Конспект НОД "Солнце земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Желтухина Наталия Юрьевна

Конспект занятия в подготовительной группе по социокультурным истокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zheltuhina_konspekt_solntse_zemli_russkoy.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 8» г. Канаш

Конспект занятия

по программе «Социокультурные истоки»

в подготовительной группе

на тему:

«Солнце земли русской»

Выполнила: Желтухина Н. Ю.,

                                                                                      воспитатель МБДОУ «Детский

                                                                 сад №8» г. Канаш

г. Канаш 2021


Тема: «Солнце земли русской».

Программное содержание: способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли Русской. Развитие инициативной речи детей и способности воспринимать образ Великого полководца Александра Невского – ангела-хранителя нашего народа. Воспитание интереса и уважения к историческому прошлому России, к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Методические приемы:

  • Вводная беседа о защитниках Русской земли
  • Просмотр презентации: «Александр Невский»
  • Физкультминутка «Богатыри»
  • Беседа по содержанию рассказа, стр. 14-15
  • Словесная игра «Расскажи фрагмент рассказа», стр. 16.

Ход:

Воспитатель: В самые трудные времена для нашего Отечества на защиту родной земли были призваны немало известных богатырей, великих князей, полководцев.

- Ребята, каких известных богатырей, полководцев вы знаете? (Ответы детей)

Заслуга каждого из них славных защитников земли Русской велика, и русский народ помнит их и воздаёт почести своим героям!

Одним из таких защитников был святой благоверный князь Александр Невский - ангел-хранитель нашего народа.

- Вы слышали раньше о нём? (Ответы детей)

Давайте мы с вами поближе познакомимся с этим благоверным князем и узнаем про его детство.

Просмотр презентации «Александр Невский»

Воспитатель: Давным-давно в семье  русского князя Ярослава Всеволодовича родился мальчик.  Его назвали Александром. Рос он добрым, честным, трудолюбивым и любознательным мальчиком.  Александр еще в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. Отец любовался сыном, говорил: «Вырастет - станет опорой земли Русской» (Слайд 2).

В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Не успел Александр вдоволь наиграться, как надели на мальчика специально сшитую для него одежду воина, к поясу прикрепили маленький меч, посадили на коня  и сказали: «Ты теперь маленький мужчина и воспитывать тебя будут не мамки-няньки, а опытные дядьки бояре». (Слайд 3).

Стали его учить грамоте и военному делу. В те времена писать учили по Псалтыри, сборнику церковных псалмов. Писать нужно было гусиными перьями, на бересте.

Обязательно и очень тщательно изучали Библию, Историю. (Слайд 4).

В военном деле княжич Александр преуспел. Обучал его закаленный, имеющий много боевых ран, воин Ратмир. Он учил ездить на коне, стрелять из лука, владеть мечом, запускать копье в цель. (Слайд 5).

В 17 лет Александр стал управлять княжеством. Он очень полюбил Великий Новгород, а новгородцы своего князя. Был он красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим как труба. (Слайд 6).

Воспитатель: Ребята, дальше я хочу вам рассказать о его знаменитых сражениях, благодаря которым он стал известным и всеми любимым защитником. Одно из таких сражений  называется «Ледовое побоище».

Русь всегда привлекала захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Вот и немецкие рыцари решили захватить наши земли.

- Как вы думаете, раз сражение ледовое, в какое время  года оно произошло? (предположения детей).

Случилось это событие весной, в апреле месяце, когда все начинало таять (слайд 7).

Знал наш князь Александр, что прочная броня у немецких рыцарей: на шлемах конские хвосты, на груди кресты, и кони закованы в железо. Назывались эти воины – крестоносцы. До зубов вооружены воины, как тягаться с таким войском русичам? (слайд 8).

Решил тогда наш мудрый князь Александр прибегнуть к хитрости. Выслали навстречу врагам, легкую конницу.  Крестоносцы набросились на неё всей своей мощью, недолгий бой принес им победу. Отступающие конники поскакали в сторону Чудского озера. Радовались немцы, что русское войско разбито и очень удивились, когда у озера  показались целехонькие войска русичей (слайд 9).

Воспитатель: Как вы думаете, зачем князь заманил немецкое войско на берег озера? (предположения детей).

          Это была вторая хитрость Александра. Вступили войска рыцарей в железных доспехах на лед Чудского озера. Возле берега озеро промерзло до самого дна, а ближе к середине лед уже стал слабым, вот туда и бросились окруженные русскими войсками немцы. Начал лед ломаться под тяжелыми рыцарями и пошли они ко дну вместе с конями (слайд 10).

Победителем вернулся князь Александр Невский в Новгород. А вскоре состоялась встреча с немецкими послами. Они просили вернуть пленных и обещали больше не покушаться на русское княжество 

Воспитатель: А вы знаете, почему Александра называют Невским? Ведь Невский - это не фамилия (ответы детей).

В старину не было у людей фамилий, были прозвища. Например, вспомните богатырей, Илья Муромский, потому, что из Мурома. Алеша Попович, потому, что сын попа. Сегодня я хочу рассказать вам о том, почему Александра назвали Невским? Ведь родился он на нашей Ярославской земле, в городе Переяславле-Залесском, и мог бы носить имя Александр Переяславский?! 

Не давал богатый Новгород покоя нашим врагам, очень хотелось завоевать его шведскому королю Биргеру. Два года готовились они идти на Русь. И вот переплыли шведы на огромных ладьях Балтийское море и высадились на берег Невы (слайд 11).

Наша морская стража вовремя увидела, как шведы высадились на берег Невы. Возглавлял морскую стражу в то время верный друг князя – Пелгусий. Всю ночь Пелгусий провел без сна, наблюдая за шведами. А утром, с несколькими гонцами помчался в Новгород, сообщить о врагах князю Александру (Слайд 12).

Юный князь Александр, узнав о войске шведов, решил действовать быстро. Перед битвой князь Александр в Софийском соборе Великого Новгорода горячо молился Богу,  получил благословение владыки Спиридона (слайд 13). 

Затем собрал всю свою дружину и сказал: «Братья! Не убоимся множества врагов. Они хотят взять нашу землю. Не в силах Бог, а в правде». И двинулось войско к реке (слайд 14).

Стремительная дружина князя Александра оказалась у лагеря шведов-рыцарей и нанесла сокрушительный удар. Не ждали шведы нападения, в это время они отдыхали после плавания. Переполошились враги, когда увидели русичей, не успели даже доспехи свои надеть (слайд 15).

В первых рядах ворвался во вражеский лагерь князь Александр Ярославич и в сражении с Биргером копьем нанес ему рану на лице (слайд 16).

Сражение длилось с рассвета до темноты. Храбро сражалась вся дружина князя Александра и одержала победу  в Невской битве. Шведы в ужасе бежали с поля боя.

 Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра – Невским (слайд 17).

Воспитатель: Давайте и мы с вами  немного отдохнем после боя.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков:                 (показывают силача)

Он силён, он здоров.                       (по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял.                         (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастём и мы, смотри,                (поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Мы с вами читали рассказ «Солнце земли русской», где рассказывается о том, как в самые трудные годы Александр Невский защитил землю Русскую от врагов. Давайте побеседуем по этому рассказу.

Беседа с детьми по рассказу «Солнце земли Русской»

  1. От кого защитил в самые трудные годы землю Русскую Александр Невский?

(От шведов и рыцарей - крестоносцев)

  1. На что решились наши соседи шведы?

(Шведы решили завоевать Русские города и земли. Войско шведов на многих кораблях отправилось на Русскую землю, переплыло Балтийское море и высадилось на берег Невы).

  1. Кто увидел войско шведов?

(Наша морская стража вовремя увидела, как шведы высадились на берег и разбили лагерь, вовремя сообщили все князю Александру).

  1. Что решил князь Александр Ярославич, узнав о войске шведов-рыцарей?

(Решил действовать быстро).

  1.  Как готовился к битве князь Александр Ярославич?

(В Софийском соборе Великого Новгорода горячо молился Богу и  получил благословение владыки Спиридона)

  1. Что сказал своей дружине князь Александр перед битвой?

(«Аще Бог за нас, кто на ны? Не в силах Бог, а в правде!»)

  1. Что позволило дружине князя Александра одержать победу над многочисленным войском шведов?

(Стремительная дружина князя Александра оказалась у лагеря шведов-рыцарей и нанесла сокрушительный удар прежде, чем шведы успели опомниться)

  1. Как действовал в битве князь Александр Ярославич?

(В первых рядах ворвался во вражеский лагерь князь Александр Ярославич и в сражении с Биргером копьем нанес ему рану на лице)

  1. Как сражалась русская дружина?

(Храбро сражалась вся дружина князя Александра и одержала победу  в Невской битве. Шведы в ужасе бежали с поля).

  1. Как стали называть князя Александра Ярославича после победы в Невской битве?

(Александр Невский)

Воспитатель: Молодцы, теперь вы много знаете о князе Александре Невском.

 Я предлагаю вам поиграть в словесную игру. Я буду читать фрагменты рассказа «Солнце земли Русской, а вы найдите правильное продолжение рассказа»

Словесная игра: «Назовите правильное продолжение рассказа»

Наша морская стража вовремя увидела, как шведы высадились…

(на берег Невы и разбили лагерь),

и вовремя сообщили все…

(князю Александру).

Возглавлял морскую стражу….

(верный дружинник)

князя Александра Пелгусий.

Всю ночь Пелгусий провёл без сна, наблюдая…

(за врагами),

и «на восходе солнца услышал на воде шум страшен и увидел одну ладью…

(с гребцами).

Посреди ладьи стояли, положив на плечи друг другу руки,…

(святые мученики Борис и Глеб),

а гребцы, сидевшие в ладье, были как мглою покрыты».

И сказал князь Борис:…

(«Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику нашему Александру»).

После этих слов ладья стала невидима.

Воспитатель: Много веков прошло с того времени, народ наш чтит и помнит подвиги Александра Невского, недаром в честь него были воздвигнуты храмы в разных городах, сняты фильмы, сложены стихи и песни. Теплоходы, станции метро, улицы названы в честь князя Александра. До сих пор мы вспоминаем его с теплым чувством. Много потрудился он и мечом, сердцем и душой для русской земли.

Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что особенно запомнилось?

- Как вы думаете, легко ли быть военным полководцем? Какими качествами он должен обладать?

- Хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского и защищать нашу страну?

 Молодцы, думаю, когда вы подрастете, обязательно встанете на защиту нашей страны в ряды Российской Армии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Конспект "Защитники земли Русской"

ООД по программе "Истоки"....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Конспект "Богатыри земли русской"

конспект занятия о богатарях...