Взаимодействие педагогов и родителей в детском саду.
статья

Подольная Виктория Александровна

Цель: рассмотреть сущность и педагогические основы гармоничного взаимодействия педагога с родителями детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_v_detskom_sadu.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей в детском саду.

Подольная Виктория Александровна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик» г. Белгорода

Нужина Оксана Геннадьевна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Семицветик» г. Белгорода

Цель: рассмотреть сущность и педагогические основы гармоничного взаимодействия педагога с родителями детей раннего возраста.

Основные вопросы:

1.Сущность и основные характеристики взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

2.  Современные подходы к  организации взаимодействия педагогов ДОО

с родителями воспитанников.

3.  Гармонизированное взаимодействие взрослых как актуальная проблема современного дошкольного образования.

4.  Базовые потребности ребенка раннего возраста и условия их удовлетворения в детском саду и семье.

5. Технология организации взаимодействия взрослых в образовательном пространстве.

С чего начинается взаимодействие  педагога ДОУ и родителей воспитанников?

Сравним две истории прихода в детский сад….

ИСТОРИЯ 1

Елена - мама двухлетнего Саши, сказала, что будет с сыном вместе  в  группе, «пока он не привыкнет». Группа ребятишек мгновенно откликнулась на присутствие «чужой» мамы: кто- то тут же зашелся в плаче, вспомнив свою маму, кто- то потянулся к Елене, а кто - то продолжал спокойно играть, но таких было меньшинство. Воспитатель в группе перемещалась от одного малыша к другому, стараясь успокоить детей, растревоженных присутствием нового взрослого, подбодрить тех, кто прильнул к нему как источнику тепла и внимания, отвечая на бесконечные вопросы Елены, которая переживала о том, где Александр будет спать, вкусная ли еда, достаточно ли игрушек, а если он упадёт, кто о нём позаботится и т.п.

ИСТОРИЯ 2

Оксана, мама девочки Иришки, которой осенью исполнится 2 года, заранее пришла в детский сад и решила ознакомиться с условиями, требованиями пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Информирование посредством сайта и стендов  вполне Оксану удовлетворило. Старший воспитатель предложила ей пройти по саду, посмотреть какие условия создаются для работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Прочитав несколько статей про адаптацию ребенка в детском саду, Оксана поняла, что у  Иришки недостаточно опыта социализации, и она совместно со специалистом определила необходимые действия. Ознакомившись с меню детского сада,  Оксана осознала, что дома она не так разнообразно кормит своего ребёнка. Это послужило ей сигналом для перестройки домашнего питания. Познакомившись с воспитателем детской группы во время прогулки, Оксана понаблюдала за манерой её общения с детьми, за тем, чем заняты дети на прогулке. Воспитатель и мама договорились о встрече в то время, когда педагог сможет уделить достаточно внимания всем многочисленным вопросам. По итогам неоднократных встреч с педагогами детского сада у Оксаны сложилось более полное представление о тех условиях, в которые попадёт её дочь. Личные беседы с педагогами сняли большинство тревог. Появились  новые задачи:  согласование режима дня Иры дома с режимными моментами детского  сада; разнообразие питания ребёнка и введение  тех продуктов, которые используются и в детском саду; организация посещения кратковременных детских коллективов и работа над тем, что давалось очень тяжело - самообслуживание Ирины и приучение к самостоятельной игре. Оксана понимала, что, выполнив все эти задачи, она поможет своей дочери благополучно «шагнуть в новую жизнь».

С чего начинается взаимодействие   взрослых людей, которые разделяют обязанности по заботе о ребёнке и несут совместную ответственность за его воспитание?

Взаимодействие начинается

с диалога, выражения своих интересов, тревог в виде вопросов и предложений, с изучения обстоятельств и условий, согласования требований друг друга, поиска оптимальных решений возникающих проблем…

Взаимодействие взрослых  - важнейший элемент образовательной системы дошкольной организации

Взаимодействующие ВЗРОСЛЫЕ  - это:

  • педагоги
  • специалисты
  • сотрудники образовательных организаций, работающие с ребёнком,
  • родители (или лица их замещающие)
  • люди из ближайшего окружения ребёнка

В словаре С.И. Ожегова: «Взаимодействие – это процесс обмена идеями, чувствами, переживаниями, мыслями, это  совместная деятельность и общение»

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В таком взаимодействии участники являются равноправными партнёрами.

Цель взаимодействия педагогов  с родителями – установление партнерских отношений, приобщение к жизни детского сада.

Эффективное взаимодействие педагогов и родителей предполагает постоянный обмен опытом, внедрение в практику наиболее  ценных приёмов воспитательного воздействия на дошкольников.

Действия участников взаимодействия должны быть общими, обусловленными, связанными и дополняющие друг друга.

Важными характеристиками педагогического взаимодействия (педагога с родителями) являются взаимопонимание, взаимоотношение, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимoвлияние и совместимость.

Об  эффективности взаимодействия педагога с родителями  можно судить по каждой из основных характеристик взаимодействия:

- по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

- по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и родителями; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

- по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность;

- по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

- по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания.

Важные составляющие диалогических отношений:

  • конгруэнтность
  • безоценочный стиль отношений.
  • конфиденциальность (секретность, доверительность)
  • Конгруэнтность - это совпадение внутренних чувств и ощущений человека с их внешними проявлениями (то есть соответствие вербального и невербального). Способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.
  • Безоценочный стиль отношений – предполагает недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.
  • Конфиденциальность (секретность, доверительность) - готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию; Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

Задачи организации эффективного взаимодействия:

  • переход от традиционной помощи семье в вопросах воспитания  к формированию компетентного  родителя и осознанного родительства – как важных  условий успешной социализации ребёнка.
  • при организации взаимодействия с семьёй делать основной акцент на воспитании субъективности родителей, формировании их воспитательной культуры.
  • при организации взаимодействия педагога с родителями необходимо учитывать их жизненный опыт, возрастные и индивидуальные особенности, владеть принципами построения общения с взрослыми людьми.

В условиях «открытости» детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, поиграть с детьми.

Родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей. Тогда вместо претензий возникает желание помочь. А это первые шаги к сотрудничеству. Наиболее важным результатом посещения родителями ДОУ является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке. Вовлечение родителей  в жизнь детского сада. В течение месяца-двух каждой семье нужно будет найти не более часа для того, чтобы прийти в группу в утреннее или вечернее время. Это время будет использовано для того, чтобы взрослые могли понаблюдать за детьми, поиграть или позаниматься вместе с ними. Для удобства планирования можно составить график посещения родителей.

Возникает вполне закономерное сомнение: «Смогут ли люди без педагогического образования найти общий язык с детьми? Сумеют ли занять их чем-либо полезным? Большинство семей успешно справляется с воспитанием своих детей, значит, дело не в образовании, а в стремлении участвовать в жизни своих детей, в желании и готовности выслушать, поиграть, научить тому, что умеешь лучше всего делать сам, понаблюдать и порадоваться.

Детям чрезвычайно полезно учиться общаться с людьми разного пола, возраста, социальной принадлежности, профессии. Так они смогут получить разнообразные знания и опыт общения.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст.44 п.1, «Родители… имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»; ст.44 п. 2 говорит о том, что «...образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей...»

Во ФГОС дошкольного образования также определены некоторые формы и задачи участия родителей в деятельности ДОО, но при этом большое количество вопросов возникает относительно содержания взаимодействия дошкольного учреждения с родителями

Взаимодействие взрослых на основе партнёрства

Содержание взаимодействия педагогов и родителей  составляет установление партнёрских  деловых и неформальных отношений.

Понятие «партнёрство» предполагает деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов в общей деятельности.

Суть построения партнёрских взаимоотношений ДОО и семьи - равноактивное и взаимосвязанное воздействие на ребёнка в интересах его развития.

Таким образом, взаимодействие  педагогов и родителей:

  • Рассматривается как совместная деятельность в контексте совместных действий, направленных на общий предмет - ребёнка.
  • В данном процессе происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, когда действия одного человека обусловливают действия другого (или других) участников деятельности.

  • Взаимодействие сопровождается общением, представляющим собой важное условие осуществления совместной деятельности.
  • В процессе этого взаимодействия реализуются определённые цели, взаимовлияния, познание друг друга, происходит информационный обмен, проявляются эмоции, складываются взаимоотношения.

Взаимодействие взрослых предполагает:

  • взаимное воздействие,
  • активность участников,
  • обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей,
  • построение    этого     взаимодействия «от ребёнка» и «на стороне родителей».

Родители как равноправные партнёры по взаимодействию могут:

  • принимать участие в планировании образовательных мероприятий, их подготовке и реализации;
  • быть инициаторами и организаторами разных форм досуговой деятельности детей;
  • участвовать в совместных воспитательных формах (беседах, рассказывании и чтении художественной литературы и т.п.).

Характеристика установок педагогов и родителей

на взаимодействие

Выделяются две установки  взрослых, которые выражаются в отношениях педагогов и родителей воспитанников:

«отчуждённость» и  «совместность».

Установка «отчуждённость» проявляется  у  взрослых с конфликтным или равнодушным отношением

Установка на «совместность» характерна для взрослых с активной направленностью на партнерство и конструктивное взаимодействие.

Характеристика установки «совместность» взрослых

Наиболее оптимальной является установка на «совместность»,

при которой взрослые действуют в интересах ребёнка

в качестве партнёров, распределив функции

и полномочия

Содержательная характеристика установки «совместность» взрослых

  • Воспитатель — это «общественный взрослый» — фигура для ребёнка значимая и для старших дошкольников порой более авторитетная, чем родитель  («близкий взрослый»).
  • При воспитателях дети ведут себя более организованно, дисциплинированно, послушно, чем при родителях. Присутствие родителей значительно влияет на ребёнка, и он на глазах превращается в капризного, непослушного. Можно это интерпретировать примерно так: ребёнок меняет роль «воспитанника группы» на роль «сына» или «внука».
  • Близкий взрослый «запускает» программу, которую ребёнок получает в семье, представляющей один тип воспитательной среды - индивидуализированный. В детском саду представлен другой тип среды - обобщённый, более формализованный, и «работает» другая программа - более нормированная.
  • Чтобы обе программы «работали» в одном направлении, взрослым необходимо выстраивать общую систему ожиданий (свод норм, правил и единых требований взрослых к детям).

Коммуникация в системе «взрослый - взрослый» должна быть обеспечена системой договорённостей, общими социально-психологически оправданными ожиданиями.

Составления Интерактивного словаря педагогов и родителей»

Файзуллаева Елена Дмитриевна предлагает авторскую методику составления Интерактивного словаря педагогов и родителей.

Используя эту методику можно рассмотреть феномены, которые с одной стороны интересуют родителей, а с другой – те, которые на профессиональный взгляд педагогов, необходимо изучить всем взрослым, участвующим в воспитательно-образовательном процессе.

Например: Детская застенчивость, Физические наказания, Капризы, Избалованные дети, Единство требований к ребёнку со стороны взрослых, Поощрение и др.

В качестве примера:

Словарь семейного воспитания от. А до Я: памятка для родителей / МКУК ЦБС Канавинского р-на, ЦРДБ им. А. Пешкова; сост. О.В. Каленова. – Нижний Новгород, 2017.

Интерактивные формы взаимодействия с семьей:

Семейные клубы, дискуссионные клубы, тематические акции, семинары практикумы, вечера вопросов и ответов.

Принципы работы педагога с родителями:

  • отказ от критики
  • обеспечение свободы мнений в процессе обсуждения проблем
  • уважение жизненных позиций партнёров
  • удовлетворение познавательного интереса партнёров по общению

Список источников:

  1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. М. : ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  2. Дронь, А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. М.: Детство-Пресс, 2018. - 378 c.
  3. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
  4. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сотрудничество педагогов и родителей в детском саду»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г....

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями...

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду.

Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду....

консультация для педагогов и родителей воспитанников детского сада "Звук-волшебник"

Организация  работы по развитию музыкальности у дошкольников проводится по трем направлениям:Групповая и индивидуальная работа с детьми.Взаимодействие и просветительская работа с родителями.Совме...

Организация взаимодействия воспитателя с родителями в детском саду (из опыта работы)

Организация взаимодействия воспитателя с родителями в детском саду (из опыта работы)...

«Инновационные формы взаимодействия работы с родителями в детском саду»

laquo;Инновационные формы взаимодействия работы с родителями в детском саду»...