"Фонетическая ритмика"
консультация

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи  детей играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Фонетическая ритмика"91 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика.

Цель: Использование фонетической ритмики для развития у детей чистой

            ечи у детей с СНР.

Задачи: - Использование фонетической  ритмики для развития речевого

                  слуха, дыхания, голосового и речевого аппарата.

               - Развитие произносительной стороны речи, используя различные

                  игры и упражнения.

               - Способствовать восприятию речи и фонетическому осмыслению.

( Речевой материал для планирования занятий).

№ 1.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

Папапа – па  сжатыми кулаками;

на– па – резко разжать кулаки;

пупупу – пу – имитировать игру с мячом о стену;

на – пу – резкое движение вперед руками и корпусом.

  1. Изолированное произнесение гласного А, У. протяжно и кратно:

а…а… - плавно развести руки в стороны; резко отвести одну руку в сторону;

у…у… - руки медленно вытягиваются вперед; резко выбрасываются вперед;

ау – приложить ладони ко рту и поворачиваться корпусом в разные стороны.

  1. Быстрое и медленное проговаривание слогов:

Папапа  па…па…па…- сжатыми кулаками вверх-вниз разводить плавно руки, начиная ото рта. ПУПУПУ пу…пу…пу – резко разводить руки в стороны, кулаки сжаты плавно втягивать руки вперед, начиная ото рта (2 раза).

  1. слитное и не слитное произнесение слогов

Папапа па…па…па – чеканить мяч, хлопать в ладоши.

Пупупу пу…пу…пу – ударять прямыми руками о бедра; отмахиваться.

  1. Громкое и тихое произнесение – кукла спит – встала; мишка большой – маленький.

№ 2.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

Папапа па –сжатыми кулаками; резкое движение в сторону, чуть вверх.

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

А…а – медленно присесть; резко встать.

А…м…ам – медленно развести руки в стороны, затем с напряжением вперед; подражать собаке.

О…о – собрать руки округло над головой, резкое движение вперед всем корпусом.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов:

Татата та – топать , плавно опустить руки.

Тутуту ту – пятиться назад, медленно вытягивать руки вперед.

  1. Слитное и неслитное произнесение:

Татата та – соединить пальцы в щепотку, резко выбрасывать вперед указательные пальцы.

  1. Громкое  и тихое произнесение:

А,па – какать куклу, кукла встала.

Маленький мяч – большой мяч.

Маленький мишка - большой мишка.

  1. Произнесение с ритмикой ПОКА (ПАПА – ПАКА).

№ 3.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

Папап – па – топать двумя ногами, одной ногой.

Пупупу -  пу – пятиться назад, резко выбрасывать руки вперед.

Опопоп -  оп – лечь на ковер, потом подняться и подпрыгнуть, прыгать, держась за руку учителя.

  1. изолированное произнесение звуков и протяжно и кратко:

а…а – пятиться медленно назад, резко опускают прямые руки, хлопая по бедрам.

У…у – руки медленно вытягиваются вперед, резко выбрасываются вперед.

В…в – изображать самолет, резко сесть на корточки.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов:

Татата та – руки  согнуть в локтях, кисти сжаты, указательные пальцы вверх, крутить кистями рук около уха. Плавно разводить руки в стороны.

Папапа па – быстрые похлопывания согнутыми в локтях руками по бокам, плавно опускать  руки вниз.

  1. Слитное и раздельное произнесение:

Пупупу пу…пу…пу – ударять руками о бедра, отмахиваться.

Опопоп оп оп оп – отбывать мяч о пол, подбрасывать мяч вверх.

  1. Громкое и тихое произнесение:

Татата – зайка большой и маленький.

  1. Произнесение с ритмикой слова ПАПА.

№ 4.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога.

бабаба  ба..ба..ба..- трясти кистями рук перед грудью.

Ляляля  ля.. ля.. - крутить кистями рук около уха, делать резкие движения чуть в сторону.

Опопоп  оп.. оп.. – стучать мячом об пол; прыгнуть в обруч.

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко;

о…о…о…- медленно поднять руки над головой;

резкое движение вперед всем корпусом.

а…а…а…- взять за руки, собрать круг и вытягивать руки; резкое движение в сторону попеременно каждой рукой.

м…м…м…- плавно разводить руки в стороны с напряжением; чуть резче опустить руки.

ам… на [ а] – развести руки в стороны, на [м] – плавно вниз.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов;

Папапа па.. па.. – хлопать по коленкам, плавно опустить руки вниз.

  1. Слитное и раздельное произнесение:

пипипи пи.. пи.. – махать руками, более широкое и резкое движение.

татата та..та..- собрать пальцы в щепотку, резко в сторону.

  1. Громкое и тихое произнесение: ав, па, та.
  2. Произнесение звука [O] с интонацией усталости и боли.
  3. Произнесение слова «дом» с ритмикой: на [Д] руки вместе на [О] –вверх, на [М] плавно опустить.

      №5.

          1.  Произнесение ряда слогов и одного слога:

               папапа па..па..- сидя на полу стучать прямыми ногами.

               опопоп оп..оп..- прыгать.

               татата та..та..- топать.

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

О..О..- руки  сомкнуть перед собой, резко отвести одну руку в сторону. А..А..- качать руки перед собой. У..У..- руки медленно вытягивать вперед, резкое  движение вперед.

А…У -   АУ;    А…М -   АМ.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов:

бабаба ба..ба..- трясти кистями рук перед собой;

тутуту ту..ту..- топая пятиться назад, вытягивать руки вперед.

  1. Слитное и раздельное произнесение:

дадада  да..да..- кивать головой и делать движение в сторону кистью руки; пупупу пу..пу..- резко вытягивать вперед кулаки.

  1. Громкое и тихое произнесение слов: пипипи; папапа; птичка;

мышка.

          6.  Произнесение звука   [У] с интонацией усталости и боли.

          7.  Произнесение слов ПАПА, ПОКА с ритмикой.

      №6.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

ляляля  ля...ля..- крутить кистями рук около лица;

дадада да..да..- грозить пальцем;

пипипи пи..пи..- изображать птичку.

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

и...пи..; у..у..- встать на четвереньки и вытягивать руки, медленно водя по полу;

м…ам..;в…во..

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов;

бабаба  ба..ба..

татата та..та..- хлопать.

  1. Слитное и раздельное произнесение;

папапа  па..па..- стучать кулаком о кулак;

амамам  ам..ам..

  1. Произнесение звука [ А ] – с интонацией радости;
  • c интонацией боли;
  • с интонацией усталости.
  1. Произнесение звуков разной высоты;

у..у..- самолет летит, садится.

          7.  Произнесение двух ритмов: папа, па-па(выделить второй слог).

          8.  Произнесение с ритмикой слов: ТАМ; ПАПА; МАМА.

      №7.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

папапа па..па..- сидя на полу,стучать ногами;

дадада  да..да..- кивать головой;

ляляля  ля..ля..- крутить кистями рук с вытянутыми вперед указательными пальцами;

бабаба  ба..ба..- трясти кистями рук.

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко;

и…пи; о..о; а..м-ам; а..у-ау.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов;

опопоп оп..оп..- стучать мячом об пол;

нанана на..на..- протягивать ладони вперед.

  1. Слитное и раздельное произнесение;

пипипи пи..пи..- пальцы собрать в щепотку;

татата та..та..- топать.

  1. Произнесение звука  [О] – с интонацией боли;

                                                - с интонацией усталости;

                                                - с интонацией радости.

6.  Произнесение двухсложных ритмов6

     тата  та..та..

     папа  па..па..

  1. Произнесение звука [ А] с разной высотой.
  2. Произнесение слов ДОМ, МАМА.

      №8.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

опопоп  оп..оп..- прыгать;

татата та..та..- резко разжимать сжатые кулаки;

бабаба ба..ба..

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

а…а; и…пи; о…о; а…а…ау; м…а…ма; п…а…па.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов;

тутуту ту..ту..- топать отодвигаясь назад, двигаться вперед ногами и вытягивать вперед руки.

пипипи пи..пи..- стучать прямыми руками по бедрам.

  1. Слитное и раздельное произнесение:

ляляля  ля..ля..- качать головой;

попопо по..по..

  1. Произнесение звука [ И]- с интонацией боли;

                                               - с интонацией усталости;

                                               - с интонацией радости.

6.  Произнесение двухсложных ритмов: Тота,Папа, паПа.

7.  Произнесение звука [ А] с разной высотой.

8.  Произнесение с ритмикой: ДОМ, МАМА, МАМА ДОМА, ТАМ.

9.  Игрушки: заяц, мишка,собака, кошка, мячи.

 №9-10.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

Вовово  во..во..; пупупу пу..пу..; бобобо бо..бо..

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко;

а..а – хоровод;и..пи; и..а..иа; ..я; у..у; а..у..ау; на..на.

          3.  Быстрое и медленное произнесение слогов:

               папапа па..па..;

               пипипи пи..пи..;

               фуфуфу фу..фу..- отмахиваться.

4.Слитное и раздельное произнесение:

опопоп оп..оп..- прыгать;

татата та..та..

5.Произнесение звука  [У]- с интонацией боли;

                                               - с интонацией усталости;

                                               - с интонацией радости.

6.  Изображать звуком [ А] зайку.

7.  Произнесение двухсложных ритмов: ТАта, таТА.

8.  Произнесение с ритмикой слов: ТЕТЯ, МАМА,ПАПА,ТАМ,ДОМ,

     ВОТ.

     №11.

  1. Произношение ряда слогов и одного слога:

вовово  во..во..; пупупу  пу..пу..;  бабаба  ба..ба...

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

а…а; и…и; и…а; иа…я;  у…у;  а…у…ау;  на…на.

  1. Быстрое и медленное произнесение слогов:

Папапа, мамама, пипипи, фуфуфу.

  1. Слитное и раздельное произнесение:

Опопоп  оп..оп..; татата  та..та…

  1. Произнесение звука  [ А]- с интонацией боли;

                                                  с  интонацией усталости;

                                                  с  интонацией радости.

6.  Изображать зайку и мишку звуком  [а].

7.  Отстукивание двухсложных ритмов Тата, таТА.

8.  Произнесение с ритмикой слов: ТЕТЯ, ДЯДЯ, МАМА, ТАМ, ДОМ.

     №12.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога:

тутуту ту..ту..- топать ногами;

папапа па..па..-стучать ногами, сидя на полу;

опопоп оп..оп..- прыгать.

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко.

у...у; му..му; пи..пи; ам..ам; ау..ау; на..на; о..о.

           3.  Быстрое и медленное произнесение слогов:

                папапа па..па..- хлопать, плавно опускать руки сверху вниз.

                пипипи пи..пи..- птичка.

4.Слитное и раздельное произнесение:

ляляля ля..ля..; татата та..та..; бабаба ба..ба.

5.Произнесение звука  [О]- c интонацией боли;

                                                 с интонацией усталости;

                                                 с интонацией радости.

6.  Изображать звуком  [А] зайку и мишку.

7.  Отстукивать двухсложные ритмы: Папа, паПА.

8.  Произнесение с ритмикой: тетя Оля, тетя Таня, дома, пол.

9.  Произнесение  звука  [А] c разной высотой большая - маленькая

     птичка.

     №13.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога: тотото то..то..;

пипипи пи..пи..; ляляля ля..ля…

  1. Изолированное произнесение звуков кратко и протяжно: а..а;

о..о; а..о; у..у; а..у..ау; му..му; ма..ма.

           3. Быстрое и медленное произнесение слогов:

               татата та..та..; папапа па.. па..

          4.  Слитное и раздельное произнесение: папа па..па..;

               мама ма..ма..; баба ба..ба..; гагага га..га..; тутуту ту..ту…

          5.  Произнесение звука [У] с интонацией усталости;

                                                          с интонацией боли;

                                                          с интонацией радости.

          6.  Изображать зайку и мишку звуком [а].

          7.  Отстукивание двухсложных ритмов: Папа, Тата, таТА.

          8.  Произнесение с ритмикой: тетя Оля, тетя Таня, тетя Галя, дома, пол.

          9.  Произнесение звука  [О] разной высотой (игрушки: зайка, мишка).

    №14.

  1. Произнесение ряда слогов и одного слога: татата та..та..-идти

приставным шагом, бубубу бу..бу..; попопо по..по…

  1. Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко: у..у; о..о;

и..и; ла..ла; ма..ма; на..на; фа..фа.

          3.  Быстрое и медленное произнесение слогов: ляляля ля..ля..- покачи-

               ваться, бабаба ба..б

          4.  Слитное и раздельное произнесение слогов: опопоп оп..оп.- с мячом.

          5.  Произнесение звука  [У] с интонацией боли, радости,усталости.

          6.  Изображать зайку и мишку звуком  [О].

          7.  Отхлапывать двухсложные ритмы: Туту.

          8.  Произнесение с ритмикой: пол, дом, там, тут, тетя Оля.

          9.  Произнесение звука [О] разной высоты(игрушки: зайка, мишка, мяч)

    №15.

          1.  Произнесение ряда слогов и одного слога:

               папапа па..па..- сидя на полу;

               опопоп оп..оп..- прыгать, прыгнуть в обруч,

               татата та..та..- приставными шагами.

          2.  Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

               Тутуту- пятиться назад, ту..ту..- шагать вперед.

          3.  Быстрое и медленное произнесение слогов: пипипи пи..пи..;

               тутуту ту..ту..- пятиться назад, потом шагать вперед.

          4.  Слитное и раздельное произнесение: тотото то..то..; ляляля ля..ля…

          5.  Произнесение звука [О] - c интонацией боли,

                                                           с интонацией радости,

                                                           с интонацией усталости,

                                                           с интонацией вопроса.

          6.  Изображать зайку и мишку звуком  [У].

          7.  Отстукивать двухсложные ритмы: Туту, туТУ, туТУ, паПА, Папа.

          8.  Произнесение с ритмикой: пол, там, тут, дома, тетя Оля, тетя Таня.

          9.  Произнесение звука  [О] разной высоты (игрушки: самолет, зайка,

               мишка, кукла, птичка).

    №16.

          1.  Произнесение ряда слогов и одного слога:

               пупупу пу..пу..- указательный палец вперед.

               Опопоп оп..оп..

          2.  Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко: у..у; о..о;

               а..а; ау..ау; м..; н..; м..- ладони у щек, н..- указательный палец на

               крыльях носа.

          3.  Произнесение ряда слогов с изменяющимися гласными:

               тататато тотатата; татато татота.

          4.  Быстрое и медленное произнесение слогов: пипипи пи..пи..;

               Тотото то..то…

          5.  Слитное и раздельное произнесение слогов: мамама ма..ма.;тутуту                                              

          6.  Произнесение звука [А] с интонацией усталости;

                                                         с интонацией боли;

                                                         с интонацией радости.

          7.  Произнесение слога: тата – с зовущей интонацией.

          8.  Изображать собаку, зайку, мишку гласным звуком  [О].

          9.  Отстукивание двухсложных ритмов Туту, туТУ.

        10.  Произнесение гласного  [А] с разной высотой – хоровод.

        11.  Произнесение слова ПАПА громко и тихо.

    №17.

          1.  Изолированное произнесение звуков протяжно и кратко:

               а..а; о..о; у..у; э..э; а..у; ау..; о..у; оу; мм..а; ма.; в..; ф…

          2.  Произнесение ряда слогов и одного слога:

               папапа па..па..

               тутуту ту..ту..

          3.  Произнесение ряда слогов быстро, средне, медленно:

               татата та..та..та..; та..та..та..

               пупупу пу..пу..пу..; пу..пу..пу..

          4.  Произнесение ряда слогов с изменением гласного и постепенным

               убыстрением (ускорением): та..то..та..то..; татота;тотато;

               та..ту..та..ту..; татута; тутату.

          5.  Изображать зайку, мишку,собаку гласными звуками [А] [О ],

               (большое и маленькое животное).

          6.  Слитное и раздельное произнесение слогов:

               Мамама ма..ма..; папапа па..па..; тотото то..то..; вавава ва..ва..

          7.  Воспроизведение двухсложных ритмов: Тата, таТА,Папа, паПА.

          8.  Произнесение звука [А], ТА с интонацией боли,

                                                                с интонацией побуждения,

                                                                с интонацией вопроса.

               слова: «иди», «где», «кто там».

           9.  Произнесение слогов: папапа – громко-тихо.

         10.  Произнесение гласного звука [ А] высоко – низко.

         11.  Закрепление звуков и фраз: «тетя Таня где?» «Дома тетя Таня».

     №18.  

           1.  Учить произносить кратко и протяжно гласные а..а; о..о; у..у.

                Сочетание гласных: ау..ау.

           2.  Вызывание звука [Ф]- дуть на ладонь и разводить руками в

                стороны.

           3.  Учить детей выделять один слог из ряда: опопоп оп..оп..- изобра-

                жать игру в мяч; тутуту ту..ту..- топать,шаг в сторону.

           4.  Дифференциация звуков  [П], [ М ] в слогах: па-ма; папа-ма; ап-ам;

                по-мо; попо-мо; оп-ом; пу-му; пупу-му; уп-ум.

           5.  Автоматизация звука  [Н] в слогах: нана-на-на-нана; ноно-но-ноно;

                ну-ну-нуну.

           6.  Произносить ряды слогов с измененными гласными: па-по-па;та-то;

                и ускорением темпа.

          7.  Произносить в быстром, среднем, медленном темпе: папапа.

          8.  Учить воспроизводить двухсложные ритмы Папа, паПА.

          9.  Учить произносить ряды слогов слитно и раздельно:

               тотото то..то..то..; пипипи пи..пи..пи..

        10.  Учить произносить тихо и громко: папапа, большой мишка,

               маленький мишка, ляля спит.

        11.  Учить произносить гласный звук [А] высоко и низко.

        12.   Учить говорить с ритмикой: ляля упала.

    №19.

          1.  Произносить изолированно протяжно и кратко: а..а; о..о; у..у; ао..ао;

               ау..ау. ф-ф- дуть, разводя руки в стороны; на..на- опустить руки вниз

          2.  Вызывание звука [И] пипипи пи..пи..

          3.  Дифференциация звуков [Т] [ Н ] : та-на тата-на; то-но тото-но;

               ту-ту туту-ту; тата Ната-кукла.

          4.  Учить детей выделять из ряда слогов один слог: мамама ма.; ляля ля.

          5.  Учить произносить слоги быстро и медленно:

               тутуту ту..ту..ту..- руки у груди, указательные пальцы вытянуты.;

               дадада да..да..да..

          6.  Учить детей произносить ряды слогов с изменением гласного и

               ускоренным темпом: татотато, татутатутату.

          7.  Учить детей воспроизводить двухсложные ритмы:

                Тата, таТА- топать, выставляя ногу вперед на ударный  слог.

          8.  Учить произносить слитно и раздельно ряды слогов:

                Пупупу пу..пу..пу..

          9.  Учить произносить слоги тихо и громко: ляля спит; ляля встала.

         10.  Учить произносить звук  [А] высоко  и низко.

         11.  Учить говорить с ритмикой фразы «мама и папа дома», «ляля там»,

                «ляля тут».

  1. Изображать собаку, мишку, зайку, кошку на гласный звук  [А].

 

     №20.  

           1.  Произносить изолированные звуки протяжно и кратко:

                и..пи; а..а; и..а; я; ф..ф; м..; н...

           2.  Вызывание звука [ Б] баба; бо-бо; би-би.

           3.  Дифференциация звуков  [П] [ Т ]:

                па-та папа-та папа там;

                по-то попо-то папа Тата;

                пу-ту пупу-ту.

           4.  Учить выделять один слог из ряда слогов:

                опопоп оп..; вавава ва…

           5.  Учить произносить слоги быстро, средне, медленно:

                 папапа,  тотото.

           6.  Учить говорить ряды слогов с изменением гласного с постепенным

                 убыстрением: тутутату, татотато.

           7.  Учить говорить ряды слогов слитно и раздельно: мумуму му..му..му

          8.  Учить произносить ряды слогов с изменением согласного:

               Памапама

          9.  Учить произносить слоги тихо, средне, громко: та па.

        10.  Учить произносить звук  [А] высоко и низко.

        11.  Учить произносить двухсложные ритмы Папа  паПА.

        12.  Учить говорить фразы: «Таня бежит», «Таня упала», «папа Таня

               упала», «бах».

        13. Изображать на гласный звук  [О] собаку, кошку, мишку, зайку.

               

           

         

             

     

..

                                                             

           

     

     

         

             

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

«Фонетическая ритмика».

Статья для педагогов, логопедов, психологов, родителей для работы с  детьми у которых есть проблемы со звукопроизношением и некоторые психологические проблемы....

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...