" Возможность речевого развития на занятиях по ИЗО деятельности". ( из опыта работы).
презентация к уроку (средняя группа)

Цель:-научить ребёнка логически мыслить и связно выражать свои мысли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад к презентации18.41 КБ

Предварительный просмотр:

« Возможность  речевого развития детей на занятиях по                   изо деятельности».

(из опыта работы).

1 слайд: Владение родным языком в дошкольном  детстве  является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

2 слайд. Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям .

Ребёнок рано стремиться     самым   разнообразным  способом выразить полученные им впечатления: движением, словом, мимикой. Надо дать ему возможность расширять область выражения складывающихся у него образов. Дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, ножницы. Научить, как обращаться с этим материалом.

3слайд .ИЗО - деятельность выступает, как специфическое средство познания имеет большое значение для умственного развития. В свою очередь умственное воспитание тесным образом связано с развитием речи.

На занятиях по изо деятельности детей можно знакомить с новыми  словами , учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова, всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. т.е расширяем словарную работу над предметом.  Мы применяем различные приемы работы с детьми: – обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных.

Разнообразный материал (наглядный) который периодически меняется , помогает уточнить понимание названия предметов.

Занятия по изобразительной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности (если специально “забыть» положить лист бумаги, кисть, карандаш, или ножницы) ребёнок вынужден просить недостающее, т.е проявлять речевую активность.

4 -5лайд. Занятия аппликацией способствуют решению разных задач речевого развития детей накопление и обогащения их словаря (что берут в руки? (ножницы, клей, кисточка, тряпочка, клеёночка ) развитие связанной речи, правильного произношения, умение описывать увиденное,  рассказывать о созданном изображении активность.

 6-7 слайд Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнение практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии-так например: приёмы работы с ножницами дети усваивают подражая действиям взрослого, поэтому очень важно уделить особое внимание  пользованию ножницами,(учить сжимать и разжимать рычаги, чтобы получить ровный  разрез по прямой. Объяснить в каком положении должны находиться пальцы руки держащей ножницы и руки в которой находится бумага, как следует двигать рычаги ножниц, чтобы бумага резалась а не мялась. Сдесь можно использовать худ слово(загадка). Инструмент бывалый – не большой не малый, у него полно забот, он и режет и стрежёт. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. 

8 слайд .На занятиях  по рисованию ребёнок сам выполняет разнообразные действия:   я-взял карандаш,  веду линию, рисую шарик, рисую узор. Дети усваивают определённую цепь последовательных действий , характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи, правильному пониманию и выполнению инструкций типа: нарисуй дорожку, шар. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают – комментирование действий (берем карандаш( кисточку) в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.); – воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему); – подробные вопросы к детям по форме и цвету; – предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

 Усваивают последовательность действий и причинно следственную взаимосвязь “Кисточка грязная», «Моем грязную кисочку» , «Стала чистая». « Набираем нужную краску», «Смешиваем для получения нужного цвета»

9 слайд. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрих, мазки, линии), дети любят сопровождать и речью, а так -же движением руки. (топ-топ (следы), кап-кап (дождь идёт), оживляют свои выполненные работы. Мы вместе с детьми рассматриваем образ, предмет. Дети могут рассказать  о композиции, рассказать о своём рисунке согласовывая существительные с прилагательными(красная шапочка- синий бант),зелёный огурец, большой дом-маленький шарик.

 10-12 слайд. Занимаясь лепкой ,  ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок  лепит,  развивается его мелкая моторика, сила нажима на пластилин  что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления.. В  лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок пластилина на три неравные части (большая — для туловища, поменьше — для головы, совсем маленькая — для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки). Например, они лепят туловище животных из шаров разной величины, но при этом передают некоторые характерные особенности формы ушей, хвоста, клюва. Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание,  оттягивание, примазывания. Также не забываем о приёмах: скатывания, раскатывания, сплющивания.

Создание игровых ситуаций помогает детям лучше понять образ, который они создают, а это очень важно, так как основная цель изобразительной деятельности — научить детей создавать выразительный образ. Решаются задачи :обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, развивается моторика руки. подготавливается  появление связной речи.

Положительная оценка, похвала, одобрение, побуждают детей к дальнейшим положительным действиям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

«Методы речевого развития на занятиях по художественному творчеству» ( из опыта работы)

Развитие речи имеет большое значение в жизни каждого ребёнка. Чтобы научить ребёнка г...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа из опыта работы на тему "Как мы помогаем маме" с использованием личностно-ориентированной технологии

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа из опыта работы на тему "Как мы помогаем маме" с использованием личностно-ориентированной технологии...

Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

Влияние устного народного творчества в речевом развитии детей 2 группы раннего возраста (из опыта работы).

Задачи работы педагога:   Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;   Приобщить детей к русскому фольклору   Обогащать  речь детей, ф...

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют  перестройки его представ...