Использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
материал

Велижанина Наталья Михайловна

Использование интерактивного оборудования в работе учителя-логопела с детьми с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Велижанина Наталья Михайловна

Учитель- логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Город Югорск

Использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающей работе учителя - логопеда.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности: во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, ведь ИКТ обладают мощными инструментами для работы с любым видом информации, они создают феноменальную среду для развития и обучения детей разного возраста, и в том числе детей с ОВЗ. Суть интерактивного обучения – вовлечение детей в процесс познания. Интерактивные технологии направлены на формирование у ребёнка новых качеств и умений:
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребёнка;

- происходит развитие психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, разных видов мышления;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность);

- создаётся ситуация успеха;

- формируются условия для самообразования и саморазвития личности каждого ребёнка.

Новые современные возможности инициируют педагогов нашего образовательного учреждения к решению образовательных задач разными путями, один из которых – применение новых средств ИКТ. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. Хорошим подспорьем в работе логопеда с детьми с ОВЗ является использование игр различных игровых порталов и аппаратно-игровых комплексов.

*Игровой центр и интерактивный редактор «СОВА» дают возможность использовать готовые, а также самостоятельно создавать качественные, современные и интересные для ребёнка игры-занятия, презентации, тесты, викторины.

Интерактивный редактор предназначен для тех, кто стремится разнообразить образовательный процесс, сделать его максимально эффективным и интересным, используя современные программы в своей работе. Функционал редактора настолько широк, что позволит реализовать любые задумки педагога в конкретные формы занятий, не обладая при этом навыками программирования! В Игровом центре «СОВА» представлена коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая содержит интерактивные игры, уроки и занятия, которые находятся во вкладке Игры и занятия. Можно выбрать интересующую вас категорию и возраст. Информация о человеке, о мире животных, о родном городе, о профессиях, транспорте, спортсменах и о многом другом, проще и интереснее подается при помощи интерактивной доски. Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, игры со звуками, помогают развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие.

Детям очень нравятся игры из игрового центра «СОВА», например – «Домашние животные», «Наполни корзины», «Школа юного повара»

*«Logo PRO» – это профессиональный стол логопеда, со встроенным сенсорным экраном и предустановленным специальным программным обеспечением. Профессиональное программное обеспечение (дошкольное образование версия «Интерактив», интерактивный квест «5 Островов», интерактивная раскраска «Оживариум», логопедическое программное обеспечение «Логоассорти») позволяет вывести занятия с ребенком на новый уровень. Оно включает как специально разработанные игры для формирования правильного произношения, так и конструктор тестов, с помощью которого логопед сможет составить свои тесты, используя картинки, аудио и текстовые документы). Данный стол является результатом объединения лучших традиционных методик, а также современных интерактивных технологий в области коррекции речи. «Logo PRO» предлагает совершенно новый уровень занятий с использованием сенсорного экрана и специальных программ и игр для логопедической практики. Данный комплекс позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые занятия, направленные на коррекцию речевого аппарата в традиционной и интерактивной среде.

*Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» для образовательных подвижных занятий с детьми от 3 до 7 лет. Программа включает в себя блоки занятий: окружающий мир, безопасность, развитие речи. В каждом блоке множество различных занятий, которые делятся на 3 возрастные группы: 3-4; 4-5; 5-7 лет. «Играй и развивайся» – это яркие и красочные занятия с использованием датчика Kinect, который считывает движения детей. 

 Дети могут с помощью движений тела, рук и ног управлять интерфейсом программы. Благодаря этой технологии дети больше не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана и не портят зрение и осанку. Задания комплекса «Играй и развивайся» воспринимаются детьми с охотой и радостью.  Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС. В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.  Подвижные занятия дают специалисту новые возможности в работе, а детям позволяют получать удовольствие от увлекательного учебного процесса. Использование данного комплекса позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития.

* Интерактивная доска «SMART Board» - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.  Доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием освоили работу на ней. Все манипуляции интуитивно понятны, рукой - передвигаем объекты, берем маркер - пишем, берем ластик - стираем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Эргономичный дизайн доски, лотка, маркеров и ластика максимально удобен для детей старшего дошкольного возраста.

Интерактивная доска позволяет мне использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и тематические презентации, чистоговорки - попевки на все звуки, видеоролики для профилактики нарушения зрения (зрительные гимнастика), физминутки и динамические паузы, использую момент «закрытой ширмы» для организации сюрпризного момент.

Использование интерактивной доски на занятиях логопеда позволяет:

- повысить качество обучения детей с ОВЗ;

- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;

- повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;

- обеспечить психологический комфорт на занятиях.

Доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего занятия. Интерактивная доска «SMART Board» является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и в организации работы с родителями воспитанников для проведения презентаций, семинаров, родительских собраний

*Игры образовательного портала «Мерсибо». Игры способствуют совершенствованию речевых навыков, улучшают память и работу мозга, помогают ребенку развить словарный запас и кругозор. Обучают азам чтения и письма. Методика обучения создана таким образом, что каждый ребенок сможет существенно улучшить свои навыки. Педагог может контролировать игровой процесс и рассказывать детям по ходу игры разнообразные особенности и тонкости.

В основе многих игр лежит разработанная база изображений, с помощью которой можно самому изготовить наглядное, дидактическое онлайн-приложение. Артикуляционная гимнастика в игровой форме поможет деткам улучшить подвижность органов артикуляции и обеспечит легкость их правильной постановки при речи. Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает занятие более эффективным и интересным. Настройки, имеющиеся во многих играх, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с возможностями ребенка. В комплексе игр уже сейчас находится более ста приложений, и они постоянно пополняются и обновляются. Вот примеры некоторых из них:

  • Правописание ребенка можно тренировать с помощью упражнений на использование падежей, предлогов, согласование слов с числом и родом. Для таких целей хорошо подходят развивающие игры для развития речи детей где нужно сопоставить картинки. Их в комплексе «Мерсибо» множество. 
  •  Упражнения на дыхание, для выполнения которых необходим микрофон. По заданию педагога ребенок должен подуть в микрофон. Результат будут отображен на экране: малыш увидит, как гаснет свеча или крутятся лопасти вертолета.
  • Упражнение на развитие воображения, где ребенок может сам или с помощью взрослого, создавать сказку. Для этого он может выбрать фон, героев, разнообразные детали обстановки и т. д.
  • Упражнение на фонематический слух помогает ребенку познакомиться с героями игр и научат малыша определять согласные и гласные звуки, правильно расставлять ударения в словах, находить верное расположение звука в слове, выполнять анализ слогов и их порядок в словах.
  • Развитие физического (то есть улавливание звуков окружающего мира) слуха у малыша способствует игра, в которой нужно угадать звук и сопоставить его с источником. Это помогает улучшить слух ребенка, увеличить его словарный запас и обострить слуховое внимание.

На диске «Звуковой калейдоскоп» детям нравится игра на соотнесение гласного звука и буквы «Бедный дракончик». Эта игра рассчитана на детей 5-7 лет. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к соответствующей букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками.

Интересные игры на различение гласных звуков «Две принцессы» или «Паровозики». Девочки предпочитают первую, мальчики – вторую. Игры имеют несколько уровней сложности. Игра учит находить и различать гласные звуки среди звуков, слогов, слов.

Игры с микрофоном «Снежинки», «Букет для мамы» эффективны для развития плавной, продолжительной воздушной струи. Дети стараются правильно подуть в микрофон, чтобы на экране увидеть меняющуюся картинку.

Таким образом, использование игр образовательного портала «МЕРСИБО» в образовательном процессе с учётом ФГОС дошкольного образования способствуют повышению качества образовательного процесса, выводя его на новый уровень.

Электронные средства обучения (ЭСО) использую только как один из приемов в образовательной деятельности. Следует помнить, что с доской дети должны работать не более 7 минут на одном занятии.

Интерактивные игры в коррекционной работе - это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны. Детям они очень нравятся, а положительные эмоции способствуют лучшему усвоению материала.

Список литературы

1.  Афанасьева О. В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе». – www. pedsovet.org.

2. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. «Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004

3. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду» Дошкольное воспитание, 2017г., № 5

4. «Интерактивная педагогика в детском саду» Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012

5. Калинина Т. В. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2017

6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11

7. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию элементов оборудования сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

Известным фактом является то, что оборудование сенсорной комнаты обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, благоприятно воздействующим на все органы чувств и невную систему человека. Полифункци...

Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ (Амблиопия и косоглазие)

Работаю в МБДОУ д/сад № 196 компенсирующего вида г.Саратова в группе для детей с нарушениями зрения 9 лет.В своей презентации хочу рассказать о значении ИКТ в воспитательно-образовательном процессе дл...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ

          Уже доказана связь мелкой моторики с  развитием речи. При обследовании  детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой мо...

Мастер- класс "Использование оборудования сенсорной комнаты в работе учителя- логопеда"

Данный мастер-  класс знакомит педагогов с приемами использования оборудования сенсорной комнаты для работы с детими с речевыми нарушениями....

«Использование нейропсихологического оборудования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных высших психических функций или их компонентов, по мнению Ахутиной Т.В.Развитие межполушарного взаимодействия построено на упражнениях...

семинар для педагогов "Интерактивные игры с использованием ИКТ или электронные тренажеры в работе учителя – логопеда в детском саду"

В чем я вижу перспективу интерактивных игр? При их помощи у ребенка развивается познавательная активность и творчество.  Именно в такой игре проявляется и развивается разные стороны личности...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...