Мастер-класс
материал

Хохлова Любовь Алексеевна

Мастер-класс для педагогов "Гуслицкая роспись"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guslitskaya_rospis.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №39

МАСТЕР-КЛАСС

«ГУСЛИЦКАЯ РОСПИСЬ»

Подготовила и провела

Воспитатель: Хохлова Л.А.

2020г.

Мастер-класс для педагогов

Цель: Познакомить педагогов с элементами декоративной росписи. Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения гуслицкой росписи.
- Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
- Знакомить с основными техническими приёмами гуслицкой росписи.
- Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Оборудование:
Цветные карандаши, гелевая ручка (черного цвета), полоски бумаги (белого или охристого цвета).


Историческая справка
« Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах…грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством» (А.С.Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX века. М., 1904г., стр.113)
Гуслицами именуется местность на юге – востоке Подмосковья (на границе между Орехово – Зуевским и Егорьевским районами), которая была активно заселена во второй половине XVII века, когда сюда бежали из Москвы верные старой вере стрельцы и представители знати. В этих местах берёт своё начало единственная речка в России с музыкальным названием – Гуслица. Краеведы могут рассказать немало легенд о том, как в речку бросали гусли, вымачивали в ней древесину для изготовления этого музыкального инструмента. Несмотря на близость Гуслиц к столице, здесь на протяжении веков сохранялись древние традиции. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название «гуслицкой».
Работая над орнаментами, мастера и мастерицы переписчики пользовались собственными архивами прописей, на полях которых принято было указывать точную ссылку на древние, 17 века и ранее, оригиналы.
Одни исследователи проводят параллели между гуслицкой книжной росписью и гжельской расписной керамикой, другие – с хохломской росписью на дереве, но многие считают её уникальной и не имеющей аналогов.
Русская орнаментика была издревле связана с природой и гуслицкие художники, будучи крестьянами, развивали эту традицию и использовали растительный орнамент, включающий изображение цветов и ягод. Одна из характерных черт гуслицкого декора, его народная основа, – в живописной красочности, яркой многоцветности.
Егорьевский историко-художественный музей является ныне самым крупным учреждением культуры, где музейщики-профессионалы пытаются осмыслить, систематизировать и сохранить гуслицкое наследие. В музее хранятся старинные старообрядческие певческие книги, украшенные этой необыкновенно красивой росписью.
В их руках шкатулки, декоративные тарелочки, подносы, засверкали красками, радуя ребят, сумевших прикоснуться к древним истокам культуры родного края.
В данном виде росписи отражается синтез искусств: музыки и изобразительного искусства в его разделе - книжная графика. Здесь связывается в единое целое народное пение, фольклор и декоративно-прикладное искусство в том виде, в каком они существовали изначально, взаимно дополняя друг друга. Получая исторические сведения о культуре своего края, о жизни людей повседневной, в трудах и заботах, и праздниках, с широкими песнопениями, дети приобретают пример нравственной самодисциплины, духовности, сплоченности общества. Народная песня бытовала не только среди народных масс, но и в высших феодальных кругах, вплоть до княжеского двора. Основными носителями светской художественной культуры были скоморохи и Баяны – представители песенной традиции. С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке. Такие певческие книги писались от руки, оформлялись орнаментами.
В России сложился книгописный центр в Гуслицах (на границе Московской и Владимирской губерний), где занимались перепиской и оформлением музыкальных (крюковых) рукописей. Развитие этого промысла в Гуслицах началось еще в конце XYII века, в XYIII веке книги гуслицкого письма стали появляться в продаже в других регионах, но только во второй половине XIX века гуслицкие певческие рукописи получили настоящие признание во всей России. В начале ХХ века богородский старообрядческий священник Петр Николаевич Никифоров собрал коллекцию гуслицких рукописных старообрядческих книг церковного обихода и сдал ее в Российскую публичную библиотеку. Это собрание в настоящее время является одним из немногочисленных книжных памятников своеобразной гуслицкой культуры. Гуслицкие певческие рукописи представлены также в фондах Государственного исторического музея, Древлехранилище Пушкинского дома, в книгохранилище Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, в «Книжнице» Рижской гребенщиковской общины поморского согласия, Рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, в музеях городов: Егорьевска, Александрова


Сегодня, я хотела бы вас познакомить с техникой декоративной росписи.

Изучив эту технику, даже не умеющий рисовать человек сможет овладеть приемами оригинальной росписи. Для этого необходимо соблюдать ряд условий:
- Главные элементы росписи: завиток, листок, цветок, птица.
- При выполнении использовать зеленый, синий, красный и желтый цвета.
- Детали закрашиваются не полностью.
- Гуслицкая роспись обводится контуром, расписывается штрихом.
- Контур черного цвета.
Я предлагаю приступить к декоративной росписи.

 Для работы нам нужны: цветные карандаши и гелевая ручка черного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...