карандаши.

- На что похожа форма озера Байкал? (Озеро Байкал имеет продолговатую форму, оно похоже на полумесяц)

На ковролине появляется символ полумесяца. Дети на листах схематично рисуют полумесяц.

- В переводе с якутского языка слово «Байкал» обозначает «богатое озеро».

На озеро смотри,

Его богатство отыщи,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без… воды

- А разве вода может быть богатством? Ведь у нас этой воды целые моря и океаны. А чем  отличается вода в озере и море?

- Правильно, в морях и океанах вода солёная, её нельзя пить. Недаром говорят: «Кругом вода, а с питьём беда». Пресной воды – это вода без соли, на земле гораздо меньше, чем солёной. Озеро Байкал самое большое озеро в мире с пресной водой.

На ковролине появляется символ - стакан с водой. Дети рисуют на своих листах этот символ.

Речь с движением «К озеру Байкал спустились».

К озеру Байкалспустились,

Наклонились и умылись

дети идут к центру круга, наклоняются и трут лицо руками

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

на каждую строку четыре движения ладонями к лицу

- В переводе с бурятского языка слово «Байкал» переводится, как «природное море». Почему оно природное? (Его создала природа, а не человек)

На ковролине появляется символ природы (солнце, горы, туча). Дети на своих листах его зарисовывают.

- Озеро Байкал самое старое озеро на планете Земля. Оно живёт в каменной котловине. Это такая огромная чаша, которое появилось много миллионов лет назад.

На ковролине появляется символ «старик» и мамонт. Дети их зарисовывают.

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.

Это – озеро Байкал
В окруженье диких скал.
(Виктор Степанов)

Послушайте загадку:

У богатыря Байкала

Было много сыновей,

И одна красавица дочка.

Кто эти сыновья,

И кто его дочь. (реки)

- Правильно, дети Байкала – это реки. Много рек впадает в это озеро, а вытекает только одна река - Ангара. Почему вытекает только одна река Ангора?

- Всё дело в русле рек. Русло – это углубление в реке, по которой они текут. 336 рек втекают в озеро, так как находятся выше уровня воды Байкала, а русло реки Ангора находится ниже уровня воды озера, поэтому из озера вода вытекает.

На ковролине появляется схема. Дети её зарисовывают на своих листах.

- Озеро Байкал самое прозрачное озеро.

На ковролине появляется схема (глаз и стрелка вниз). Дети зарисовывают схему на своих листах.

- Почему мы можем увидеть его глубину на 40 метров? Фильтрует воду байкальский рачок – эпишура. Он является главным санитаром озера. Если рассмотреть под микроскопом его рот, то можно увидеть ажурную ловчую сеть из многочисленных перистых щетинок. В ней и запутываются водоросли и бактерии.

На ковролине появляется рачок – эпишура.

Про озеро Байкал в музее мы узнали,

А нерпу, маленького тюленя, ещё не встречали.

Где его нам отыскать?

Вопросов много надо ему задать.

- Главное лежбище нерпы расположено на Ушканьих островах, там она может найти много корма.Ушканьи острова названы так в честь большого количества живущих там ушканов. Так в Сибири жители называли зайцев.

Народ хранит Ушканьи острова,
Здесь нерпы лежбища всегда.

Физминутка «Катер»

Волны плещут на Байкале

Руки перед грудью, пальцы переплести, руками изображают волны

Что там чудится в тумане?

Ладошку поднести ко лбу, смотрим вправо и влево

Это просто катера

Две руки вытянуть вперёд, сделать нос катера

Пусть плывут скорей сюда

Машут руками

Мы по острову Ольхонь гуляем

Ходьба

Мореходов поджидаем

Ходьба

Плывёт, плывёт наш катер,

К Ушканьим островам.

Байкальская нерпа как живёшь,

В гости нас позовёшь?

Садятся по – турецки и раскачиваются вправо и влево

На ковролин вывешивается иллюстрация байкальской нерпы и мнемотаблица к рассказу о нерпе.

 - Здравствуйте, ребята. Я байкальская нерпа или маленький тюлень. Живу в пресной воде на озере Байкал. Откуда мы попали сюда, остаётся загадкой для учёных. Моё тело покрыто коротким густым мехом. Я коплю толстый слой жира, который защищает меня от холода. На верхней губе у меня есть длинные и жёсткие волоски — это вибриссы. Они служат мне для ориентирования на суше и в воде. Я отлично плаваю и могу глубоко нырять. Ем голомянку, бычков и очень редко омуля. Зимой мы ведём одиночный образ жизни. Мои когти нужны для того, чтобы делать продухи в байкальском льду и цепляться за лёд и камни, когда хочется вылезти из воды и немного отдохнуть.В марте, вснежном логове среди торосов (нагромождение льдов)  у самки нерпы появляются один или два детёныша. Их называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо- серые. Мама-нерпа кормить детёныша молоком. Подрастая, нерпёнок учится плавать, нырять и ловить рыбу. Бывает, что на нас нападает бурый медведь. А бельков надо оберегать от лисиц, соболей и орланов.

Подвижная игра «Нерпа и Голомянка»

Считалкой «1,2,3 – нерпой будешь ты» - выбирается нерпа. Одеть шапочку нерпы. Остальные дети рыбки – голомянки. Они произносят слова:

 Я рыбка Голомянка, в Байкале я живу,
Поймать меня не просто, я резво уплыву!
Байкальская водица холодная всегда,
Я состою из жира, мне холод не беда!

Наряд мой: с перламутром чуть розоватый цвет,
Красивей и счастливей в Байкале рыбки нет!
Мы рыбки-голомянки прозрачны и нежны,
Мы просто одиночки, нам стаи не нужны!

Ведущий нерпа произносит слова:

Я Нерпа, байкальский тюлень.

Мне плавать в Байкале не лень!

  Глазами большими смотрю –

Добычу везде наловлю!
Чтоб жир для тепла сохранить,

Люблю голомянок ловить!

Нерпа догоняет рыбок.

Рефлексия
- О чем мы говорили на занятие?
- Что нового узнали на занятие?
- Какое задание больше всего запомнилось?

Литература:
« Путешествие голомянки», пьеса для детей в защиту Байкала (по материалам Татьяны Быченко)

Аудиосказки «Нерпа Юма. Сказки Байкала» https://music.yandex.ru/album/16404026?reqid=79064690515180283186955630824049144

Асламова С.Н. Сергиенко С.Ш. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу», Иркутск, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Байкальская нерпа

Познавательная информация о млекопетающим животном озера Байкал...

Презентация "Байкальская нерпа"

Презентация для детей старшей группы для знакомства с байкальской нерпой....

Конспект ОД "Байкальская нерпа"

Конспект для старшей группы с использованием лепбука....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познание с детьми средней группы на тему «Байкальская Нерпа».

laquo;Познавательное развитие». Уточнять и расширять знания детей о происхождении «Байкальской нерпы». Сформировать представление о среде обитания; питания млекопитающего. &laq...

Детский исследовательский проект "Байкальская нерпа"

 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное сост...

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"

Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....