Консультация "Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на развитие ребенка"
консультация

Хохлова Любовь Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_faktory.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №39

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Психолого – педагогические факторы,

негативно влияющие на развитие ребенка»

Подготовила и провела:

Воспитатель Хохлова Л.А.

2021г.

Развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный и кропотливый. Дети являются отражением нашего отношения к ним. Все, что мы вкладываем в детей, отображается на их развитии и характере. Давайте поговорим о качественном «наполнении» для успешного развития ребенка.

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В данный период у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, в нем начинают закладываться основы для будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, появляются новые социальные потребности, а именно в уважении и признании взрослого, желание «быть взрослым». Ребенок начинает усваивать моральные нормы и правила поведения в обществе. Одно из важнейших достижений этого возраста, является осознание своего собственного «Я», формирование внутренней социальной позиции. У детей старшего дошкольного возраста возникает осознание своих собственных возможностей, осознание своих личных качеств.

В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы семьи в сферу педагогически организованных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении личности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.

Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним.

Психолого-педагогическое обеспечение профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста должно быть основано на:

-субъектном и доброжелательном отношении педагога к ребенку;

-индивидуальном и мотивационном подходе;

-учете зоны ближайшего развития детей.

 При этом необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса, а так же преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.

Факторы, негативно влияющие на психическое благополучие детей в ДОУ:

- Завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей.

-Неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам.

-Дефицит свободы движений, недостаток кислорода в помещении.

-Неправильная организация сна и отдыха.(Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.)

-Невмешательство в проблемы детей. (Основной психологический закон развития: Вместе со взрослыми (сегодня). Вместе со взрослыми (в будущем).

-Состояние нервного напряжения педагога.

-Отрицательная оценка воспитателя, невольно выражаемая им в неконтролируемой реплике или неосознаваемом взгляде. (Эмоционально- практическая форма общения, деловая форма общения, внеситуативно- деловая форма общения.)

-Воля и нравственность ещё только начинают формироваться. Ведущий вид деятельности – игра:

-Учится общению→Соподчинение мотивов: «Хочу» начинает подчиняться «Нельзя» и «Надо».→Формируются нравственные чувства: «Хорошо» и «Плохо».

Линия развития мышления:

Наглядно- действенное→Наглядно- образное→Словесное.

Почему для здоровья психики полезны физические нагрузки на свежем воздухе?

На прогулке снижается ряд дисциплинарных требований, естественная активность детей не сдерживается строгими рамками.

Движение - естественная разрядка после стрессов и умственных нагрузок.

Улучшается физическое состояние организма, и это благотворно действует на психику.

Клетки головного мозга насыщаются кислородом, мобилизируются защитные силы организма и психики.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

"Негативная" социализация  возникает когда воспитатель является:

  • Диктатором;
  • Всезнающим «источником информации»;
  • Руководителем.

Общение с детьми  строится на основе традиционного учебно-дисциплинарого подхода, где во главу угла ставятся знания, умения и навыки, которые усваивает ребенок.

Во взаимодействии с детьми он:

  • Проявляет избирательность по отношению к детям;
  • Постоянно использует  запреты и ограничения в отношении детей;
  • Злоупотребляет отрицательными оценками;
  • Строгость и наказание его главные педагогические средства;
  • Требует от детей  только послушание;
  • Использует однообразные воспитательные действия

Факторы риска снижения качества образовательного процесса в ДОУ:

- Переутомление

- Неадекватность требований взрослого к ребенку

-  Несогласованность в требованиях взрослых

-  Использование «школьных» методов в работе с детьми

- Отсутствие дифференциации образовательного процесса

- Отсутствие «гибкого режима» в ДОУ

- Несоответствие образовательной среды возможностям «особого» ребенка

- Жесткая регламентация деятельности детей

- Наличие отрицательной оценки в общении с ребенком

Образовательный процесс должен включать как совместную деятельность взрослого с детьми, так и свободную самостоятельную деятельность воспитанников. Педагог должен уметь организовывать как ту, так и другую деятельность. Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса должно содержать подробные объяснения, как построить работу с воспитанниками при индивидуальной или групповой работе, а также как организовать самостоятельную деятельность воспитанников.

Образовательное учреждение должно находиться в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

Влияние родительского слова на развитие ребенка:

Слова могут подарить человеку крылья, а могут и ранить больнее ножа. Дети не являются исключением для этого правила. Чего не следует говорить своему ребенку?

«У тебя не получится, я сделаю лучше»

Эта фраза способна убить в ребенке желание проявлять инициативу, уверенность в собственных силах и возможностях. Пусть мы говорим эту фразу с целью решить какую-то задачу быстрее, например, одеть малыша на улицу, дорисовать картинку в садик, она все же может привести к таким последствиям.

«Сейчас же прекрати»

Фразы, произнесенные с приказным посылом, никогда не дают желаемого результата в любом возрасте. Скорее всего, у ребенка появится желание замкнуться или ответить такой же грубостью.

«Если не прекратишь, накажу…»

В основном, дело до наказания не доходит, все ограничивается пустой угрозой. В результате, когда у родителя не хватает терпения, и он на десятый раз сдерживает свое обещание, ребенок реагирует обидой и непониманием.

«Разве девочки/мальчики так поступают?»

Такая фраза, может спровоцировать у ребенка комплексы во взрослой жизни. Например, у женщин, которые занимают не типично женские должности, или у мужчин, которые обладают высокой чувствительностью и мягкостью.

«Мы это не купим, потому что чересчур дорого»

Слыша эту фразу, малыш понимает, что как только денег будет немного больше, то игрушку можно купить. Гораздо сложнее объяснить истинную причину покупок вещей первой необходимости и других менее важных.

«Вот Вася (Коля, Катя, Петя)…»

Сравнения с другими детьми могут обидеть ребенка. Скорее всего, частое сравнение не в его пользу, при взрослении он будет занижать оценку своим способностям, будет робким и неуверенным в собственных силах.

Утверждая решающую роль воспитания в развитии и формировании личности, А.С. Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

МАСТЕР - КЛАСС «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

МАСТЕР - КЛАСС   «Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»...

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

консультация для родителей "Детско-родительские отношения как фактор благополучия для психического развития ребенка"

quot;Детско-родительские отношения как фактор благополучия для психического развития ребенка"...

Ошибки родителей, негативно влияющих на речевое развитие ребенка

Какие негативные составляющие необходимо преодолеть  родителям самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку...

«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, как фактор познавательного и речевого развитии ребенка»

      Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном развитии дошкольников вызвана тем, что они играют   важную роль в общем развитии ребёнка. В Федераль...

«Взаимодействие детского сада и семьи как фактор позитивного художественно-эстетического развития ребенка»

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит...