Развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия посредством игр с пуговицами.
методическая разработка

Житина Инна Валериевна

Цель игр с пуговицами - способствование развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия посредством игр с пуговицами.

 

Комплекс кинезиологических упражнений. Используя пуговицы для кинезиологических упражнений, мы развиваем умственные способности и физическое здоровье ребенка. Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет улучшить у ребенка память, внимание, мелкую в и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Особое внимание следует уделить кинезиологическим упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца- находятся вне зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Поэтому упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы.

Печатная машинка. Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение «печатание». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Скольжение пуговицы по подушечкам пальцев. Большим пальцем двигаем пуговицу по подушечкам от указательного пальца к мизинцу и обратно. Упражнение выполнять попеременно правой и левой рукой. Усложнение: выполнение движения одновременно двумя руками.

 Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Ловкие пальчики. На тыльной стороне лежит большая пуговица, остальные рассыпаны на столе. С помощью двух пальцев этой же руки собрать пуговицы на столе по одной в емкость, не уронив при этом пуговицу, лежащую на руке. Усложнение:

1) количество пуговиц на тыльной стороне ладони увеличивается;

2) действия выполняются ведущей и  неведущей рукой;

3) меняется сочетание пальцев в паре: большой и указательный, большой и безымянный и т. д.;

4) действия выполняются двумя руками одновременно.

Поменяемся местами. Пуговицы разложены на столе в 2-3 ряда. Вначале ребенок произвольно меняет местами две любые пуговицы. Усложнение: меняет местами пуговицы, на которые указывает ведущий. Например: «Поменяй местами большую круглую красную пуговицу в первом ряду и маленькую квадратную голубую во втором ряду двумя руками одновременно».

Шагающие пальчики. Ребенок выкладывает на столе дорожку из разных пуговиц в произвольном порядке. Для лучшей ориентации дорожку (линию) можно нарисовать на листе бумаги или положить небольшой шнур, на котором будут лежать пуговицы. По готовой пуговичной дорожке пальчики «шагают». Упражнение выполняется как ведущей, так и неведущей рукой.

Коррекционные и дидактические игры для развития сенсомоторики

Большая - маленькая. Цель: закрепление понятий «величина», «цвет», развитие слухового внимания, координации движений мелкой моторики, быстроты действий. Предложите ребенку набор различающихся по цвету, величине, форме пуговиц для хаотичного выкладывания на игровом поле. Процесс сопровождается речевым описанием каждой пуговицы: цвет, величина. Когда игровое поле сформировано, ведущий дает задание: «Покажи зеленую круглую большую пуговицу указательным пальцем правой руки» или «Покажи синюю маленькую квадратную пуговицу мизинцем левой руки». После выполнения нескольких заданий роль ведущего передается ребенку.

Пуговичное лото. Цель: закрепление знаний о цветах и оттенках, увеличение объема зрительной памяти, развитие наблюдательности, концентрации внимания, умение работать в группе. Дети получают цветные картинки с изображением предметов или сюжетные картинки и наборы пуговиц. Ведущий показывает детям пуговицу и спрашивает, какого она цвета. Тому, кто первым нашел соответствующий цвет или оттенок у себя на картинке, ведущий отдает пуговицу, и ребенок на своем рисунке накрывает ею участок с соответствующим цветом. Игра считается законченной, когда у ведущего закончились все пуговицы. Примечание: детям младшего возраста ведущий предлагает самим находить пуговицы в общем наборе и накрывать аналогичные цветовые участки на своем рисунке. Перебирание пуговиц в общей массе доставляет малышам огромное удовольствие, так как является элементом мышечной релаксации.

Упражнения для ног. Опустите емкость с пуговицами на пол, чтобы ребенок мог свободно поместить туда обе ноги одновременно. Предложите ему просто пошагать, поочередно опуская ступни в емкость, поддержите ребенка, если он чувствует себя неустойчиво.

  • Захват пуговиц пальцами ног поочередно каждой, упражнение выполняется стоя.
  • Захват пуговиц пальцами обеих ног одновременно, упражнение выполняется сидя.
  • Поочередно каждой ногой выкладывать пуговицы друг на друга, как будто наклеивая.
  • Опустив ступни в пуговицы, «сверлить» пяткой ямку.
  • Соединив пятки обеих ног, стараться сделать пальцами холмик из пуговиц.
  • Пересыпать пуговицы пальцами ног из одной емкости в другую.

Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы»

Цель. Активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Содержание. Ребенку предлагают сосчитать количество пуговиц на своей рубашке (кофте, платье, пальто, шубе) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них. Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае получается считать быстрее и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

«Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно — гигиенических навыков»

В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитие речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы....

Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста

Пособие "Умелые ручки"  используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством использования доступного материала»

Сейчас  известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг"

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством техники "Квиллинг", которая оказывает большую роль в этетическом воспитании ребенка, а также способствует развитию...

Учебно-методические пособия для развития мелкой моторики,сенсорному развитию детей в раннем возрасте.

Дидактические  игры "Разложи предметы в свои домики" по сенсорному развитию для детей раннего возраста.   Актуальность применения - ребёнок в раннем возрасте должен различать не менее 6...