Детская универсальная STEAM лаборатория и её составляющие.
статья

Балабанова Вероника Кареновна

В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать  моделирование и проектирование, конструирование, робототехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steam_statya_balabanova.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)  В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях становятся медиа ресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является доступным способом получения новых знаний.

Для того чтобы дошкольники с легкостью вошли в цифровую среду, мы используем ведущий вид деятельности в их возрасте -  игру. Игру не ради игры, а ради познания, получения знаний и закрепления навыков и в этом нам помогает одна из эффективных технологий обучения детей - технология STEAM-образования.

(Слайд 2) На занятиях в рамках пособия многое отдается на выбор детей, на их самостоятельность решения. Все занятия максимально интерактивны, содержат большое количество уникальных образовательных игр, междисциплинарных и творческих проектов, максимально вовлекая детей в процесс познания.

STEАM-образование – это инновационная образовательная программа, которая позволяет на профессиональном уровне подготовить детей с самого раннего возраста к технически развитому современному миру: научиться быстро ориентироваться в огромном потоке информации и эффективно реализовывать полученные знания на практике.

(Слайд 3)  Страшная на первый взгляд аббревиатура на самом деле очень просто расшифровывается: S (естественные науки), T (технологии), Е (инженерия), A (искусство), M (математика). STEАM-лаборатория – это проекты инженерно-научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.

(Слайд 4)  В STEAM-лаборатории представлен уникальный помощник, космический робот Микибот, который является связующим звеном всех программ, он является пошаговым программируемым роботом, что позволяет детям изучать основы программирования. Мы через робота меняем отношение детей к обучению, не мы учим чему-то детей, а дети вместе с педагогом помогают роботу осваиваться в нашем мире. Мы с ним изучаем, из чего состоит наш мир, проходим различные исследования и т.д. Дети учат робота и сами выступают в роли педагога по отношению к этому роботу.

В детскую универсальную STEAM-лабораторию входит огромное количество уникальных и специализированных игр.

(Слайд 5)  В нее входят такие блоки как:

  • основы программирования
  • основы математики и теории вероятности
  • основы картографии и астрономии
  • основы криптографии

(Слайд 6)  На занятиях в рамках пособия многое отдается на выбор детей, на их самостоятельность решения. Например, в разделе «Основы программирования» перед ребятами стоит цель накормить Микибота для этого необходимо добыть сырную гайку, который спрятан в лабиринте. Дошкольники самостоятельно делают лабиринт из сборного синего поля с препятствиями, самостоятельно выстраивают препятствия и самостоятельно прячут сырную гайку. После того, как весь лабиринт готов к использованию, ребята приступают к его прохождению. Для того чтобы успешно пройти все дистанции, необходимо правильно запрограммировать Микибота:

  • установить робота в выбранной точке;
  • изучить варианты движения робота к сыру;
  • продумать все шаги Микибота от места, где он стоит, до сыра;
  • составить последовательность движений робота, чтобы он достал сыр, на карточках-стрелках;
  • проверить, что память робота очищена – нажать желтую круглую кнопку;
  • запрограммировать робота согласно составленной последовательности;
  • запустить робота – нажать зеленую круглую кнопку;
  • внести изменения в последовательность действий (при необходимости).

(Слайд 7)  В своих занятиях мы используем не только технологию программированного обучения, но и геймофицированные технологии, так же приучаем детей к социальной адаптации в обществе. На пример, в разделе «Основы математики и теории вероятности» мы в виде игры знакомим детей с понятиями: выбор, голосование и формируем основы демократических подходов. Задача ребят выбрать из нескольких предложенных игрушек одну, для знакомства с Микиботом, а выбрать нам поможет голосование.

Детям предлагается несколько игрушек, и раздаются карточки. Каждый ребёнок оставляет свою карточку, т.е. «голос» возле выбранной игрушки. Методом подсчёта наибольшего количества карточек т.е. «голосов» определяется победитель голосования.

(Слайд 8)  Самое главное никогда не ограничивать полет фантазии детей: даже, когда они будут придумывать летающие города или создавать собственные планеты. Конечно, мы знаем, какое решение можно найти для многих задач, но ребята все равно предложат еще пару нестандартных вариантов. Пусть эти идеи могут показаться нам фантастическими, но вполне возможно в будущем их идеи будут самыми конструктивными. Например, в разделе «Основы картографии и астрономии» у детей будет возможность создать проект «Летающий робот».

Цель проекта: реализация творческой деятельности детей.

Порядок выполнения:

  • Создаются из детей пары для работы.
  • Им раздаются заранее распечатанные и вырезанные макеты роботов для каждой пары детей.
  • Дети разрисовывают макет робота по своему желанию.
  • И продевают нитки в соломинки: по 2 на 1 робота.

С обратной стороны воспитатель скотчем прикрепляет по 2 кусочка соломинки параллельно высоте робота.

Дети становятся парами друг напротив друга и по очереди разводят нити в разные стороны. Робот движется в сторону того, кто не разводит нитки.

(Слайд 9)  Криптография – это искусство загадывать и разгадывать загадки, хранить тайны, и их раскрывать. С криптографией мы учимся понимать друг друга, и придумываем, как сохранить что-то важное для себя в безопасности. А чем лучше мы умеем и то и другое, тем спокойнее и деятельнее может быть наша жизнь. Так, например, в разделе «Основы криптографии»

Дети не только придумывает способ шифрования, но и указывает область его применения, рассматривают сильные и слабые стороны своего шифра. 

(Слайд 10)  Благодаря применению данной технологии мы повышаем результативность овладения детьми основ программирования и робототехники. Развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Данная система работы позволяет реализовать заложенную в них программу саморазвития эффективным способом, путем самостоятельного исследования мира. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования (Слайд 11).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская универсальная STEAM-лаборатория

На сегодняшний день одна из основных наших целей- дать дошкольникам современное, конкурентоспособное образование и профориентацию. Для реализации этой цели необходимо использовать современные технолог...

Конкурсное задание. Реализация программы "Детская универсальная STEAM-лаборатория" в группе "Росинка"

Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей д...

Конкурсное задание. Конспект занятия по ОО Познавательное развитие "Венера сестра Земли" в детской универсальной STEAM-лаборатории

laquo;Фестиваль педагогического мастерства – 2022»заочный этапноминация "Лучший воспитатель"Чернова Ирина Викторовна воспитатель высшей квалификационной категорииМКДОУ "ДС ...

Конкурсное задание. Консультация для педагогов " Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательный процесс ДОО"

Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по...

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Внедрение детской универсальной STEAM – лаборатории в образовательный процесс ДОО» для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация для педагогов: "Использование детской универсальной STEAM-лаборатории для детей 4-8 лет"

Использование детской универсальной STEAM-лаборатории для детей 4-8 лет...