Повышение уровня проектной деятельности в ДОУ
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povysheniyu_urovnya_proektnoy_deyatelnosti_v_dou.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад №92, ул. Кутузова 73-А, 64-00-44

План

по повышению уровня проектной деятельности в ДОУ

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель

Гатеева М.В.

Владикавказ, 2018г.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Цель:

Способствовать организации в ДОО системы работы по внедрению в образовательный процесс новой инновационной технологии – «метод проектов».

Задачи:

1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

2. Совершенствовать рост профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

3. Стимулировать и поддерживать инновационную педагогическую деятельность в ДОО.

4. Способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

1

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.

Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Старший воспитатель, педагоги ДОО

2

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

3

Рекомендации: «Планирование и реализация проектной деятельности в ДОУ»

Памятка «Как работать над проектом»

Консультация: «проектная деятельность в ДОО»

«Проектный метод-виды детской деятельности»

Семинар-практикум "Проектная деятельность как инновационный метод обучения дошкольников в соответствии с ФГОС"

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

Появление интереса к проектной деятельности.

Повышение знаний о проектной деятельности

4.

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

проектная группа

5.

Составление перспективного плана детских проектов.

Создание творческих групп педагогов.

Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старший воспитатель,

проектная группа, воспитатели

6.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 1 год

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

7.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОО

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

8.

Организация работы методического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.

Подбор материалов по проектной деятельности

Старший воспитатель

9.

Представление опыта работы ДОО на различных уровнях

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.

Обобщение и распространение опыта

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

10.

Определение перспектив работы ДОО по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:

Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОО, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОО и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОО, привлечение внебюджетных средств.

Литература

  1. Теоретические и практические исследования отечественных педагогов - Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, М.П. Зуйковой, Т.С. Лагода, О.С. Евдокимовой, В.Н. Журавлевой, Т.Г. Казаковой;
  2. Л.В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада».
  3. Виноградов Н.А., Панков Е.П. «Образовательные проекты в детском саду»
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  5. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
  6. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

  1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
  2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу).
  3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
  4. Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)).
  5. Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада: музыкальному руководителю, руководителю физкультуры и др. (творческий поиск).
  6. Осуществить поиск возможных парнеров (школа, библиотека, театр и др.).
  7. Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
  8. Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми).
  9. Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта.
  10. Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи).
  11. Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров.
  12. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составить книгу, альбом, коллекцию и т. п.
  13. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
  14. Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом).
  15. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

Памятка «Как работать над проектом»

Правила выбора темы проекта

    Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у дошкольника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Демонстрация опыта по реализации проектной деятельности

дата

уровень

мероприятие

название проекта ФИО педагога

16.11.18г

ДОУ

Стажировочная площадка – СОГПИ. Практическое занятие. Представление из опыта работы

«Насекомые» - воспитатель Салказанова В.

«Домашние животные» - воспитатель Чельдиева Л.С.

25.11.18г

ДОУ

В рамках реализации дополнительной профессиональной программы профессиональной студентов курсов проф. переподготовки СОГУ

Лекционное занятие «Проектный метод в ДОУ» - ст.всопитатель Гатеева М.В.

20.02.19г

ДОУ

Школа молодого воспитателя. Представление из опыта работы по реализации проектной деятельности

«Парк им.Коста Хетагурова» - воспитатель Хамицаева В.Г.

14.03.19г

ДОУ

Метод.объединение «Проектная деятельность». Представление из опыта работы по реализации проектной деятельности

«Транспорт» - воспитатель Сокаева А.С.

«Улицы города» - воспитатель Губаева А.С.

«Достопримечательности города» - воспитатель Сиваченко А.В.

«Сказки» -воспитатель Джиоева Л.В.

26.04.19г

СОРИПКРО

Межрегиональная научно-практическая конференция «Технологии исследовательской и проектной деятельности», общее направление «Мой край – моя святыня».

Из опыт работы по приобщению дошкольников к природоохранной деятельности на материале проекта «Терек - горная река». – воспитатель Саркисянц Н.Н.

13.06.19г

ДОУ

Выездное практическое занятие РИПКРО

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогов

Инновационные педагогические технологии

Представление из опыта работы: проектная деятельность «Терк- горная река». Лепбук «Дикие животные Осетии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДО, как одна из форм повышения уровня квалификации педагогов»

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка...

Пути и средства повышения уровня игровой деятельности детей

Роль воспитателя в совместных играх детей...

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ".

Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ"....

«Театрализация и развитие речи (направления деятельности)». Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средст...