Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития
статья

Глушенкова Ольга Анатольевна

Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития

      Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

       Восприятие в дошкольном возрасте неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается. Общаясь, ребенок развивается как личность, личность активная, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.

        Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

        Оказанная ребенку с раннего возраста помощь, во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

       Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

       В последнее время заметно увеличился процент детей   с нарушениями речевого развития. Уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней.

        У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков.

         Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. В ДОУ мы стараемся совместно с логопедом оказать систематизированную помощь. Если своевременно не обратить на это внимание, то это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка - формирование замкнутости и закомплексованности.

      В нашей группе у нескольких человек выявлена задержка речевого развития. Первое, на что мы обращаем внимание - это обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второе - установление частого эмоционально-положительного контакта, и третье создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

       Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Педагог постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры, беседы, дидактические игры, игры с правилами, экспериментирование, опыты.

       В своей работе мы широко используем метод куклотерапии. Он позволяет ребенку самовыражаться, управлять эмоциями, приобретать социальные и коммуникативные навыки, развивать общую и мелкую моторику, решать внутренние конфликты.

      В куклотерапии используются такие варианты кукол:  куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы,

перчаточные куклы, авторские куклы.

      Мы с помощью перчаточных , пальчиковых , плоскостных кукол, кукол изготовленных из носков можем  показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс.

       Большую роль в развитии речи детей играет развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:

  • пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух;
  • игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры: с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
  • формирование навыков артикуляционной маторики, мы учим детей управлять органами артикуляционного аппарата. Для этого в игоровой форме проводятся упражнения: «улыбочка», «заборчик», «вкусное варенье», « хоботок», « лопаточка», « лошадка».
  • развитие слухового восприятия является так же основным условием для развития речи ребенка. Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой память и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами, игры со звуковыми коробочками, наполненные различным содержимым.

        Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.

Дошкольное детство – период, в котором наиболее интенсивно формируется познавательная деятельность и личность ребенка в целом. Если эмоциональный интеллектуальный потенциал ребенка не получает д...

Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития

Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности дете...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...