План по самообразованию
материал

План по самообразованию на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2020-2021g.g.docx56.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Берёзка»

г. Белоярский

План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Радуга»

на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Воспитатель: Яковлева Л.А..

2020-2021 г.

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Расширить свои знания о влиянии устного народного творчества на развитие речи младших дошкольников.
  2. Способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
  3. Способствовать развитию речи младших дошкольников через её активизацию и расширение словаря.
  4. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  5. Пополнить предметно-развивающую среду группы картотекой загадок и потешек, масками для инсценирования русских народных сказок, дидактическим пособием по развитию речи.
  6. Способствовать образованию родителей по данной теме и приобщению семей к совместному творчеству детей и родителей.

Актуальность выбранной темы

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов.

С помощью малых форм фольклора (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) можно решать практически все задачи методики развития речи. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка».

Февраль

Просмотр кукольного театра по мотивам русских народных сказок, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Работа с семьёй

Декабрь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.        

Анкета: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Январь

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Март

Методическая неделя: «Роль семьи в развитии речи и пути преодоления речевых недостатков у дошкольников».

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

 «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Самореализация

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Сообщение из опыта работы «Сказка как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Февраль

Открытый просмотр: «Неделя творчества» с показом открытого педагогического мероприятия

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Март

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Используемая литература

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Приложение 1

Конспект вечера загадок во второй младшей группе

«Сказки Бабушки-Загадушки»

Цель: закрепление знаний сказок

Задачи: формировать умение вести диалог, эмоционально и активно

отвечать на вопросы; активизировать мыслительную деятельность; развивать

связную речь, память, мышление, воображение; воспитывать интерес к

творчеству.

Ход развлечения:

Дети сидят на стульчиках полукругом

В группу входит Бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, дети. Знаете, кто я? Я – Бабушка-Загадушка, люблю

приходить в гости к ребятам в детский сад, играть с ними и загадывать

загадки. А вы любите разгадывать загадки?

Дети: Да

Бабушка: Я вам расскажу одну историю. Мой дом находится в волшебном

лесу, там живут сказочные герои из сказок, но чтобы их увидеть нужно,

отгадать загадку и он появится. Вы хотите отправиться погулять по

волшебному лесу.

Дети: Да

Бабушка: Тогда отправляемся, а приведет нас в волшебный лес волшебный

клубок, куда он покатится, туда мы и пойдем. (Дети встают и идут за клубком к домику и имитацией леса)

Бабушка: Вот мы с вами и в волшебном лесу. Вы готовы увидеть

сказочного героя, тогда отгадайте загадку.

Его Маша обхитрила,

В короб с пирогами села,

Чтобы домой ее отнес он,

А потом вернулся в лес.

Дети: Медведь из сказки «Маша и медведь»

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Молодцы, ребята! Назовите мне героев этой сказки.

Дети: Бабушка, дедушка, подружки, Маша, медведь, собака.

Бабушка: Вот следующая загадка:

Его выгнала лиса

Из дома лубяного,

А петух помог ему

Освободить свой домик.

Дети: Заяц из сказки «Заюшкина избушка».

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Давайте ласково назовем героев этой сказки. Дети: Заяц-заюшка, петух-петушок, лиса-лисонька, собака-собачка, медведь-мишутка.

Бабушка: Молодцы, справились и с этой загадкой. Продолжим нашу

прогулку и вот следующая загадка:

Катился по дорожке,

Встречал много зверей.

И думал, что он хитрый,

Но все ж лиса хитрей.

Дети: Колобок.

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, кого встретил колобок в лесу,

после того как укатился от бабушки и дедушки.

Дети: Колобок встретил зайца, волка, медведя, лису.

Бабушка: Теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Физкультминутка

Бабка с дедом дружно жили (хлопают в ладоши)

Колобок слепить решили (лепят колобок)

По амбару помели

(двумя руками сделать вид, что метешь веником)

По сусекам поскребли(поскребите двумя руками стол)

Тесто замесили (месим тесто — сжимают кулачки)

Скатали колобок (круговые движения рук)

В печку положили (вытягиваем руки)

На окошке остудили (показываем окошко)

Вот, какой получился, колобок.

Бабушка: Вот мы и отдохнули, давайте еще отгадаем загадку.

К медведям в дом она пробралась,

На всех трех стульях посидела,

Разбила чашечку Мишутки,

И спать, потом она легла.

Дети: Маша из сказки «Три медведя»

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно. Скажите, как звали медведей в сказки «Три медведя»

Дети: Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.

Бабушка: Вот вам последняя загадка.

Бок у него был очень липкий,

К нему прилип даже медведь.

Он ни кого не испугался,

Домой привел он их семье.

Дети: Бычок из сказки «Соломенный бычок-смоляной бочок».

(Воспитатель показывает игрушку)

Бабушка: Правильно, молодцы. Скажите, ребята каких еще зверей поймал

бычок и отвел домой.

Дети: Зайца, волка.

Бабушка: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми загадками, но нам

пора возвращаться в детский сад и прощаться с волшебным лесом.

Волшебный клубок отведет нас обратно.

(Дети возвращаются на стульчики)

Бабушка: Ребята вам понравилось в волшебном лесу?

(Ответы детей)

Бабушка: Скажите, каких героев мы сегодня с вами повстречали в лесу?

Дети: Медведя из сказки «Маша и медведь», зайца из сказки «Заюшкина

избушка», Колобка, Машу из сказки «Три медведя».

Бабушка: Молодцы. Мне сегодня очень понравилось гулять с вами в

волшебном лесу. А теперь мне пора возвращаться к себе домой. До

свидания, ребята!

Приложение 2

Конспект инсценировки сказки «Теремок» во второй младшей группе

Образовательные задачи

1. Вызвать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном

выполнении ролей знакомых персонажей.

2. Продолжать знакомство с окружающим миром (лесные звери).

3. Продолжать учить внимательно слушать знакомую сказку, принимать

посильное участие в инсценировки персонажей.

4. Узнавать и называть животных по голосу, упражнять в

звукоподражании.

Развивающие задачи

Продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические

способности.

Воспитательные задачи

Продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские

отношения.

Методический приём: Рассматривание иллюстраций, беседа, инсценировка

сказки, муз. сопровождение, п/и «Догонялки с Мишкой»

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание

иллюстраций, п/и «Догонялки с Мишкой», игры на звукоподражания.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и

показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими

иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется

эта сказка? – показ.

На страничках этой книжки

Спрятались лягушка, зайка, мышка.

В теремке они живут,

Вас ребята в гости ждут.

Дети узнают и называют «Теремок». А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не

высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У

двери остановилась и стучит.

Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?

Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла

мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:

Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у

двери остановилась и кричит.

Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребёнок: А я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать,

песни распевать.

Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет

ребёнка к теремку).

Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?

Воспитатель помогает детям:

Я мышка-норушка

Я лягушка-квакушка

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик!

Воспитатель и дети: Иди к нам жить!

И зайчик прыгнул в теремок.

Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в

теремочке живёт?

Воспитатель повторяет слова за детей:А ты кто?

Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»

Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж

вчетвером. Братец волк стучится в дом.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.

Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и

волка.

А потом забрёл медведь и как начал реветь.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас

большой, места всем зверятам хватит.

Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают

ребят.

Молодцы у нас детишки,

Ловко бегали от мышки.

Рассказали сказку нам,

Всё расставив по местам.

Встали вместе в хоровод,

Вот так дружный здесь народ!

Приложение 3

Конспект развлечения «Широкая Масленица» для детей 2 младшей

группы.

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками.

Задачи:

1. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать

несложные танцевальные движения.

2. Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

3. Повторить знакомые детям подвижные игры.

4. Развивать силу, выносливость, быстроту реакции.

Действующие лица:

1.Ведущий

2.Масленица

3.Медведь.

Ход праздника

Ведущий:

Что за славный денек?

Собирается народ!

В игры зимние играть

Да себя потешать.

Собирайся, народ!

Весна-красна идет!

Посмотрите уж в берлоге

Просыпается медведь!

Медведь:

Очень жарко спать в берлоге

Поразмять хочу я ноги.

Ведущий:

Медведь. Песни петь пора и танцевать

И Масленицу встречать!

(Дети с Медведем танцуют танец "Плюшевый медведь")

Ведущий:

Умеешь, Мишка, ты плясать,

А теперь давай играть.

Подвижная игра с Мишкой

Мишка по лесу гулял

Мишка деточек искал

Долго-долго он искал

Сел на травку, задремал

Ведущий:

Стали деточки плясать

Стали ножками стучать

Мишка-мишенька вставай

Наших деток догоняй!

Медведь:

Молодцы! Хорошо поиграли! Но мне домой в лес пора. Летом в гости вас

жду, когда ягоды поспеют, грибы вырастут. До встречи!

Медведь уходит.

Ведущая.

Будем праздник продолжать,

Масленицу встречать.

Инструменты хороши,

Поиграем, малыши.

(Дети играют на музыкальных инструментах, в это время выходит

Масленица с блинами )

Масленица:

А вот и я.

Вы меня звали, друзья?!

Ведущая.

Масленица, Масленица,

Блинами объедаемся!

Будем Масленицу встречать,

Будем петь и танцевать.

(Танцевальные движения с погремушкками в хороводе, в центре -

Масленица.)

Масленица: А теперь пришла пора покататься детвора!

Игра "Карусель"

Дети по 3-4 человека берутся за 1 обруч и крутятся

Ведущая.

А теперь, Масленица, прощай,

И праздник наш не забывай!

Масленицу провожаем,

Весну встречаем!

И блинами в группах угощаем!

(Масленица уходит вместе с блинами).

Игра соревнование «Перетягивание каната»

Ведущая.

Ну что, гости дорогие, поиграли, повеселились? Не пора ли нам блинков

отведать? прощаться с Зимой, с Масленицей? Пусть стужа лютая дорогу

солнышку теплому уступит, пусть вместо снега на полях зазеленеет

травушка. Пусть вместо вьюги зимней - журчат ручьи . С зимой расстаться

нам пора.

Все. Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!

Прощай, Масленица!

А на следующий год опять приезжай!

В завершении праздника угощение блинами в группах для детей.

Приложение 4

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками!»

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

"пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они

способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры"

как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных,

людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети,

повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких - либо рифмованных историй,

сказок при помощи пальцев.

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании

покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем

поочередно соединять их с остальными пальцами.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами

поглаживать глаза

Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши

Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся!

(проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

Приложение 5

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Оборудование: домик, солнышко, плоскостные цветы, зонтик.

Ход развлечения

- Дети, наступила весна, солнышко все чаще появляется, пригревает.

Посмотрите, а вот домик, в котором живет солнышко. Оно в доме закрыто,

значит, солнышко спит. Давайте попросим солнышко выглянуть в окошко.:

Солнышко – ведрышко (фонарики)

Выгляни в окошко (руки вперед)

Солнышко, нарядись! (вверх одну руку)

Красное, покажись (вверх другую руку, руки опускают)

Услышало солнышко детей, открыло ставенки, выглянуло в окошко. Сразу

кругом стало светло и радостно. (Выглядывает солнышко и пускает зеркалом

солнечных зайчиков).

Яркое солнце смотрит в окно,

Солнечных зайчиков дарит оно. (А.Берлов)

Мы с вами превратились в солнечных зайчиков и запрыгали по дорожке.

Скачут побегайки

Солнечные зайки.

Посмотрите, сколько друзей у солнышка. А какое оно наше солнышко?

(Теплое, ласковое, желтое, горячее, яркое и т.д.)

Давайте мы с вами нарисуем разные солнышки руками, попробуем?

У солнца руки горячи,

Работают с охотой.

Всю землю кисточки-лучи

Покрыли позолотой.(А.Шибаев)

Веселое солнышко хочет с вами поиграть.

Подвижная игра «Солнышко и тучки».

Тучка гуляет по залу и говорит:

А мы солнышко догоним,

Его зайчиков поймаем. (Дети – «солнечные зайчики» поскакали, бегают

по залу.)

Отвечают:

А мы тучек не боимся,

Скачем мы и веселимся,

И от тучек убежали.

Поиграли. Устали.

А теперь заведем веселый хоровод вместе с солнышком.

Выходите на лужок

Становитесь все в кружок,

Будем петь и танцевать

Будем солнышко встречать.

Мы повеселились вместе с солнышком, а теперь немного отдохнем.

Упражнение на расслабление.

Отдохнули, а теперь вспомните, как вас называют ваши мамы? (Моё

солнышко).

Да, потому что для своих мам вы самое дорогое, ласковое, любимое

солнышко.

Приложение 6

Семейный конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

Цель: развивать логическое мышление, речь, творчество детей.

Начинаем работу с загадки:

Как прекрасна и вкусна,

в земле всё растёт она,

длинная и сладкая,

и совсем негладкая.

Веточки висят над грядкой,

Хвать её любой, украдкой.

(морковь)

Начинаем с детьми разбирать, как они догадались? Что им помогло

узнать, что это морковь?

Для закрепления знаний необходимо предложить детям нарисовать

отгадку на альбомном листе. Перед рисованием, мы ещё раз вспоминаем

части моркови, которые можно нарисовать.

Аналогично работаем над другими загадками.

Приложение 7

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного

творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс,

которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль

играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать

условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими

ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать

благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития

ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть

родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской

речи являются произведения устного народного творчества.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком

включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений

словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и

разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями

способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного

запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе

ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно

защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку,

потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о

плодотворном труде человека.Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной

деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн

природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только

начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет

оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских

пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так

давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим

это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого

раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек,

дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия,

хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные

черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,

представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских

народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для

обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи

сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы

поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными

сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации,

сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр

народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно

слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность

языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в

связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать

быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо,

чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитатьребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия,

обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не

просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать

эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошёл котик

на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в

себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи,

подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека:

поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими

эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно

использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в

формировании трудолюбия и дружелюбия.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их

переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и

грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой

форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность

дошкольников к анализу, обобщению.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует

начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для

передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их

развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит

важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей

формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию

произведений русской народной литературы, обогащается и расширяетсясловарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к

овладению родной речи.

Приложение 8

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное

народное творчество. Потешки»

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному

народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи:

1. Продолжать учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом.

2. Формировать связную речь детей (описание игрушки).

3. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать

ее вместе с воспитателем.

4. Формировать интонационную сторону речи.

5. Развивать представление об окружающем.

6. Развивать общую и мелкую моторику детей.

Оборудование: мягкая игрушка - заяц.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Утром встали малыши

В детский сад свой пришли

Вам мы рады как всегда

Гости здесь у нас с утра.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро. Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Приветливым лицам!

Каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнемся гостям и пусть хорошее

настроение не покидает нас целый день!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Рассаживайтесь ребята, пожалуйста, на стульчики

Организационный момент. Дети сидят на стульях. Знакомство с темой.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Длинное ухо

Комочек пуха

Прыгает ловко

Любит морковку. Ответ детей (заяц)

Сюрпризный момент. (Стук в дверь).

Воспитатель вносит игрушечного зайца. Зайчик здоровается с детьми.

Дети тоже поздоровались с зайцем.

Зайчик говорит: «Я слышал, что вы говорили обо мне, загадывали загадку,

и я решил зайти к вам в гости».

Описание игрушки. Воспитатель предлагает зайчику остаться и дети

описывают игрушечного зайчика. Воспитатель задает детям вопросы:

1. Зайчик большой или маленький? (маленький)

2. Какая у зайчика шерсть? (пушистая, мягкая)

3. Каким цветом? (белый или серый)

4. Какие ушки у него? (длинные)

5. Какой хвостик? (короткий)

6. Где зайчик живет? (в лесу)

Зайчик хвалит детей: «Какие дети молодцы, много обо мне знают».

Рассказывание стихотворения и потешки про зайку.

Воспитатель обращается к зайчику: «А дети стихотворение про тебя

знают».

Дети рассказывают стихотворение А. Барто «Зайка».

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог

Весь до ниточки промок.

Зайчик: «Молодцы, и стихотворение про меня знают».

Воспитатель: «А дети еще и потешку про тебя знают».

Дети рассказывают потешку:

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайчик обращается к детям, говорит: «На улице весна, прилетели птицы,

светит солнышко».

Воспитатель предлагает зайцу послушать потешку про солнышко:

<< Cолнышко>>

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

---

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

---

Смотрит солнышко в окно

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопали в ладоши

Очень рады солнышку! (дети хлопают в ладоши)

Заяц: «Молодцы, какие детки! »

Воспитатель: «Да, зайчик, а на улице и снег растаял, побежали ручьи, скоро

покажется зеленая травка. Послушай нашу потешку про травку»:

Как по лугу, лугу

По зеленому лугу

Разливалася вода

Расстилалася трава

Расстилалася трава

Трава шелкова.

Воспитатель: зайчик, ты принёс с собой сундучок. А что в сундучке?

Зайчик: прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый-краса,

А зовут её … лиса.

(достаёт игрушку лисы)

Кто рано встаёт,

Голосисто поёт.

Детям спать не даёт (петух)

(достаёт игрушку петуха)

Воспитатель: как вы думаете, из какой сказки звери: заяц, петух и лиса

(ответы)

И правда это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка»

А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку

«Заюшкина избушка» (складывает игрушки в сундучок и закрывает его). Давайте все вместе дружно скажем: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».

Воспитатель показывает детям сказку на фланелеграфе, затем задаёт

вопросы.

-Понравилась вам сказка? О чём она?

-Кто из героев вам больше понравился? Почему?

-Какая избушка была у зайчика? У лисы?

-Чем закончилась сказка?

Воспитатель: сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки: лису,

когда она выгоняла зайчика (сердитая); зайчика, когда его выгнали из

избушки (печальный, грустный); Лису когда её выгнал петушок (испуганная)

Воспитатель: ребята кто это плачет? Посмотрите лиса никуда не убежала.

Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам жалко её (ответы). Да,

она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь (ответы). У лисы была

избушка ледяная – она растаяла. У зайчика была лубяная - она сохранилась.

Давайте построим лисе такую же избушку, как у зайчика.

(проводится игра «собери домик»).

Итог занятия:

Зайчик хвалит детей за рассказанные стихи, потешки, сказку. Угощает их

гостинцем. Прощается с детьми заяц, говорит: «что в лесу его ждут

зайчата».

Воспитатель предлагает на прощание рассказать стихотворение «Про

зайчат»:

Ушки длинные торчат

На макушке у зайчат

Днем и ночью слышат ушки

Каждый шорох на опушке.

Зайчик благодарит детей и уходит

Приложение 9

Анкета:                    «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

         Уважаемые родители!

          Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 

1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 2.     Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 4.     Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 5.     Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

 ___________________________________________________________

 6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 7.     Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________

 8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________

 10.            Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 __________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...