Проект "Откуда хлеб пришёл?"
проект

Проект "Откуда хлеб пришёл?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx119.44 КБ
Файл proekt_otkuda_prishyol_hleb_wecompress.com_.pptx928.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Откуда пришёл хлеб?»

Подготовила: Лещук А.П.

        

2019г.

Тип проекта: нравственно-патриотический, познавательно - речевой с элементами исследовательской деятельности.

Продолжительность: среднесрочный с 16-30.09.2019г.

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Количество участников: групповой.

                            ПРОБЛЕМА.

После обеда часто на тарелочках остается хлеб, некоторые дети забывают его взять, это говорит о том, что они не хотят или не любят хлеб. Многие играют с хлебом, крошат его, лепят шарики. Но ведь хлеб издавна считался богатством. На Руси к хлебу относились с почтением.

Хлеб-батюшка, водица - матушка.

Хлеб- дар божий.

Хлеб- всему голова!

                         

                               АКТУАЛЬНОСТЬ.

В настоящее время, к сожалению, у детей недостаточно сформированы знания о хлебе, о его ценности, процессе выращивания, о труде людей, которые участвуют в производстве хлеба.

                                       

                                            ЦЕЛИ.

1. Расширить знания детей о хлебе.

2. Формирование первичных представлений о процессе получения хлеба.

3. Рассказать о значимости его для человека.

                                 

                                  ЗАДАЧИ.

1. образовательные - изучить историю возникновения хлеба; познакомить с зерновыми культурами, из которой делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий.

2. развивающие - развивать познавательно- исследовательскую деятельность; развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.

3. воспитательные - воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к труду взрослых.

                   

                     ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

- формировать у детей  представления о ценности хлеба;

- получить знания о том, как выращивали хлеб в старину;

- донести до сознания детей, что хлеб итог работы многих людей;

- воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

                   

                    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Деятельность воспитателя:

- определение проблемы,

- определение уровня знаний по теме,

- постановка цели и задач, определение методов работы,

составление плана мероприятий по реализации проекта,

- анкетирование родителей.

Совместная деятельность педагогов и родителей.

- подбор методической литературы, художественной литературы по теме, иллюстрационного материала,

- материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей,

- подготовка презентации по данной теме,

- изготовление материалов и атрибутов для игры в " Магазин",

- составление кулинарной книги " Рецепты бабушки и мамы"

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. (практический).

                          ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА.

Образовательная область

 Формы и методы работы

Социально- коммуникативное развитие

С.р.и " Семья», " Магазин", " Булочная"

Д-и: " Что где растет?"

"Назови профессии"

"Из какой муки испекли"

" Что сначала, что потом"

" Кто больше назовет хлебобулочных изделий"

Познавательное развитие

Беседы: " Как хлеб на стол пришел"

" Как испечь хлеб дома"

" Берегите хлеб!"

" О культуре поведения за столом"

Рассматривание наглядно-дидактического материала: " Как наши предки выращивали хлеб?"

" Откуда что берется?"

Рассматривание иллюстраций о сельскохозяйственных машинах.

Просмотр презентации о хлебе.

Просмотр фильма " По секрету всему свету. Как получается хлеб"

Знакомство с профессиями: агроном, комбайнер, пекарь.

Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение зерен ржи, пшеницы, овса, ячменя);

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание зерна пшеницы, овса; замешивание соленого теста и изготовление хлебобулочных изделий для игры.

Экскурсия на пищеблок.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы.

Сказки " Легкий хлеб"

" Крылатый, мохнатый, да масляный"

К. Чуковский " Чудо -дерево" , " Булка".

Стихи Я. Аким " Пшеница"

Проговаривание скороговорок.

Подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Приметы о хлебе.

М.Пришвин " Лисичкин хлеб"

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная деятельность: составление узоров из круп,

Лепка из слоеного теста хлебобулочных изделий для игры (оод),

Аппликация " Мельница"( оод),

" Хлеб- всему голова!" ( фцкм)

Физическое развитие

Игры " Где мы были мы не скажем, а что видели покажем"

Хороводная игра " Каравай"

Физкультминутка " Колоски"

3. Заключительный этап.

- анализ достижений поставленной цели и полученных результатов,

- обобщение результатов работы.

                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Т. Шорыгина " Беседы о хлебе"М, ТЦ Сфера, 2012г.

Наглядно- дидактический материал "Откуда что берется"Мозаика синтез, 2015г.

" Как наши предки выращивали хлеб"М, Мозаика синтез, 2016г.


Сюжетно-ролевые игры

  1. «Семья»

Цель: Формировать  знания  о  семье.

Задачи: Закреплять  представления детей  о  семье, об обязанностях  членов  семьи. Развивать  интерес  к  игре. Продолжать  учить  детей  распределять  роли  и действовать  согласно  принятой  на  себя  роли,  развивать  сюжет. побуждать  детей  к  творческому  воспроизведению  в  игре  быта  семьи. Способствовать  установлению  в  игре  ролевых  взаимоотношений  между  играющими. Учить действовать  в воображаемых  ситуациях,  использовать  различные  предметы – заместители. Воспитывать  любовь  и  уважение  к членам  семьи.

Материал  и  оборудование:  мебель,  посудка,  атрибуты  для  оборудования «детского  сада», «парикмахерской»,  «автомастерской»,  «больницы»,  «дома»; игрушечные  машинки,  кукла – младенец,  сумки,  игрушечная  коляска,  различные  предметы – заместители;  мольберт  с  фотографиями  детей  семей.

Предварительная  работа:  Беседы:  «Моя  семья», «Кто,  кем  работает?», «Как  я  помогаю  маме».

Игровые  роли:  мама,  папа,  бабушка,  сыновья – двойняшки,  кукла – младенец, воспитатель,  продавец,  детский  врач.

  Ход  игры:

Дети  входят  в  группу.

-  Ребята,  мы с вами  много  говорили о  семье,  рассматривали фотографии.

-  Скажите,  что  такое  семья?

Дети  читают  стихи о  семье:

Семья – это  счастье,  любовь  и  удача.

Семья – это  летом  поездки  на  дачу.

Семья – это праздник,  семейные  даты,  подарки,  покупки, приятные  траты.

Семья – это  труд,  друг  о  друге  забота.

Семья – это  много  домашней  работы.

Семья – это  важно,

Семья – это  сложно,

Но  счастливо  жить  без  семьи  невозможно.

- Семья – это  когда  близкие,  родные  люди  живут  вместе. У  каждого  своя семья.

- Какие  бывают  семьи? (маленькие,  большие,  жружные,  гостеприимные, счастливые,  весёлые,  трудолюбивые,  жизнерадостные).

- Расскажите  о  своей  семье: Сколько  человек  в  ней  живёт?  Кто  чем занимается? Что  вы  любите  делать  вместе? (ответы  детей  по  желанию).

- А  вы  хотите  поиграть  в  семью?

- Чтобы  игра  у  нас  получилась  интересной  нужно  решить  сколько членов  семьи  в  ней  будет. Что  будут  делать  члены  семьи. Кто  какие роли  будет  играть. (Распределение  ролей).

1) Кто  будет  играть  роль  мамы?  (Даша)

    Где  будет  работать  мама? (в  парикмахерской).

    Что  будет  делать  на  работе?

2) Кто  будет  играть  роль  папы?  (Егор).

    Где  будет  работать  папа? ( в автосервисе).

    Что  будет  делать  на  работе? (ремонтировать  машины).

3) Кто  будет  детьми?  (Слава  и  Арсений).

    Что  будут  делать  дети? (ходить  в  детский  сад).

4) А  я  буду  бабушкой,  буду  помогать  всем  вам  и  нянчить  маленькую

   Сонечку.  

 - Вот  теперь – это  наша  большая  семья: Даша – мама,  Егор – папа,

   Арсений  и  Слава – дети,  я – бабушка.

 - А  ещё  для  игры  нам  нужны:  продавец,  врач,  воспитатель.

5) Настя,  ты  хочешь  быть? (врачом).

6) Алина будет  продавцом.

7) Настя будет воспитателем.

 - Где будет жить семья?

 - Где будет автосалон?

 - Где будет парикмахерская, детский сад, детская поликлиника? (дети выбирают сами).

- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. (Члены семьи идут домой и изображают как они спят).

Воспитатель в роли бабушки начинает игру.

Разыгрываются сюжеты:

«Утро  в  семье».

«Парикмахерская».

«Детский  сад».

«Автосервис».

«У  нас  в  семье – младенец».

«Детская  поликлиника».

«Вечер  в семье – День  рождения  бабушки».

Обыгрываются  роли:

Папа – собирается  на  работу,  отвозить  детей  в  детский  сад,  едет  на  работу,  ремонтирует  машины, забирает  детей  из  детского  сада,  едет  за  женой  в парикмахерскую  и  все  едут  за  тортом  в  магазин,  везёт  домой, помогает  по  дому,  играет  с детьми,  укладывает  их  спать.

Мама – Собирается  на  работу,  на  работе  общается  с  клиентами,  выполняет  свою  работу,  убирает  рабочее  место,  возвращается  домой,  поздравляет  бабушку  с  днём  рождения,  помогает  накрыть  на  стол  и  убрать  после  ужина.

Бабушка – Руководит  всем  процессом  игры:  Будет  дочку  и  отправляет  её  на работу  в  парикмахерскую, будет  папу  и  внуков,  собирает  и провожает  их  в  детский  сад,  убирает  в  доме,  кормит  маленькую  внучку,  идёт  с  ней  в  поликлинику  на  прививку,  возвращается  домой,  укладывает  Сонечку  спать и  готовит  рпаздничный  ужин; встречает  с  работы  папу.  маму,  внуков  из  детского  сада,  спрашивает  как  провели  рабочий  день,  приглашает  всех  за  праздничный  стол.

Дети – дошкольники – Встают  и  идут  в  детский  сад;  в детском  саду  занимаются,  гуляют, играют;  возвращаются  из  детского  сада, поздравляют  бабушку  с  днём  рождения,  ужинают,  ложатся  спать.

(Звучит  фонограмма  песни:  «Семья»).

Итог:

Игра закончена.  Понравилось вам играть?  В какую игру мы играли? Даша, понравилось тебе быть мамой? Какие роли вы выполняли в игре?  

Как хорошо, когда семья большая и дружная.

          Любите и цените счастье

          Оно рождается в семье.

          Что может быть ещё дороже

          На этой сказочной земле!

Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра. Спасибо всем!

  1. «Магазин»

Оборудование: вывеска «Супермаркет»; вывески отделов «Одежда»

«Игрушки»«Хлеб»«Фрукты-овощи»«Молоко»«Книги»«Бытовая химия»; стойка камеры хранения, прилавки, кассовые аппараты, весы, упаковочный материал, корзина для продуктов, различные коробки, банки, мелкие игрушки, книжки, кукольная одежда, предметы-заместители.

Цель: обеспечить обогащение впечатлений у детей об окружающем мире и расширение границ сюжетно-ролевой игры детей походом в магазин «Супермаркет».

Задачи:

Воспитательные: воспитать уважение к труду работников супермаркета

Развивающие: познакомить детей с понятием «Супермаркет»; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия в игре между детьми, активизировать диалогическую речь

Обучающие: сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета

Структурные компоненты игры:

Сюжет:

Игровые роли: продавцы-консультанты, кассиры, директор, покупатели, охранник.

Игровые действия: Воспитатель сообщает детям, что сегодня они поучаствуют в открытии супермаркета. Распределяются роли: сотрудники супермаркета и покупатели. Выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек. Продавцы — быть вежливыми, покупатели — внимательно смотреть цену, качества товара, производителя, чтобы потом не возникло никаких недоразумений. Дети обыгрывают игровую ситуацию в «Супермаркете».

Педагогическое сопровождение игры: воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

  1. «Булочная»

Цель: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру, развивать диалогическую и монологическую речь.

Задачи:

Образовательные:  

- расширять и углублять представления детей о профессиях: пекаря,  кондитера, упаковщика, грузчика, водителя, товароведа, менеджера по залу, кассира, продавца, охранника, директора;

- расширять представления о мастерстве кондитеров и пекарей, о значимости их труда.

Развивающие: 

- активизировать диалогическую и монологическую речь;

- умение самостоятельно готовить игровой материал для игры;

- обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;

- развивать воображение.

Воспитательные:

- способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, качественному исполнению ролей;

- обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;

- воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры;

- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Предварительная работа:

- разучивание стихотворения И. Лопухиной  «Булочная»;

- НОД «Откуда хлеб на стол пришел?»;

- рассказы в картинках «Как выращивают хлеб»;

- знакомство с профессиями «агроном», «тракторист», «комбайнер»;

- рассматривание иллюстраций, картинок по теме:  «Хлебобулочные изделия»; «Кондитерские изделия», «Булочная», «Хлебозавод», «Пекарный цех», «Кондитерский цех»;

- знакомство с профессиями «пекарь», «кондитер»;

- чтение литературных  произведений:  М. Глинская «Хлеб», литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь»; загадки о хлебе.

- просмотр видеоролика «Откуда хлеб к нам на стол пришел?»,  серия  «По секрету всему свету – «Хлебоуборочная техника», «Как растет пшеница?»;

- сюжетно-ролевые  игры  «Магазин»,  «Супермаркет»;  знакомство с профессиями «товаровед», «менеджер зала», «упаковщик»;

- подготовка игрового пространства.

Оборудование:

- шапочки, фартуки (для кондитеров и пекарей)

- фартуки и шапочки (для продавца, кассира)

- скатерти

- пластилин для моделирования, формочки, коробочки для упаковки, наклейки

- соленое тесто, подносы

- ящики, рули, костюмы (для грузчиков и водителей)

витрины

- готовый игровой материал

- кассовый аппарат

- корзины для покупателей

- сумочки

- кошельки

- деньги (из бумаги)

- чеки

- ценники

- товары по отделам

- таблички с названиями отделов

- отличительные элементы для сотрудников (бейджи)

План проведения игры:

  1. Организационный момент.
  2. Игра-инсценировка  стихотворения И. Лопухиной «Булочная».
  3. Введение в тему игры.
  4. Игра «Хлебозавод». Деление детей на 2 группы – «пекари» и «кондитеры». Изготовление детьми хлебобулочных и кондитерских изделий. Введение в игру ролей «грузчик», «водитель».
  5. Игра «Булочная»,   введение в игру ролей -  «товаровед», «менеджер зала», «продавец», «кассир», «охранник», «директор магазина».
  6. Самостоятельная игровая деятельность.
  7. Итог.

Ход игры:

Руководство воспитателя

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный момент

Дети до начала игры надевают на себя шапочки и фартуки

- Сегодня, ребята, мы будем играть с игру «Булочная».

- Что продается в булочной?

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение  «Булочная».

- Хлеб, печенье, торты, конфеты и т.д.

2.Игра-инсценировка стихотворения И. Лопухиной «Булочная»

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетёнки, и пампушки,

Курабье,бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и  помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Дети в руках держат подносы с хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

Лена, Полина, Варвара читают стихотворение.

Дети поочереди делают шаг вперед.

3.Введение в тему.

Иллюстрационный материал по теме: «Хлебозавод»

- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Булочная».  Но, сначала, мы с вами отправимся на хлебозавод.

- Кто работает на хлебозаводе?

- Какие изделия выпекают пекари?

- Что изготавливают кондитеры?

- «Пекари», «кондитеры».

- Хлеб,  пирожки, булки, бублики, баранки, плюшки,  плетёнки, и т.д.

- Печенье, конфеты, торты,  пироги, сладости и т.д.

4.Игра «Хлебозавод»

Дети делятся на 2 группы – «пекари», «кондитеры».

Дети подходят к столам. На одном столе табличка «Пекарный цех», на другом столе - «Кондитерский цех».

- Итак, приступаем к работе.  Нам необходимо изготовить разные изделия для нашей булочной.

- А теперь наши изделия необходимо отправить в булочную.

- На чем мы отвезем наши изделия?

- Необходимо выбрать грузчиков и водителей. Грузчики погрузят наши изделия на машины, а водители повезут в булочную.

Самостоятельная деятельность детей.  

Дети лепят и упаковывают свои изделия в коробочки. Затем складывают их в ящики.

- На машине.

Грузчики грузят товар в машины.

5.Игра «Булочная»

Грузчики и водители везут товар в магазин.  Товаровед принимает товар, подписывает накладную. Менеджеры зала расставляют товар. Дети в это время снимают шапки и фартуки.

- В нашей булочной будет 2 отдела: «хлебобулочные изделия» и «кондитерский отдел».

- Ребята, а кто работает в магазине?

- Правильно, продавцы будут говорить вам,  сколько стоит товар, подавать  его; кассир пробивает чеки,  дает сдачу; менеджер зала раскладывает товар на полки, охранник охраняет магазин; директор контролирует работу всех работников магазина.

- Теперь надо распределить роли (одновременно раздаются бейджики)

- Директором магазина буду я.

- Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет.

- Ну, а теперь пора открывать нашу «Булочную». Все работники магазина занимают свои места.  

- Продавец, кассир, товаровед,  менеджер зала, охранник, директор магазина.

6. Самостоятельная игровая деятельность

Дети берут корзинки, сумки  и отправляются в булочную.

- Здравствуйте, а хлеб у вас свежий?

- Да, свежий.

- Сколько стоит батон хлеба?

- Батон хлеба стоит 20 рублей.

- Дайте, пожалуйста, один батон.

- Спасибо.

7.Подведение итога

- Скажите, ребята,  вам понравилась игра? Какие профессии участвовали сегодня в игре?

- В следующий раз мы продолжим нашу игру.

- Пекари, кондитеры, грузчики, водители,  товаровед, менеджеры зала, продавцы, кассиры, охранник, директор  магазина.

Литовская сказка «Как волк  вздумал хлеб печь»  

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
- Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу.  Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: - «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. Если не знал — это другой разговор.

Поднял хлеб, положил на ладонь.

— В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо.

Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl  Ах, как вкусно».

Пословицы и поговорки

  • Хлеб – всему голова!
  • Хлеб – наше богатство.
  • Будет хлеб – будет и песня.
  • Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  • Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
  • Хлеб да соль, и обед пошел.
  • Без хлеба – половина обеда.
  • Не будет хлеба, будешь без обеда.
  • Не трудиться, так и хлеба не добиться.
  • Рожь поспела — берись за дело.
  • Много снега — много хлеба.

Д/игра «Родственные слова»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Назовите… ХЛЕБ  ласково. (Хлебушек.)

Назовите …крошки ХЛЕБА. (Хлебные крошки.)

Назовите…посуду для ХЛЕБА. (Хлебница.)

Назовите …человека, который выращивает ХЛЕБ.  (Хлебороб.)

Назовите … прибор для резки ХЛЕБА.  (Хлеборезка.)

Назовите ….завод, где выпекают ХЛЕБ. (Хлебозавод.)

Д/игра «Узнай профессию»

Цель: упражнять в назывании сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.

Человек разводит овощи – ОВОЩЕВОД.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.


Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»

«Что сделано из муки?»

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.

«Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак»

(Хлеб какой? Мука какая)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

«Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)

«Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

«Разложи блинчики»

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания, развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.

«Разрезные картинки»

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.

Ход игры: дети складывают картинки из частей.

«Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

Дидактическая игра «Правда или ложь»

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

Хлеб растет на грядке(в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

Дидактическая игра с мячом «Назови правильно»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании родственных слов.

Материал: мяч.

Ход игры: Педагог, бросая мяч, задаёт вопрос. Дети, возвращая мяч, называют родственные слова.

Например:

- Как назвать хлеб ласково? — Хлебушек.

- Как называют крошки хлеба? — Хлебные крошки.

- Как называется посуда для хлеба? — Хлебница.

- Как называют человека, который выращивает хлеб? — Хлебороб.

- Как называют человека, который печёт хлеб? — Хлебопек.

- Как называют прибор для резания хлеба? — Хлеборезка.

- Как называют завод, где выпекают хлеб? — Хлебозавод.

СловаХлебхлебушекхлебецхлебцыхлебныйхлебницахлебозаводхлеборобхлеборезкахлебопродуктыхлебопекарнянахлебник…

Динамическая пауза «Посевная»

Мы посеем рожь, рожь (дети показывают, как разбрасывают зёрна)

И горох взойдет хорош, (поднимают постепенно руки)

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница (качают поднятыми руками из стороны в сторону)

И гречиха в цвет рядиться, (вытягивают руки и вращают кистями)

И овёс заколосится (трясут поднятыми вверх руками).

Подвижная игра «Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палку.

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

Подвижная игра «Покажи колосок»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал ведущего

Игровая задача: первым отдать колосок ведущему.

Материал: пшеничные колоски

Ход:

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают колосок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает колосок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду«Покажи колосок!» Дети с колосками должны выбежать и отдать свой колосок ведущему, побеждает тот, кто быстрее отдаст колосок.

Командная игра «Собери каравай» (пазлы)

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

Ход:

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

Физкультминутка «Каравай»

В землю зёрнышко посадим

Очень малое оно (наклоны вперёд)

Но, как солнышко засветит (руки в стороны, присесть)

Прорастёт моё зерно (постепенное вставание)

Ветер тучку пригнал

И нам дал (наклоны вправо – влево, руки вверху)

Сожнёт косарь зерно (повороты вправо – влево, имитируя косьбу)

И размелет его (кулак на кулак и круговые вращения)

А хозяйка из муки

Испечёт нам пирожки (имитация – печём пирожки)

И большой каравай (соединить округлённые руки)

Всем на радость раздавай(развести руки в стороны)

Пальчиковая гимнастика«Месим тесто»

Мы тесто месили, мы тесто месили,

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, (слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх).

А потом обмолотили (постукивают кулаками друг о друга)

Он в зерно вдруг превратился. (выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)

Из зерна – в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки)

В магазине занял место. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)

Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх)

А пришел на стол к нам – хлебом(вытягивают руки вперёд ладонями вверх).

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

Активизация словаря:

продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, хлебобулочные изделия, кассир, названия хлебобулочных изделий.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в хлебный магазин с родителями.

2. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин в хлебный магазин»

4. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

5. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»«Как купить хлеб в булочной«Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?»

6. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

7.Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках»

. 8. Дидактические игры«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»«Кто больше назовет действий».

9. Рисование «Хлебный магазин»

10. Лепка «Вот он хлебушек какой»

11. Ручной труд - изготовление с детьми атрибутов к игре (хлебобулочные изделия, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники)

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Предметно-игровая среда к игре:

Халат и шапочка продавца, касса для кассира, ценники жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи хлебобулочных изделий (маленькие, стеллажи для хлеба (из коробок).

Игровые действия:

Водитель привозит на машине хлебобулочные изделия, грузчики разгружают, продавцы разлаживают хлебобулочные изделия на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился хлебобулочные изделия, звонит на базу, заказывает хлебобулочные изделия. Приходят покупатели. Продавцы предлагают хлебобулочные изделия, показывают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение. В магазине работает продавец, продает хлебобулочные изделия. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. Продавец получает чеки и отпускает товар.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Люди труда. Знакомство с профессиями в сельском хозяйстве (тракторист, комбайнер, агроном)»

 Цель: Формировать первичные навыки социализации у детей 5-6 лет через знакомство с трудом взрослых.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях (тракторист, комбайнер, агроном);

- Формировать знания о различных видах транспорта;

- Расширять знания детей о труде сельских тружеников.

Развивающие:

- Формировать нравственные качества личности детей: уважение к труду, патриотизм, самостоятельность;

- Развивать речь, обогащать словарь детей, активизировать  в речи слова: тракторист, комбайнер, агроном;

- Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, конструктивных навыков;

- Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе;

- Воспитывать уважение к людям труда, интерес к рабочим профессиям.

 Материалы:

Конверт с заданиями, фото с/х техники, картинки с работниками сельского хозяйства, коробочка с семенами пшеницы, карточки - схемы развития злака, лопаточки, «поле» - два плоских короба с землей, материал для конструирования (цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки).

Ход занятия:

Воспитатель:

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель.

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

- Ребята, а какие вы еще знаете профессии? (ответы детей). Молодцы!

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руке?  (конверт)

— Это письмо я получила из районной газеты «Одинцовская правда». Давайте его прочтем.

«Доброе утро, дорогие ребята!

         Я корреспондент газеты «Одинцовская правда».  Совсем скоро, 11 октября, будет отмечаться праздник «День работника сельского хозяйства», он ассоциируется с началом зимы и завершением полевых работ. Меня просили уточнить, что же дошкольники знают о тружениках, о сельскохозяйственных профессиях. Для выпуска поздравительной газеты, мне необходим материал, а чтобы собрать его выполните, пожалуйста, следующие задания. Большое спасибо».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие работники сельского хозяйства? (Доярка, агроном, ветеринар и др.). Все правильно, это люди, которые трудятся на селе: много знают о растениях, умеют правильно выращивать овощные и зерновые культуры, а также заботятся и ухаживают за животными.

Показ фотографии трактора и комбайнов на проекторе.

Трактор обрабатывает почву для посева зерновых культур.  

Силосный комбайн убирает подсушенную траву или косит кукурузу на силос.  Зерновой комбайн, убирает ячмень, пшеницу, кукурузу, семечки и др. культуры на зерно.

Воспитатель: В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должны хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Поэтому без специальных профессий в сельском хозяйстве не обойтись. Сегодня мы познакомимся с разными профессиями на селе.

- Кто мне скажет, как называется профессия человека, который работает на тракторе? (тракторист), комбайне? (комбайнер).

Воспитатель: Какую же работу выполняет тракторист? (ответы детей)

- Тракторист — это рабочий управляющий трактором. У тракториста работа круглый год: он и пашет, и сеет, и борется с сорняками, и косит, разбрасывает удобрения, вывозит сено с полей, зимой расчищает дороги, подвозит корм животным и еще много разной работы выполняется на тракторе.

- Какую работу выполняет комбайнер? (ответы детей)

- У комбайнера, ребята, сезонная работа, это лето-осень. В это время осуществляется уборка урожая, но человек, управляющий комбайном, обеспечивает всю страну хлебом, он занимается уборкой пшеницы и других культур.

-Ребята, кто знает, кто такой агроном? (ответы детей)

- Агроном – это специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда высаживать, поливать, удобрять. Следит за состоянием почвы, зерна для посева.

Воспитатель: Задание №1 (из конверта)

- Ребята, теперь посмотрим, какие вы внимательные. Перед вами картинки с изображением специальной техники. Я буду загадывать загадки, а вы находите отгадку на картинке (картинку берут индивидуально).

1. Корабль великан не по морю плывет,

Корабль великан по земле идет.

Поле пройдет – урожай соберет.

(комбайн)

2. Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.

(трактор)

3. Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет.

(плуг)

4. В поле едет на спине,

А по полю на ногах.

(борона)

5. Деревянные рожки, железные ножки,

Шла, ковыляла, спину гнуть заставляла.

(соха)

6. На горе, горушке стоит старушка

Крыльями машет, хлеба просит.

(мельница)

7. Маленький, горбатенький,

Все поле обскакал, домой прибежал.

Всю зиму пролежал.

(серп)

8.Ходит в поле коровушка –

Саженый язычок,

Режет травушку коровушка,

Под самый корешок.

(сенокосилка)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадки, справились с заданием.

- Пшеницу, рожь, ячмень….. называют злаковыми  растениями, по-другому – злаки (повторяем индивидуально и хором). А теперь следующее задание №2.

 Для того чтобы злаки выросли, необходимо выполнить ряд работ. Перед вами схемы, на которых изображена последовательность появления злака. Возьмите каждый по схеме и встаньте друг за другом в той последовательности, как появляется злак.

Физкультминутка «Трактор по полю гулял»

Трактор по полю гулял,

И картошку собирал.

Левая рука  зажата в кулак, хватаем ее правой рукой;

Правая рука зажата в кулак, хватаем ее левой.

Самосвал возил картошку,

По проселочной дорожке.

Делаем волну правой рукой, изображая извилистую дорогу.

И случайно въехал в грязь,

Буксовал он и завяз!

Вращаем ладонями, сжатыми в кулак.

Стал мигать он из грязи

Трактору: «Спаси! Спаси!»

Сгибаем-разгибаем пальчики.

На буксир наш самосвал

Добрый трактор сразу взял.

Складываем пальцы левой и правой руки в замок.

Уж тянул он самосвал!

Изо всех сил! И достал!

Пальцы левой и правой руки сложены в замок, тянем руки в разные стороны; в конце концов вытягиваем левую руку на правую сторону.

Снова самосвал моргает:

Благодарность выражает.

Сгибаем – разгибаем пальчики.

Воспитатель: Ребята, вот следующее задание №3, которое мы с вами должны выполнить.

Опыт «Посадка семян пшеницы».

- Ребята, а сейчас мы с вами поучаствуем в посеве зерновой культуры –называется она пшеница. Но сначала, так как у нас с вами нет тракторов, мы сами в них превратимся. Давайте возьмем наши лопаточки, вспашем землю на нашем «поле».

- А сейчас мы станем агрономами. Перед вами емкость с семенами, давайте внимательно рассмотрим их и засеем наши «поля».

    - Молодцы ребята, справились с работой! Будем ухаживать за нашим «полем»: поливать его, расчищать от сорняков, и вскоре увидим первые всходы!

Воспитатель: Ребята, в конверте оказалось еще одно задание (задание №4)! Давайте его прочитаем.

- Нам предлагают поучаствовать в конструировании новых тракторов, так как в хозяйстве их не хватает.

Дети из геометрических фигур выкладывают трактор, и приклеивают его на листы бумаги (пальчиковая игра).

Рефлексия:

- Ребята, как вы считаете, мы справились с заданиями корреспондента?

- О каких тружениках села мы сегодня говорили?

- Какая сельскохозяйственная техника вам понравилась больше всего?

- Как вы думаете, понравятся ли им наши трактора?

Воспитатель:

Осень скверы украшает,

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай –

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Воспитатель: И для нас с вами осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь!

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) с использованием круп в старшей группе «Зёрнышко к зёрнышку»

Цель: научить детей выполнять подделку, используя нетрадиционную технику выполнения (из круп, зёрен, семян).

Задачи:

- закреплять знания названий зёрен и круп, семян;

- продолжать работу в рамках проекта «Хлеб – всему голова»;

- воспитывать у детей интерес, сочувствие к игровым персонажам и желание им помочь;

- развивать мелкую моторику в процессе изготовления аппликации;

- развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию пространственной ориентировки; глазомера;

- воспитывать аккуратность при выполнении задания, усидчивость;

- вызвать у дошкольников удовлетворение результатом своей работы и работой своих товарищей;

- воспитывать работать коллективно, закреплять общие интересы;

Оборудование: игрушка мышка, готовый шаблон (мешочек) из цветного картона, кисти, клей, крупа (рис, горох, гречка, пшено, семена (семечки подсолнечника, фасоли, арбуза, зёрна (пшеница, рожь, овёс).

Ход урока:

Воспитатель: Ребята, вот и наступила осень. С полей собрали урожай зерна. Какие виды зерна вы знаете?

Дети: ответы.

Воспитатель: Какой главный продукт на столе. Без которого нельзя завтракать, обедать, ужинать?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, хлеб! А какой главное блюдо варят на завтрак?

Дети: ответы.

Воспитатель: правильно, каша! А из каких круп вариться каша?

Дети: ответы.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете угадать, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать.

Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки;

Боится кошки. (мышка)

Правильно ребятки — это мышка

Беседа про мышку:

21 ноября – Международный день мыши. Мыши – это маленькие проворные грызуны, которые часто встречаются нам только в сказках и мультфильмах. В реальной жизни они стараются оставаться как можно незаметнее для окружающих. Особенно для людей и кошек.

Какая мышка большая или маленькая?

Какая шубка у мышки? Какого цвета?

Где живет мышка?

Как пищит мышка? Давайте вместе с вами попищим.

Кого боится мышка больше всего?

Чем питается мышка? Что больше всего любят мышки?

Мы с вами проведем небольшую физминутку.

Физминутка:

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитируем)

Мышка что-то увидала (Руки за голову не большой наклон вперед)

Посмотрела постояла и дальше побежала (имитируем)

Ну вот отдохнули теперь садимся на свои места.

Воспитатель: Ребята, с наступлением осенних холодов и уборкой урожая с полей, мышка не успела запастись на зиму. В её кладовой остались только пустые мешочки под крупу, зёрна и семена.

Давайте мы с вами поможем нашей мышке сделать заготовки.

Сейчас мы с вами наполним их крупой и подарим их нашей мышке.

А для этого, давайте пройдём в центр науки и естествознания и возьмём крупы, зёрна и семена.

Дети: проходят к центру, рассматривают и трогают на ощупь природный материал, называют крупы, зёрна, семена.

Продуктивная деятельность: нетрадиционная аппликация.

Проведена инструкция по технике безопасности, правилам поведения за столом.

Аккуратно наносим клей и посыпаем ровным слоем крупу.

Посмотрите какие вы молодцы сколько подарков мы сделали. Мышка очень рада.

Рефлексия: дети выставляют полные мешочки на полки в кладовую мышки. «А у мышки, у полёвки – 33 кладовки».


Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка) из солёного теста

Тема«Хлебобулочные изделия»

Цель: закрепить представления детей о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него хлебобулочных изделий.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представление о процессе производства хлеба.

2. Дать представление о многообразии хлебобулочных изделий.

3. Познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом.

4 Познакомить с техникой изготовления соленого теста.

5. Активизировать словарь за счет названий хлебобулочных изделий.

Развивающие:

1. Развивать и вызывать у детей интерес к изготовлению теста и лепке из него изделий.

2. Развивать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, отпечатывание;

3. Развивать умения доводить начатую работу до конца.

4. Развивать мелкую моторику пальцев;

5. Развивать звуковую культуру речи, разговорную речь;

6. Развивать эстетический вкус и творческий интерес.

Воспитательная:

1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

2. Воспитывать уважение к профессии пекаря.

3. Формировать эмоциональную отзывчивость.

Обогащать предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

Оборудование: Мука, соль, вода, миски, ложки, мерный стакан, доски для лепки, стеки, скалки, фартуки, колпачки на голову, формочки, салфетки по количеству детей, иллюстрации хлебобулочных изделий.

Предварительная работа: Беседы о хлебе, о пекаре, и всех, кто помогает выращивать и собирать урожай, отгадывание загадок, заучивание стихов, пословиц о хлебе, сравнение колосков ржи и пшеницы, пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу, наблюдение за выгрузкой хлеба в детском саду, рисование и конструирование колосков и зёрен пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр презентаций.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла в группу у увидела на столе письмо, как вы думаете от кого оно? Догадываетесь?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: вы ни за что не догадаетесь. Это письмо (показывает детям) от жителей нашей группы: куклы Маши, Барби, Кати, моряка Коли, слесаря Степана, водителя Феди и многих других. Они прислали письмо с просьбой приготовить для них что ни будь вкусненькое к чаю, потому что скоро к ним приедут гости, а угостить их не чем. И самое главное гостей будет много, поэтому нужно всего побольше.

Воспитатель: Ребята, поможем нашим друзьям?

Дети: Да!

Воспитатель: Что же можно для них приготовить к чаю?

Дети: Хлеб, булки, пироги, печенье и т. д.

Воспитатель: Верно. А теперь посмотрите, на доску, что вы видите?

Дети: Ватрушки, булочки, сушки, баранки, и др.

Воспитатель: Как назвать все эти изделия одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Из чего сделаны хлебобулочные изделия?

Дети: Из муки, масла, сахара, соли, воды, дрожжей.

Воспитатель: Да, все эти хлебобулочные изделия сделаны из дрожжевого теста, поэтому они такие пышные, мягкие, вкусные. Вот их то, я и предлагаю приготовить.

Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадку и узнать, кто лучше всех управляется с тестом. Из рассыпчатой муки

Он печет нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка.

Дети: Пекарь пекари?

Дети: хлебозавод, пекарня, кафе, столовая.

Воспитатель: Для того, чтобы нам приготовить много хлебобулочных изделий

нам срочно нужно превратится в пекарей и очутиться в пекарне. Что будем делать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Произнесем волшебные слова и посмотрим что же будет.

Воспитатель с детьми закрывают глаза и произносят:

«Буглики - муглики,

баранки - дыранки,

пеньчики- венчики нас преврати,

в пекарей нас скорей очути! - 2 раза.

(в это время на столе появляется коробка с одеждой пекаря, (колпак, фартук).

Воспитатель и дети переодеваются.

Воспитатель: в кого мы с вами превратились?

Дети: в пекарей!

Воспитатель: Я у вас сегодня буду шеф пекарем Кто это, знаете?

Дети: самый главный пекарь.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать хлебобулочные изделия. Посмотрите на столы, чего не хватает для работы?

Дети: Теста.

Воспитатель: Верно. Сейчас засучим рукава и приготовим с вами тесто.

Только тесто наше будет не простым, а солёным.

Для теста нам понадобится: загадка

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут.

(Мука)

Ещё нам нужна будет нужна соль и вода.

Воспитатель с детьми замешивает тесто.

Рассказ воспитателя: Для того чтобы приготовить тесто, нужно насыпать муки 300 гр. в мерный стакан и высыпать в миску, затем насыпать в мерный стакан 300 гр. соли и налить туда стакан воды, соль перемешать с водой и вылить в муку. Все перемешать и замесить тесто. Если тесто прилипает к рукам, то нужно еще добавить муки.

Воспитатель: Вот тесто и готово.

Физкультминутка

Чи-чи-чи (3 хлопка перед собой)

Мы танцуем у печи (прыжки на двух ногах)

Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)

Возле печки горячо (4 прыжка на двух ногах)

Ча-ча-ча (3 хлопка за спиной)Дай нам печка калача

Чи-чи-чи (3 хлопка впереди себя)

Сушки наши хороши.

Воспитатель: Теперь приступаем к работе. Изделия из солёного теста долго хранятся, но есть его нам нельзя. Мы слепим хлебобулочные изделия для наших кукол и их друзей. А ещё из солёного теста можно вылепить сувениры, игрушки, картины, украсить какие-то предметы. Их можно подарить на праздники друзьям и близким. Очень часто изделия из соленого теста используют, как декоративные украшения Приёмы лепки из теста те же что и для лепки из пластилина. Но есть сложности - поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому её надо смачивать водой перед тем как соединять детали.

Каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продаётся в магазинах, что мы рассматривали. Может вы придумаете свое оригинальное печенье. Приступайте, пожалуйста, к работе…

Готовые изделия складываются на противень для сушки.

Показ изделий из солёного теста.

Итог:

Воспитатель: кем мы с вами сегодня были? Что мы делали? (тесто) Из чего делали тесто? (из муки, соли и воды). Что вы сделали из теста (печенье, круасаны, булочки, пирожки). Как назвать все это одним словом? (хлебобулочные изделия).

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) на тему: «Мельница»

        Цель: развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования с элементами аппликации.

Образовательные задачи:

1. формировать умения следовать устным инструкциям;

2. обучать различным приемам работы с бумагой;

3. повторить основные геометрические фигуры.

Развивающие задачи:

1. развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию;

2. развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев;

3. развивать пространственное воображение.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Материалы и оборудование: заготовки для аппликации; ножницы; клей; кисти; альбомный лист; салфетка.

Ход занятия.

1. Воспитатель:- Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Мельница-умелица 
Кружит, кружит мельница -
Крыльями шумя…
Что ты мелешь, мельница?
Мучку для меня!
Для меня - белёную,
Пышную муку!
Пирожки печёные
Будут на веку!
С яблоком, смородиной,
С беленьким грибом!
Милые - как родина…
Где мука - там дом!
А где дом - там дымные 
Запахи летят…
Ароматы дивные…
Пироги, да блинные -
Солнышки глядят!
Мельница-умелица,
Крылья на боку!
Всё, что было - смелется;
Будущее стелется
Счастьем на веку!
Там, где мост -
Туманная
Реченька бежит…
Волны катят
Плавные,
И поют, - что главное -
При работе жить!
Жить - и не тужить!

- О чём это стихотворение? Правильно – о мельнице. Сегодня на занятии мы с вами будем делать аппликацию мельницу.

- Перед вами на доске прикреплен образец и картинки с изображением мельницы..

2. Этапы:

 Ребята перед вами лежит альбомный лист, расположите его вертикально, это место, на котором мы будем строить мельницу.

Посмотрите на картинку. Скажите, из каких частей состоит мельница?

Ответы детей.

 Правильно. Для того чтобы построить мельницу нужен корпус. Возьмем заготовку в форме прямоугольника – это корпус. И отрежем у него верхние углы.

Кладем деталь на клеенку, набираем клей на кисточку и наносим клей по краям детали. Кладем кисточку на подставку.

- Располагать корпус мельницы мы будем в нижней части листа по середине.

- Приклеиваем корпус мельницы.

- Салфеткой разглаживаем. По краям лишний клей примакиваем салфеткой.

- Все справились?

Ребята, чего еще не хватает у мельницы?

Ответы детей.

 Не хватает крыши

- Крыша, какой формы?

- Крыша треугольной формы

-Возьмем треугольник и соорудим крышу дома.

 Кладем деталь на клеенку, набираем клей на кисточку и наносим клей по краям детали. Кладем кисточку на подставку.

- Располагать крышу мы будем над основанием дома

- Приклеиваем крышу

- Салфеткой разглаживаем. По краям лишний клей примакиваем салфеткой.

- Ребята, как вы думаете, мельница готова? Или чего - то не хватает?

Ответы детей.

Правильно не хватает – лопастей и вентиля.

Кладем детали на клеенку, набираем клей на кисточку и наносим клей по краям детали. Кладем кисточку на подставку.

- Приклеиваем вентиль в середине крыши, а лопасти по бокам вентиля.

Салфеткой разглаживаем. По краям лишний клей примакиваем салфеткой.

После длительной работы, необходимо восстановить силы, с помощью Физминутки: Кровельщик

То не град, то не гром          (стучат кулак о кулак)

Кровельщик на крыше         (тянутся на носках, руки вверх)

Бьет он громко молотком    (стучат кулак о кулак)

Вся округа слышит              (закрывают уши руками)

Он железом кроет дом        (руки широко в стороны)

Чтобы сухо было в нем       (наклон руки до носков)

3. Итог занятия:

Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные мельницы у вас получились.

Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на занятии.

А теперь те, кто, по каким-то причинам, не считает свою работу качественной.

Спасибо вам за работу. Вы все молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ НА ТЕМУ : «Откуда хлеб пришёл?» Выполнила: Лещук Анна Петровна 2019

Слайд 2

Тип проекта: нравственно-патриотический, познавательно- речевой с элементами исследовательской деятельности. Продолжительность: среднесрочный с 16-30.09.2019г. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Количество участников: групповой.

Слайд 3

ПРОБЛЕМА. После обеда часто на тарелочках остается хлеб Некоторые дети забывают его взять, это говорит о том, что они не хотят или не любят хлеб. Многие играют с хлебом, крошат его, лепят шарики. Но ведь хлеб издавна считался богатством. На Руси к хлебу относились с почтением. Хлеб-батюшка, водица - матушка. Хлеб - дар божий. Хлеб - всему голова! АКТУАЛЬНОСТЬ. В настоящее время к сожалению, у детей недостаточно сформированы знания о хлебе, о его ценности, процессе выращивания, о труде людей, которые участвуют в производстве хлеба.

Слайд 4

ЦЕЛЬ . 1. Расширить знания детей о хлебе. 2. Формирование первичных представлений о процессе получения хлеба. 3. Рассказать о значимости его для человека. ЗАДАЧИ . 1. образовательные - изучить историю возникновения хлеба; познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий. 2. развивающие - развивать познавательно - исследовательскую деятельность; развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы. 3. воспитательные - воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к труду взрослых.

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : - формировать у детей представления о ценности хлеба; - получить знания о том, как выращивали хлеб в старину; - донести до сознания детей, что хлеб итог работы многих людей; - воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера; - воспитывать бережное отношение к хлебу.

Слайд 6

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Деятельность воспитателя. - определение проблемы, - определение уровня знаний по тем е, - постановка цели и задач, определе ние методов работы , составление плана мероприятий по реализации проекта , - анкетирование родителей. Совместная деятельность педагогов и родителей. - подбор методической литературы, художественной литературы по теме, иллюстрационного материала, - материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей, - подготовка презентации по данной теме, - изготовление материалов и атрибутов для игры в " Магазин", - составление кулинарной книги " Рецепты бабушки и мамы

Слайд 7

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. ( практический). ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. Образовательная область Формы и методы работы Социально- коммуникативное развитие С.р ./и " Семья" , " Магазин", " Булочная" Д/и: " Что где растет?" " Назови профессии" Из какой муки испекли" " Что сначала, что потом" " Кто больше назовет хлебобулочных изделий" Познавательное развитие Беседы: " Как хлеб на стол пришел" " Как испечь хлеб дома" " Берегите хлеб!" " О культуре поведения за столом" Рассматривание наглядно-дидактического материала: " Как наши предки выращивали хлеб?" " Откуда что берется?" Рассматривание иллюстраций о сельскохозяйственных машинах. Просмотр презентации о хлебе. Просмотр фильма " По секрету всему свету. Как получается хлеб" Знакомство с профессиями: агроном, комбайнер, пекарь. Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение зерен ржи, пшеницы, овса, ячменя); Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание зерна пшеницы, овса; замешивание соленого теста и изготовление хлебобулочных изделий для игры. Экскурсия на пищеблок.

Слайд 8

Речевое развитие Чтение художественной литературы. Сказки " Легкий хлеб" " Крылатый, мохнатый, да масляный" К. Чуковский " Чудо - дерево" , " Булка". Стихи Я. Аким " Пшеница" Проговаривание скороговорок. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Приметы о хлебе. М.Пришвин " Лисичкин хлеб" Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность: составление узоров из круп, Лепка из слоеного теста хлебобулочных изделий для игры (ООД), Аппликация " Мельница"( ООД), " Хлеб - всему голова!" ( ФЦКМ) Физическое развитие Игры " Где мы были мы не скажем, а что видели покажем" Хороводная игра " Каравай" Физкультминутка " Колоски"

Слайд 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . Т. Шорыгина " Беседы о хлебе" М, ТЦ Сфера, 2012г. Наглядно - дидактический материал "Откуда что берется« Мозаика синтез, 2015г. " Как наши предки выращивали хлеб" М, Мозаика синтез, 2016г. 3. Заключительный этап . - анализ достижений поставленной цели и полученных результатов, - обобщение результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.

Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....

«Хлеб хлебу – брат» по формированию культуры толерантности в подготовительной группе

Сценарий занятия по формированию культуры толерантности в подготовительной группе «Хлеб хлебу – брат»...