Технологическая карта "Что в имени тебе моём"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кудашева Виктория Владимировна

Технологическая карта непрерывной образовательной  деятельности с использованием кейс-технологий по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности «Что в имени тебе моём»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_v_imeni_tebe_moyom_tehnologicheskaya_karta.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной  деятельности

с использованием кейс-технологий по социально-коммуникативному развитию

для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Тема: «Что в имени тебе моём»

Разработала: Кудашева Виктория Владимировна

воспитатель 1 квалификационной категории

Ноябрьск, 2021 г.

Тема: «Что в имени тебе моём»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Вид занятия: фронтальное

Формы образовательной деятельности: непрерывная образовательная деятельность в форме исследования

Цель: Закрепление знаний детей о праве каждого на имя.

Задачи

Образовательные: Закрепить знания детей о праве на имя, помочь детям в принятии своего имени; дать детям представление о культуре имён на Руси и народов Севера.

Развивающие: Развивать чувство собственного достоинства, воображение, доказательную речь.

Воспитательные: Воспитывать уважение к сверстникам, дружелюбие по отношению к окружающим, независимо от имени, национальности и других особенностей.

Материалы и оборудование: мягкая игрушка Змея Горыныча (дракона), медали с именами, свидетельство о рождении, теневой и кукольный театр для д/и «Угадай сказочного персонажа».

Предварительная работа: подготовка с детьми показа инсценировки, поиск информации об именах детей.

Словарная работа: документ, свидетельство о рождении, право.

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Все живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Дети берутся за руки, здороваются друг с другом и рассаживаются за столами.

1 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия.

Раздаётся шум урагана.

- Ребята, что это было? Даже немного страшно стало. Наверное, это был ураган.

Раздаётся звонок по мобильному телефону (имитация разговора).

- Ребята, я вынуждена вам сообщить неприятную новость. Звонила Фея страны Вообразилии – это был вовсе не ураган, а мимо пролетел Змей Горыныч. Он похитил наши имена! Что же делать? Мне кажется, я уже не помню, как меня зовут. А с вашими именами всё в порядке? Вы уверены, что это ваши имена? Скажите, разве кто-нибудь может забрать у нас наши имена? Мне кажется, что Змей Горыныч нарушил какое-то наше право? Вы знаете, что это за право?

- Да, действительно, в Конвенции о правах ребёнка говорится о том, что каждый человек имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию, которые записываются в первый документ человека – свидетельство о рождении (показывает документ).

Ребёнок читает стихотворение

Вовочки и Леночки,

Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней

Правами своими –

Ведь с пелёнок человек

Получает имя.

2 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выполнения действий по задачам НОД

- Ребята, как вы думаете, почему Змей Горыныч захотел забрать наши имена? Знаете, Фея страны Вообразилии сказала, что мы можем спасти наши имена. Для этого нужно всё узнать о своих именах и полюбить их. Отправляеися в страну Вообразилию для спасения своих имён?

- Вот мы и добрались до первого испытания. Нам нужно узнать, кто же спрятался за тенью?

Д/и «Угадай сказочного персонажа»

- Так для чего же людям нужны имена?

Дети отвечают на вопросы, отгадывают сказочных персонажей и делают выводы:

  • Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть что-то такое, что отличает нас от других. Это имя.
  • Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.
  • Имя может многое рассказать о человеке, который его носит.

Ребёнок читает стихотворение

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать нам надо, Что же наше имя значит.

2 мин.

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- Ваши родители дали вам красивые имена, и каждое имя означает, какими вас хотели видеть родители. Наши предки на Руси внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми и милыми. Поэтому и имена давали такие: Любомир, Добрыня, Людмила. Как вы думаете, что означают эти имена? Может кто-то из вас знает, что означает его имя?

- Так же и у народов Севера старые люди утверждали: «Нельзя малышу без имени – он будет мучиться и плакать». И взрослые спешили назвать новорожденного. В именах северных народов скрыта история жизни народа, при этом имена у ненцев повторялись очень редко. В древние времена было так: «Сколько жителей в тундре – столько и имён».

- Ребята, посмотрите, какая интересная книга здесь лежит. Заглянем в неё?

- Имя сопровождает человека всю его жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было давно. Звали эту девочку ласково Викуля, Викочка. Девочка выросла и стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? О себе. Мама называет меня по-прежнему ласково. Мои дети называют меня «мама». А в детском саду я для всех Виктория Владимировна. А как вас будут звать, когда вы станете взрослыми людьми?

Дети строят предположения относительно значения древних имён (Любомир – любящий мир, людей; Добрыня – делающий добро, добрый, Людмила – милая людям) и рассказывают о своих именах.

Дети рассматривают книгу с фотографиями воспитателя в детстве и во взрослом возрасте. Дети рассказывают, как их будут звать во взрослом возрасте.

5 мин.

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Ребята, ваши друзья приготовили для вас небольшую сценку. Давайте её внимательно посмотрим.

- Привет, Серёжа.

- Привет, Ванька!

- Серёжа, почему ты меня так называешь?

- Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил: «Ванька – встань-ка гуляет по полянке».

- Мне не нравится такое стихотворение!

- Почему оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

- Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая-то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

- Ну и не надо, подумаешь, стихи ему мои не понравились.

- Я ухожу, до свидания.

- Пока-пока, Ванька – встань-ка…

- Ребята, почему между мальчиками произошла ссора? Можно ли давать другим обидные прозвища? Почему? Как можно исправить эту ситуацию? А вот как.

- Здравствуй, Ваня.

- Здравствуй, Серёжа.

- Ваня, извини, что я дразнил тебя и называл неприятным именем. Я понял, что каждый человек имеет право на то, чтобы его называли приятным именем.

- Вот теперь с тобой приятно разговаривать. Я очень рад, что ты всё понял.

- Ну что, Ваня, пойдём с тобой вместе играть?

- Конечно, Серёжа, с людьми, уважающими других, хочется общаться. Пойдём играть.

- Ну вот и настал самый важный момент нашего путешествия. Мы добрались до Змея Горыныча.

- Здравствуй, змей Горыныч. Мы хотим попросить у тебя свои имена обратно. Они нам очень нужны. А чтобы твоё имя было всегда с тобой, мы хотим подарить тебе свидетельство о твоём рождении. Это будет твой документ, в котором записано твоё имя. И мы надеемся, что ты полюбишь своё имя, и больше не будешь забирать имена детей.

Змей Горыныч отдаёт детям их имена (медальки с именами).

- Ребята, давайте придумаем ласковые имена для Змея Горыныча.

Змей Горыныч прощается с детьми и улетает.

Дети смотрят сценку и беседуют по её содержанию: называть кого-то грубыми словами, дразнить – значит задевать его достоинство, самоуважение; к человеку нужно обращаться всегда по имени, когда просим о чём-то или просто здороваемся или прощаемся, этим мы проявляем своё уважение к нему; не знать имени близкого – невежество. Предлагают варианты, как исправить создавшуюся ситуацию и смотрят продолжение сценки.

Дети придумывают ласковые имена.

12 мин.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Систематизация знаний.

Рефлексия

- Ребята, кто хочет остаться навсегда со своим любимым именем, кто его полюбил – повесьте медальки себе на шею. Я рада. Что вы полюбили свои имена и много о них знаете. Желаю вам дорожить ими всю жизнь и украшать их красивыми делами.

- Как вы думаете, почему Змей Горыныч вернул наши имена?

- Сегодня мы многое узнали об именах, поэтому я предлагаю вам дома вместе с родителями создать альбом про своё имя. В нём вы расскажете о значении своего имени, нравится ли оно вам, почему вас родители так назвали, впишите туда результаты нашего сегодняшнего приключения, а так же вы можете вставить в этот альбом свою фотографию.

Дети отвечают на вопросы.

3 мин.

7.

ИТОГО:

25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».

Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

Что в имени тебе моем?

«Без имени — было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, н...

Консультация для родителей "Что в имени тебе моем?"

Подготовленная консультация знакомит родителей воспитанников моей группы со значением имени их ребенка и о традициях, связанных с присвоением имени ребенку....

Мини-проект "Что в имени тебе моем..." (в рамках тематической недели "Дети имеют право!")

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей и родителей о правовой культуре....

Что в имени тебе моём?

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию детей....

Проект «Что в имени тебе моем. Наши имена»

Дети познакомились с обозначением своего имени, что позволяет  формированию  индивидуальной  самосознательности,воспитанию доброжелательного  отношения друг к другу....