"Изо деятельность в средней группе детского сада, как подготовка руки к письму"
статья (средняя группа)

Гордина Евгения Александровна

Обощение собственного опыта работы с детьми по изо деятельности для подговки руки к письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_sobstvennogo_opyta.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Собственный педагогический опыт

Школьное обучение неизбежный этап в жизни каждого ребенка и очень многое зависит от подготовки ребенка к этому этапу.

Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательной учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально педагогическая система

С первых же дней дошкольник принимает определенную позу, держит определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Готовить к школе, значит создавать наилучшие возможности у каждого ребенка для усвоения в школе программы, для выработки нужных навыков письма, поэтому подготовка руки к овладению письмом достигается в детском саду упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании, наклеивании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движений руки и глаза.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Организация работы по подготовки руки дошкольника к письму очевидно является актуальной проблемой и должна быть решена задолго до начала систематического дошкольного обучения.

Следовательно, уже на первом году жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую мускулатуру рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук. В старшем возрасте формирование функциональной готовности к графической деятельности письма должна стать важной частью подготовки к школе.

В предыдущем году у меня была младшая группа и первая половина года ушла на адаптацию. Во второй половине года мы учились слышать воспитателя, правильно держать карандаш, кисточку, ложку, разминать пластилин, раскатывать кусочки в колбаску и скатывать в шар, приклеивать готовые детали.

Поэтому начиная со среднего возраста, я решила больше внимания уделить изо деятельности как подготовительного этапа к письму. Хочу поделиться первыми результатами.

Дети любят рисовать, раскрашивать, лепить, резать. У кого-то это получается лучше у кого-то хуже. Но главное, что у всех есть желание. Первым этапом было определить уровень развития моторики рук и способностей у детей. Это очень важно, для индивидуального подхода, иначе результат будет отрицательный. Если слабо подготовленному ребенку дать сложное задание, его расстроит не возможность выполнения задания и в последующем отобьет желание заниматься этой деятельностью.

По результатам этой диагностики, я разделила детей на группы по уровню развития. В группах получилось примерно от 4 до 7 человек. В свободное время я приглашала группу детей для занятий творчеством. Для начала мы учились правильно держать карандаш (с вновь пришедшими детьми), кисть и ножницы, выполняя простейшие задания. Карандашами сначала раскрашивали простые картинки с широким контуром. Красками закрашивали вырезанные фрукты и овощи. Ножницами резали полоски по нарисованной линии для забора, железной дороги и т.п. Лепили предметы из одной, двух частей. Учились отрывать бумагу маленькими кусочками и наклеивать (дождь, снег, листопад, ряска в пруду). Отрывать салфетку маленькими кусочками, скатывать в шарики и наклеивать на картон.

Постепенно усложнялись задания для детей в зависимости от их способностей.

Самым слабым деткам предлагали картинки с более мелкими деталями, но пока с широким контуром, тренируя ширину штриха, силу нажима и смену цвета. Для тренировки самостоятельного рисования, обводить по контуру, дорисовать забор, крышу и т.п.

 При рисовании красками так же использовали раскраски с широким контуром постепенно увеличивая количество деталей, уменьшая их размеры и разнообразие цвета. Учили хорошо мыть кисть и вытирать о салфетку при смене цвета. Для обучения самостоятельному рисованию использовали те же метода, что и при рисовании карандашами. Так же учила методам рисования кистью, таким как примакивание; протягивание кисти по листу горизонтально, вертикально; рисование концом кисти.

Вырезание ножницами закрепляем по прямой нарисованной линии, добавляя разрезание квадрата по диагонали.

При занятии лепкой изучаем приемы отщипывание, скатывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, соединение. Сначала, мы изучали простые приемы. Отщипыванием кормили птичек (цыплят крошками хлеба, утят ряской, зимующих птиц зернышками) Скатывали яблоки, помидоры, неваляшку, снеговика. Сплющивали тарелки, пироги, пиццу. И т.д.  

С детьми среднего уровня делали задания из альтернативных программ И.А. Лыкова,  Т. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» по уровню средней группы.

Дети с высоким уровнем выполняли индивидуальные задания чаще всего из сети интернет по желанию детей. Эти дети очень аккуратно раскрашивают готовые картинки разной сложности, могут рисовать геометрические предметы, на основе которых мы учимся рисовать разных животных, птиц и т.д. В рисовании красками к концу декабря начали осваивать орнамент в виде рисования мороза на окнах. Такие дети уже умеют закруглять углы на квадратах и прямоугольниках, вырезать по контуру картинки. Быстро освоили различные приемы лепки. Начали с удовольствием лепить различных животных и птиц. Конечно таких деток не много всего 4 человека, но мы ими гордимся.

В свою работу стараюсь по максимуму подключить родителей, объясняя необходимость этой работы для будущего их ребенка. Раздаю домашнее задание в зависимости от уровня развития. За правильное и самостоятельное выполнение награждаю наклейками.

Свою работу планирую продолжить до конца учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе детского сада компенсирующей направленности "В гости к лесным жителям"

Конспект занятия  включает в себя разнообразные задания по активизации словаря по темам  "Дикие животные" , "Домашние животные"  и развитию грамматического строя реч...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе детского сада "Сказка "Волк и козлята" с элементами драматизации".

Данный материал поможет воспитателю в игровой форме ближе познакомить детей со сказкой "Волк и козлята". Используя настольный театр по сказке вызвать интерес детей к театрализованным играм....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе детского сада "Путешествие в весеннюю и осеннюю сказку"

Данный материал поможет воспитателям вызвать интерес детей к сезонным изменениям в природе осенью и весной, через использование различных видов деятельности....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе детского сада "Кисонька-Мурысонька".

Занятие поможет воспитателю научить детей сравнивать живой и неживой объект, расширить знания детей о домашних животных....

Конструкт интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательной, изобразительной и коммуникативной деятельности в средней группе детского сада, тема: «О профессиях»

Цели:Расширять представления детей о труде людей разных профессий.Упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.Развивать у детей пространственные представления: влево, ...

Конспект непрыровной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Театрализованная деятельность по сказкам. Тема : «Сказочные герои из разных сказок».

Цель:1.     Учить   вспоминать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»), отвечать на вопросы по их сюжету; отгадывать загадкипро сказочных герое , ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....