Арт-терапия, как метод воспитания детей
консультация (старшая группа)

добровольская любовь николаевна
Данная программа направлена на всестороннее гармоничное
развитие личности ребенка. Арт-терапия, самый продуктивный и
незаменимый способ психологической работы с детьми. Содержание
программы ориентировано на эмоциональное развитие ребенка –
уверенность в себе, чувство защищенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»

Наталья Самсонова
Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Содержание программы ориентировано на эмоциональное развитие ребенка – уверенность в себе, чувство защищенности.

Работа с детьми это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является Арт-терапия.

При выборе метода работы с детьми, арт-терапия является лучшим способом психологической разгрузки. В данной работе используется такой метод Арт-терапиии, как ЦВЕТОТЕРАПИЯ.

Цветотерапия – эффективное средство сохранения здоровья.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

По данной программе можно работать с родителями и сотрудниками учреждения.

Цель и задачи.

Цель: формирование психологического здоровья детей.

Задачи: развитие у ребенка положительных черт характера;

корректировать нежелательные черты характера и поведения;

развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха;

социально-эмоциональное развитие ребенка;

укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает ребёнка.

Формы занятий.

Занятия проводятся в форме релаксационных и практических мероприятий. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Предпочтение цвета детей.

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление и даже болевые ощущения.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако если ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Обозначение каждого цвета.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Лечит простуду.

С красным цветом надо быть осторожнее – может возникнуть переутомление, раздражительность, капризы.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Поднимает самооценку и учит прощать.

Желтый цвет – цвет оптимизма. Он как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Благотворно влияет на зрение и нервную систему.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Способен снять головную боль и переутомление. Борется с хронической усталостью и стабилизирует кровяное давление.

Голубой цвет лечит стрессы и волнения, снимает раздражительность. Он успокаивает, укрепляет внутренне, понижает давление, успокаивает головную боль. Активирует лёгкие и бронхи, помогает не дать развиваться различным инфекциям, повышает иммунитет, помогает при кашле, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система. Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

Содержание.

I. Практические мероприятия.

1. Радуга и чувства.

2. Цвет и птица.

3. Путешествие в зеленую страну.

4. Ласковое солнышко.

5. Всё бело, ой всё бело, белым цветом расцвело.

6. Цветы для бабочки.

7. Божья коровка.

8. Зеленая сказка.

9. Осеннее дерево.

10. Загадочные струйки.

11. Петушок и его семья.

II. Релаксационные мероприятия.

1. Цветотерапия №1 (для расслабления).

2. Цветотерапия №2 (для расслабления).

3. Терапия красным цветом (для поднятия энергии).

4. Терапия розовым цветом (для оптимизма).

5. Терапия оранжевым цветом (для поднятия настроения).

6. Терапия жёлтым цветом (для радости и оптимизма).

7. Терапия голубым цветом (для успокоения).

8. Терапия синим цветом (для успокоения).

9. Терапия зеленым цветом (для уставшего организма).

10. Терапия фиолетовым цветом (для усиления восприятия).

11. Терапия цветовыми пейзажами (для положительной сферы жизни).

Ожидаемые результаты.

- Улучшить восприятие окружающей действительности.

- Способствовать улучшению социально-эмоционального развития.

- Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

- Способствовать укреплению нервной системы.

- Способствовать самовыражению и самопознанию личности ребенка.

- Снижение эмоциональной тревожности.

- Развитие коммуникативных навыков.

Техника арт-терапии «Рисуем солью»

Оксана Геннадьевна Федотова
Техника арт-терапии «Рисуем солью»

Техника арт-терапии \"Рисуем солью\"

Этой техникой я пользуюсь в работе с детьми при знакомстве, при первом общении с ребенком, она помогает установить контакт

Цель: снятие напряжения

Задачи: тактильная стимуляция,гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: поднос, лист акварельной бумаги (А4, большая кисть, акварель, баночка для воды, соль, губка

Инструкция:

Кладем лист бумаги на поднос и смачиваем обильно лист акварельной бумаги с двух сторон.

Кладем лист шершавой стороной к верху.

Губкой разглаживаем, чтобы не было пузырей.

Смачиваем акварель в кюветах.

Приступаем к рисованию.

Образы рисуют дети любые на усмотрение и желание детей.

Некоторые места,где особо влажная и яркая акварель, предложить посыпать крупной солью, чтобы на этих местах получились красивые цветные разводы, т. к. соль активно впитывает воду.

Попросить ребенка рассказать, о том, что у него получилось.

Техника арт-терапии «Рисуем солью»  

+ В Мои закладки

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаНе секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий.

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

  • изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
  • она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
  • для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
  • взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия), а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
  • яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова), в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Упражнения

В изотерапии используются самые разные упражнения. Их можно выполнять как под руководством опытного психолога, так и просто родителей, воспитателей, педагогов. Взрослые могут применять их самостоятельно для оценки и коррекции собственного психоэмоционального состояния.

Примеры упражнений изотерапии с педагогами для работы с детьми в детском саду и начальной школе:

Марание

Малышам предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками. Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным. Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает.

Монотипия

Нарисовать на половинке листа любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, сложить лист бумаги пополам, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.

Пластилиновая аппликация

Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.

Рисование историй

Взрослый задаёт какую-либо тему (максимально обобщённую, чтобы она не сильно ограничивала свободу творчества ребёнка) для рисунка. После окончания работы необходимо описать изображённое.

Каракули

Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.

Кляксография

Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Взрослым можно порекомендовать использовать такую методику, как мандала — это рисунок в круге. Его психологический эффект раскрыл К. Юнг, отмечая, что раскрашивание этих специфических узоров успокаивает, снимает стресс и восстанавливает в душе гармонию.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях с психологом гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт со специалистом и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное значение внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Методы воспитания детей

В данной консультации представлен краткий обзор методов воспитания детей и семейных функций. Только успешное выполнение семейных функций, правильный выбор методов воспитания обеспечивает воспитание га...

Статья на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей.

Статья для родителей на тему:  Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей....

АВТОРИТЕТ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ, КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

   Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане нашей страны. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспиты...

Методы воспитания детей.

В педагогике существует несколько основных методов воспитания детей. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идеь о формировании личности ребёнка....

Выступление на РМО «Воспитание сказкой как древнейший метод воспитания детей»

Это один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок...

«Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста »

Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберег...

"Развитие эмоционально-личностной сферы детей. Арт-терапия как метод воспитания детей"

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.Помимо того, что ребенок развивает ме5лкую моторику, а вместе с ней и память,...