ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
материал
Тема самообразования:
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель самообразования по теме:
Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_po_samoobrazovaniyu_2021_-_2022_uchgod.docx | 54.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на тему:
«Дидактические игры в обучении детей
основам математики»
Воспитатель: Аббясова А. З.
группа №2
Общие сведения по теме самообразования
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Тема самообразования:
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель самообразования по теме:
Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи самообразования по теме:
- Развивать эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Этапы реализации программы:
I этап – аналитический 01.02.20 г.-01.05.2020 г.
II этап – диагностический 2020-2023 г.
III этап – организационный 2020 г.
IV этап - коррекционно-развивающий 2020 – 2023г.
V этап- итоговый, диагностический 2023г.
Цель самообразования по теме:
Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.
Задачи самообразования по теме:
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать). Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлениям детей.
Ill этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
Практический выход:
1 | Подготовка и проведение игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике» | Открытое занятие для педагогов МАДОУ | 2020 год |
2 | Подготовка и проведение мастер-класса по теме: «Первые шаги в математике» | Мастер-класс для педагогов ДОУ | 2020 г. |
3 | Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» | Выступление на педагогическом совете ДОУ | 2021 г. |
4 | Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» | Выступление на родительском собрании группы | 2021 г. |
5 | Пополнение картотеки по ФЭМП: - презентаций - картотеки игр | Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП | 2020 – 2023г. |
6 | Оформление папок-передвижек: -«Математика вокруг нас»; -«По дороге к математике» -«Математика в жизни ребенка» -«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет) -«Математические игры» (фотообзор) | Папки-передвижки | 2020 –2023г. |
7 | Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно; - Математика дома; - Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. - Развитие математических способностей у дошкольников. - Роль дидактических игр в процессе фэмп у детей дошкольного возраста. - Дидактическая игра в жизни ребенка. - Яркие и интересные игры. | Сборник консультаций для родителей | 2020 – 2023г. |
8 | Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику», средняя группа | Открытое занятие для родителей | 2021 г. |
9 | Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН» | Открытое занятие для родителей | 2022 г. |
10 | Обобщение опыта работы по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики». | Выступление на педагогическом совете ДОУ | 2021 г. |
11 | Подготовка доклада по теме: «Математическое образование в семье» | Выступление на родительском собрании группы | 2021 г. |
12 | Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» | Выступление на родительском собрании группы | 2022 г. |
13 | Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | Выступление на родительском собрании группы | 2023 г. |
Изучение передового опыта:
Изучение практического опыта работы воспитателей МАДОУ «Детского сада пос. им. К. Маркса» | 1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений | 2020-2023, ежегодно по 4 занятия |
2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП | 2020-2023, ежегодно по 1 занятию | |
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования | Изучение опыта работы воспитателей ДОУ по теме самообразования | 2020-2023 |
Работа с родителями
Мероприятия | Год | |
1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | 2020- 2023 г.г. | |
2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам: «Методика организации и руководство дидактическими играми». «Планирование дидактических игр в воспительно-образовательном процессе». «Роль дидактических игр в детском саду» «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» | 2020-2023 г.г. | |
3. Совместное оформление папки передвижки: -«Математика вокруг нас» -«По дороге к математике» -«Математика в жизни ребенка» -«Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет) -«Математические игры» (фотообзор) | 2020-2023 г.г. | |
4. Открытый просмотр НОД для родителей : «В гости к зайчику» | 2021 год | |
5. Открытое занятие по теме: «Математический КВН» | 2022 год | |
6. Проведение родительских собраний по темам: «Математическое образование в семье» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | 2021 год 2022 год 2023 год |
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей:
- интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять; Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
- способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.; Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий;
- по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Литература по теме самообразования:
1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66
6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 5
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»
Уважаемые родители представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»
Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений с взрослыми.
Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
Структурные компоненты дидактической игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение детей в процессе игры. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности детей, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.
Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической игры.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй башенку» и т. п. Задача таких игр – закрепление качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".
Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....
Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.
Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.» вторая младшая группа
Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в обучении детей основам математики.»вторая младшая группа...
Отчет по самообразованию педагога по теме: «Дидактические игры в обучении детей основам математики.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение."Детский сад общеразвивающего вида № 27" Отчет по самообразованию педагога по теме:«Дидактические игры в ...
Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....
Отчет по самообразованию на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
laquo;Дидактические игры в обучении детей основам математики»...
План самообразования воспитателя Хамматовой Алсу Рашитовны на тему: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» 2024-2029 г.г.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...