Конспект НОД "Солнце земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе по социокультурным истокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zheltuhina_konspekt_solntse_zemli_russkoy.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 8» г. Канаш
Конспект занятия
по программе «Социокультурные истоки»
в подготовительной группе
на тему:
«Солнце земли русской»
Выполнила: Желтухина Н. Ю.,
воспитатель МБДОУ «Детский
сад №8» г. Канаш
г. Канаш 2021
Тема: «Солнце земли русской».
Программное содержание: способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли Русской. Развитие инициативной речи детей и способности воспринимать образ Великого полководца Александра Невского – ангела-хранителя нашего народа. Воспитание интереса и уважения к историческому прошлому России, к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Методические приемы:
- Вводная беседа о защитниках Русской земли
- Просмотр презентации: «Александр Невский»
- Физкультминутка «Богатыри»
- Беседа по содержанию рассказа, стр. 14-15
- Словесная игра «Расскажи фрагмент рассказа», стр. 16.
Ход:
Воспитатель: В самые трудные времена для нашего Отечества на защиту родной земли были призваны немало известных богатырей, великих князей, полководцев.
- Ребята, каких известных богатырей, полководцев вы знаете? (Ответы детей)
Заслуга каждого из них славных защитников земли Русской велика, и русский народ помнит их и воздаёт почести своим героям!
Одним из таких защитников был святой благоверный князь Александр Невский - ангел-хранитель нашего народа.
- Вы слышали раньше о нём? (Ответы детей)
Давайте мы с вами поближе познакомимся с этим благоверным князем и узнаем про его детство.
Просмотр презентации «Александр Невский»
Воспитатель: Давным-давно в семье русского князя Ярослава Всеволодовича родился мальчик. Его назвали Александром. Рос он добрым, честным, трудолюбивым и любознательным мальчиком. Александр еще в раннем детстве полюбил свой край и изучил его. Отец любовался сыном, говорил: «Вырастет - станет опорой земли Русской» (Слайд 2).
В ту пору люди рано видели в сыновьях маленьких мужчин, не признавая долгого детства. Не успел Александр вдоволь наиграться, как надели на мальчика специально сшитую для него одежду воина, к поясу прикрепили маленький меч, посадили на коня и сказали: «Ты теперь маленький мужчина и воспитывать тебя будут не мамки-няньки, а опытные дядьки бояре». (Слайд 3).
Стали его учить грамоте и военному делу. В те времена писать учили по Псалтыри, сборнику церковных псалмов. Писать нужно было гусиными перьями, на бересте.
Обязательно и очень тщательно изучали Библию, Историю. (Слайд 4).
В военном деле княжич Александр преуспел. Обучал его закаленный, имеющий много боевых ран, воин Ратмир. Он учил ездить на коне, стрелять из лука, владеть мечом, запускать копье в цель. (Слайд 5).
В 17 лет Александр стал управлять княжеством. Он очень полюбил Великий Новгород, а новгородцы своего князя. Был он красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим как труба. (Слайд 6).
Воспитатель: Ребята, дальше я хочу вам рассказать о его знаменитых сражениях, благодаря которым он стал известным и всеми любимым защитником. Одно из таких сражений называется «Ледовое побоище».
Русь всегда привлекала захватчиков великими землями и богатствами. В то время на нашу землю нападали со всех сторон враги. Вот и немецкие рыцари решили захватить наши земли.
- Как вы думаете, раз сражение ледовое, в какое время года оно произошло? (предположения детей).
Случилось это событие весной, в апреле месяце, когда все начинало таять (слайд 7).
Знал наш князь Александр, что прочная броня у немецких рыцарей: на шлемах конские хвосты, на груди кресты, и кони закованы в железо. Назывались эти воины – крестоносцы. До зубов вооружены воины, как тягаться с таким войском русичам? (слайд 8).
Решил тогда наш мудрый князь Александр прибегнуть к хитрости. Выслали навстречу врагам, легкую конницу. Крестоносцы набросились на неё всей своей мощью, недолгий бой принес им победу. Отступающие конники поскакали в сторону Чудского озера. Радовались немцы, что русское войско разбито и очень удивились, когда у озера показались целехонькие войска русичей (слайд 9).
Воспитатель: Как вы думаете, зачем князь заманил немецкое войско на берег озера? (предположения детей).
Это была вторая хитрость Александра. Вступили войска рыцарей в железных доспехах на лед Чудского озера. Возле берега озеро промерзло до самого дна, а ближе к середине лед уже стал слабым, вот туда и бросились окруженные русскими войсками немцы. Начал лед ломаться под тяжелыми рыцарями и пошли они ко дну вместе с конями (слайд 10).
Победителем вернулся князь Александр Невский в Новгород. А вскоре состоялась встреча с немецкими послами. Они просили вернуть пленных и обещали больше не покушаться на русское княжество
Воспитатель: А вы знаете, почему Александра называют Невским? Ведь Невский - это не фамилия (ответы детей).
В старину не было у людей фамилий, были прозвища. Например, вспомните богатырей, Илья Муромский, потому, что из Мурома. Алеша Попович, потому, что сын попа. Сегодня я хочу рассказать вам о том, почему Александра назвали Невским? Ведь родился он на нашей Ярославской земле, в городе Переяславле-Залесском, и мог бы носить имя Александр Переяславский?!
Не давал богатый Новгород покоя нашим врагам, очень хотелось завоевать его шведскому королю Биргеру. Два года готовились они идти на Русь. И вот переплыли шведы на огромных ладьях Балтийское море и высадились на берег Невы (слайд 11).
Наша морская стража вовремя увидела, как шведы высадились на берег Невы. Возглавлял морскую стражу в то время верный друг князя – Пелгусий. Всю ночь Пелгусий провел без сна, наблюдая за шведами. А утром, с несколькими гонцами помчался в Новгород, сообщить о врагах князю Александру (Слайд 12).
Юный князь Александр, узнав о войске шведов, решил действовать быстро. Перед битвой князь Александр в Софийском соборе Великого Новгорода горячо молился Богу, получил благословение владыки Спиридона (слайд 13).
Затем собрал всю свою дружину и сказал: «Братья! Не убоимся множества врагов. Они хотят взять нашу землю. Не в силах Бог, а в правде». И двинулось войско к реке (слайд 14).
Стремительная дружина князя Александра оказалась у лагеря шведов-рыцарей и нанесла сокрушительный удар. Не ждали шведы нападения, в это время они отдыхали после плавания. Переполошились враги, когда увидели русичей, не успели даже доспехи свои надеть (слайд 15).
В первых рядах ворвался во вражеский лагерь князь Александр Ярославич и в сражении с Биргером копьем нанес ему рану на лице (слайд 16).
Сражение длилось с рассвета до темноты. Храбро сражалась вся дружина князя Александра и одержала победу в Невской битве. Шведы в ужасе бежали с поля боя.
Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра – Невским (слайд 17).
Воспитатель: Давайте и мы с вами немного отдохнем после боя.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков: (показывают силача)
Он силён, он здоров. (по очереди руки к плечам)
Он из лука стрелял. (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял.
Зорко-зорко наблюдал,
Подрастём и мы, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Мы с вами читали рассказ «Солнце земли русской», где рассказывается о том, как в самые трудные годы Александр Невский защитил землю Русскую от врагов. Давайте побеседуем по этому рассказу.
Беседа с детьми по рассказу «Солнце земли Русской»
- От кого защитил в самые трудные годы землю Русскую Александр Невский?
(От шведов и рыцарей - крестоносцев)
- На что решились наши соседи шведы?
(Шведы решили завоевать Русские города и земли. Войско шведов на многих кораблях отправилось на Русскую землю, переплыло Балтийское море и высадилось на берег Невы).
- Кто увидел войско шведов?
(Наша морская стража вовремя увидела, как шведы высадились на берег и разбили лагерь, вовремя сообщили все князю Александру).
- Что решил князь Александр Ярославич, узнав о войске шведов-рыцарей?
(Решил действовать быстро).
- Как готовился к битве князь Александр Ярославич?
(В Софийском соборе Великого Новгорода горячо молился Богу и получил благословение владыки Спиридона)
- Что сказал своей дружине князь Александр перед битвой?
(«Аще Бог за нас, кто на ны? Не в силах Бог, а в правде!»)
- Что позволило дружине князя Александра одержать победу над многочисленным войском шведов?
(Стремительная дружина князя Александра оказалась у лагеря шведов-рыцарей и нанесла сокрушительный удар прежде, чем шведы успели опомниться)
- Как действовал в битве князь Александр Ярославич?
(В первых рядах ворвался во вражеский лагерь князь Александр Ярославич и в сражении с Биргером копьем нанес ему рану на лице)
- Как сражалась русская дружина?
(Храбро сражалась вся дружина князя Александра и одержала победу в Невской битве. Шведы в ужасе бежали с поля).
- Как стали называть князя Александра Ярославича после победы в Невской битве?
(Александр Невский)
Воспитатель: Молодцы, теперь вы много знаете о князе Александре Невском.
Я предлагаю вам поиграть в словесную игру. Я буду читать фрагменты рассказа «Солнце земли Русской, а вы найдите правильное продолжение рассказа»
Словесная игра: «Назовите правильное продолжение рассказа»
Наша морская стража вовремя увидела, как шведы высадились…
(на берег Невы и разбили лагерь),
и вовремя сообщили все…
(князю Александру).
Возглавлял морскую стражу….
(верный дружинник)
князя Александра Пелгусий.
Всю ночь Пелгусий провёл без сна, наблюдая…
(за врагами),
и «на восходе солнца услышал на воде шум страшен и увидел одну ладью…
(с гребцами).
Посреди ладьи стояли, положив на плечи друг другу руки,…
(святые мученики Борис и Глеб),
а гребцы, сидевшие в ладье, были как мглою покрыты».
И сказал князь Борис:…
(«Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику нашему Александру»).
После этих слов ладья стала невидима.
Воспитатель: Много веков прошло с того времени, народ наш чтит и помнит подвиги Александра Невского, недаром в честь него были воздвигнуты храмы в разных городах, сняты фильмы, сложены стихи и песни. Теплоходы, станции метро, улицы названы в честь князя Александра. До сих пор мы вспоминаем его с теплым чувством. Много потрудился он и мечом, сердцем и душой для русской земли.
Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, вам понравился рассказ об Александре Невском? Что особенно запомнилось?
- Как вы думаете, легко ли быть военным полководцем? Какими качествами он должен обладать?
- Хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского и защищать нашу страну?
Молодцы, думаю, когда вы подрастете, обязательно встанете на защиту нашей страны в ряды Российской Армии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
Конспект "Защитники земли Русской"
ООД по программе "Истоки"....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Конспект "Богатыри земли русской"
конспект занятия о богатарях...