Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
статья

Насруллаева Наира Курбановна

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

 

В наше время происходит множество изменений и преобразований не только в обществе, но и в детских садах. Существует большое количество форм и методов работы детского сада и семьи, но они постепенно утрачивают свою популярность, тем самым уступая место более новым.

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой является проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Наша жизнь построена на взаимодействии с окружающим нас миром: объектами живой и неживой природы, государственными структурами, группами людей.

«Дошкольное детство» — это период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого он полностью зависит от окружающих — взрослых: воспитателей, родителей, старших товарищей. И на протяжении данного периода воспитатель является первым помощником родителей. В руках воспитателя ребенок становится творческим, активным, любознательным. Воспитание, в свою очередь, как процесс целенаправленного формирования личности, реализуется под воздействием взрослых, где руководящую роль занимает семья. Именно поэтому существует потребность регулярного повышения уровня педагогической компетентности родителей, надобности и актуальности организации для них инновационных форм и методов образования. Педагогам необходимо владеть современным запасом педагогических технологий, для четкого объяснения родителям их назначение, предпочтение и особенности.

На основании этого педагоги и психологи выделяют следующие инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи:

1. Индивидуальные формы взаимодействия, к ним можно смело отнести:

-      «Служба доверия» — данную форму работы обеспечивает заведующий ДОУ и психолог. Такая служба работает с анонимными и персональными пожеланиями и желаниями родителей.

-      «Родительский час» — такая форма взаимодействия проводится учителем — дефектологом во второй половине дня, один раз в неделю. Специалист информирует родителей о ходе образовательной деятельности ребенка. Беседы и консультации специалистов. Это помощь родителям детей с ОВЗ, занимающееся поиском решений какой — либо проблемной ситуации, воспитательно — педагогического, психологического, медико — социального характера.

2. Коллективные формы взаимодействия, к ним относят:

-      Общие родительские собрания. Здесь осуществляется обсуждение с родителями задачи и содержание работы; информирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада с социальными службами и другими учреждениями; решение вопросов организации воспитательного процесса.

-      Проведение праздников и развлечений. Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий.

-      Создание и ведение интерактивной Padlet доски. Это новая форма взаимодействия воспитателя с родителями.

Но для взаимодействия детского сада с семьями воспитанников одних форм не достаточно. Педагоги так же выделяют несколько групп методов взаимодействия: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

В наше время происходит множество изменений и преобразований не только в обществе, но и в детских садах. Существует большое количество форм и методов работы детского сада и семьи, но они постепенно утрачивают свою популярность, тем самым уступая место более новым.

На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой является проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Наша жизнь построена на взаимодействии с окружающим нас миром: объектами живой и неживой природы, государственными структурами, группами людей.

«Дошкольное детство» — это период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого он полностью зависит от окружающих — взрослых: воспитателей, родителей, старших товарищей. И на протяжении данного периода воспитатель является первым помощником родителей. В руках воспитателя ребенок становится творческим, активным, любознательным. Воспитание, в свою очередь, как процесс целенаправленного формирования личности, реализуется под воздействием взрослых, где руководящую роль занимает семья. Именно поэтому существует потребность регулярного повышения уровня педагогической компетентности родителей, надобности и актуальности организации для них инновационных форм и методов образования. Педагогам необходимо владеть современным запасом педагогических технологий, для четкого объяснения родителям их назначение, предпочтение и особенности.

На основании этого педагоги и психологи выделяют следующие инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи:

1. Индивидуальные формы взаимодействия, к ним можно смело отнести:

  • «Служба доверия» — данную форму работы обеспечивает заведующий ДОУ и психолог. Такая служба работает с анонимными и персональными пожеланиями и желаниями родителей.
  • «Родительский час» — такая форма взаимодействия проводится учителем — дефектологом во второй половине дня, один раз в неделю. Специалист информирует родителей о ходе образовательной деятельности ребенка. Беседы и консультации специалистов. Это помощь родителям детей с ОВЗ, занимающееся поиском решений какой — либо проблемной ситуации, воспитательно — педагогического, психологического, медико — социального характера.

2. Коллективные формы взаимодействия, к ним относят:

  • Общие родительские собрания. Здесь осуществляется обсуждение с родителями задачи и содержание работы; информирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада с социальными службами и другими учреждениями; решение вопросов организации воспитательного процесса.
  • Проведение праздников и развлечений. Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий.
  • Создание и ведение интерактивной Padlet доски. Это новая форма взаимодействия воспитателя с родителями.

Но для взаимодействия детского сада с семьями воспитанников одних форм не достаточно. Педагоги так же выделяют несколько групп методов взаимодействия:

1. Информационные методы:

  • Устные информационные сообщения;
  • Собрания;
  • Семинары и лекции.

2. Проблемные методы:

  • Дискуссии и круглые столы;
  • Тематические недели семьи;
  • Детско — родительские мероприятия.

3. Методы наглядного информационного обеспечения:

  • Информационные стенды;
  • Тематические выставки и выставки детских работ.
  • Открытые занятия специалистов и воспитателей.

Использование таких видов форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников позволит укрепить доверие и расположение семьи к детскому саду. Работая с разными семьями не нужно пользоваться одним и тем же методом. В зависимости от разноуровневого состава родителей, нужно варьировать формами и методами, искать новые пути приобщения семьи к работе с детским садом.

В заключении хотелось бы сказать, что взаимодействие детского сада с семьями воспитанников — это довольно длительный процесс, который требует от родителей и педагогов творчества, креативности, взаимопонимания и терпения. Взаимодействие будет более эффективным, если будут использоваться разнообразные формы и методы работы с родителями. В дальнейшем такая работа даст положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

Ютуб-канал, как инновационное средство взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед дошкольными образовательными организациями поставлены цели, предполагающие открыт...

«Современные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи».

В данной статье мы рассмотрим современные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Стоит отметить, что процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детски...

Положение о конкурсе инновационных проектов по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО

Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и организационно-методического обеспечения конкурса инновационных проектов по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и...

Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи в процессе нравственно-правового воспитания у дошкольников.

В воспитании ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если две стороны, близкие дошкольнику,...