«Взаимодействие детского сада и семьи как фактор позитивного художественно-эстетического развития ребенка»
консультация

Суздальцева Анастасия Владимировна

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ДЛЯ ГПО

по художественно-эстетическому развитию
дошкольников

на тему:

«Взаимодействие детского сада и семьи как фактор позитивного художественно-эстетического развития ребенка»

Выполнил: Суздальцева Анастасия Владимировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида «Яблонька»

Мичуринск-Наукоград, 2023

Детский сад – первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Плодотворная совместная работа возможна только при установлении доверительных отношений между родителями и педагогами ДОУ.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Всё зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

Анкетирование родителей в ДОУ выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, и зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами.

Каждый современный педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, старается вызвать желание к познанию самих себя и детей. Тем более что без родительского участия, процесс воспитания невозможен и неполноценен.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели - разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.

2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Развитие интереса к культурному наследию.

#1057;тимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Поэтому, для нашего детского сада традиционными стали проводимые дни открытых дверей, целью которых является ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка; открытые занятия, театрализованные представления, мини-концерты (Мастер-класс «Волшебный мир творчества», мастер-класс «Использование интерактивного оборудования на занятиях по изобразительной деятельности», театрализованное представление «Сказка на новый лад», проектная деятельность и др.)

В результате такой формы сотрудничества родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами(педагогом оп. образования, педагогом-психологом,учителем-логопедом инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем).

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры дошкольников. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) становятся наиболее эффективным средством,способствующим расширению образовательного пространства современного детского сада.

В художественно-эстетическом развитии дошкольников применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством, сделать образовательный процесс более интересным.

В день открытых дверей в 2015 году проводился Мастер-класс «Использование интерактивного оборудования на занятиях по изобразительной деятельности», где родители принимали активное участие, и также как для детей, процесс работы с интерактивной доской увлёк родителей.

В подготовке к выступлениям в фестивалях «Юные таланты», «Живая память поколений» родители оказывают посильную помощь: в пошиве костюмов и изготовлении декораций, разучивают стихи, песни, роли для театральных постановок «Колобок», «Теремок», «Под грибом». Дети занимают призовые места.

Также, с целью повышения педагогической компетентности родителей по вопросам художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников проводятся тематические выставки, мастер-классы, викторины, тренинги, дискуссионные «круглые столы», праздники, развлечения, занятия, в конкурсы.

Традиционными стали:

- организации выставок совместных поделок и рисунков родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка», «Покорми птиц зимой», «Пасха» и др.

- с участием родителей интегрированное мероприятие с родителями «Кукла из глубины веков», проведен мастер-класс для педагогов и родителей с детьми по изготовлению куклы-самокрутки.

- совместные проекты со специалистами ДОУ и родителями: проект «Карандаш», «Нас подружит баскетбол»,

- Фотовыставки: «На крепких папиных плечах», «Мама солнышко мое», «Моё семейное древо»

- Праздники развлечения: «Мгновения большой войны».

- Родители оказывают посильную помощь в пошиве костюмов и изготовлении декораций для праздников.

Формы работы ДОУ в рамках художественно - эстетического воспитания

Праздники и развлечения.

Дни открытых дверей.

Обмен опытом семейного воспитания.

Беседы, семинары, консультации специалистов, участие в конференциях.

Изучение запроса родителей, степени удовлетворенности образовательными услугами.

Выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых (рисунки и поделки своими руками)

Участие родителей в праздниках, развлечениях, занятиях, в конкурсах.

Ярмарки, выставки продуктов совместной деятельности детей и взрослых.

Работа с родительским комитетом, общественными организациями.

Индивидуальная и коррекционная работа с детьми и родителями.

Участие родителей в создании развивающего пространства.

Коррекционно-развивающие практикумы с родителями(проводят специалисты).

Проведение мастер-классов.

Тематические недели.

Совместная театральная деятельность.

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что данные формы работы представляют собой интересную современную модель по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствуют укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Литература:

1. Волынин В.И. Художественно – эстетическое воспитание и развитие дошкольников.: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Воспитателю о работе с семьёй: пособие для воспитателей д/с / под ред. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы на тему "Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей"

В статье раскрывается модель взаимодействия педагогов и родителей по художественному развитию дошкольников....

Методическая разработка: "Взаимодействие детского сада и семьи при реализации образовательной деятельности "Физическое развитие".

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  направлен на изменение качества дошкольного образования, ориентируя систему на создание условий для позитивной социал...

Проект "Взаимодействие детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Зад...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей

В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом двух партнеров в совместном деле воспитания и развития д...

Конспект урока по художественно-эстетическому развитию на тему: «Любимый портрет» в рамках методического объединения «Взаимодействие детского сада и семьи в художественном развитии ребенка»

Задачи:Рисовать портрет мамы, передавая её индивидуальные особенности: цвет глаз, волосУчить соблюдать последовательность при рисовании ,Закреплять умение закрашивать, не выходя за контурПобуждать дет...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...