Проект "Раз-словечко, два-словечко"
проект (старшая группа)

Лычкина Надежда Викторовна

Полноценное владение речью предполагает, прежде всего богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами синонимами и антонимами, многозначными словами.

Словарный запас дошкольника с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. Испытывают затруднения при подборе синонимов, антонимов, родственных слов. В словаре детей с ТНР отсутствуют сложные слова. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы, к слову. Именно поэтому любовь к родному языку необходимо воспитывать через интерес к нему.

Цель проекта: расширение, пополнение и активизация словаря у детей с ОВЗ, знакомство с многообразием слов русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raz_slovechko_dva_slovechko.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Раз-словечко, два-словечко»

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Паспорт проекта

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, учитель –логопед, воспитатели группы, родители.

Вид, тип проекта: творческо-исследовательский

Продолжительность проекта: учебный год

Возраст детей: 5 – 6 лет

Описание проекта

Актуальность: Полноценное владение речью предполагает, прежде всего богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря, накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами синонимами и антонимами, многозначными словами.

Словарный запас дошкольника с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. Испытывают затруднения при подборе синонимов, антонимов, родственных слов. В словаре детей с ТНР отсутствуют сложные слова. Дети дошкольного возраста достаточно эмоциональны и восприимчивы, к слову. Именно поэтому любовь к родному языку необходимо воспитывать через интерес к нему.

Цель проекта: Расширение, пополнение и активизация словаря у детей с ОВЗ, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

  1. Уточнять и обогащать словарный запас детей с общим недоразвитием речи.
  2. Развивать у детей интерес к речи, слову, совместной деятельности.
  3. Развивать внимание, словесно-логическое мышление.
  4. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.  
  5. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Объект: словарный запас детей

Ожидаемые результаты:

  1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
    2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
    3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

Для детей:

- активизация словаря у детей с ОВЗ;

- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный:

Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

  • Основной (или этап реализации проекта):

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (словесные и дидактические игры, логопедические упражнения, творческая деятельность – изготовление словаря, подбор иллюстраций, рисунки детей).

  • Заключительный:

Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.  

Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку мини-библиотеки книжек-самоделок, изготовление словаря «Раз- словечко, два – словечко».

План реализации проекта

Мероприятия

Цели

Сроки

Подготовительный этап

I

1. Изучение и сбор теоретического и практического материала по проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

2. Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Раз-словечко, два-словечко»».

Составление плана реализации проектной деятельности. Поисковая работа по подбору материала.

сентябрь

Основной этап

II

«Всему название дано»

1. Знакомство детей на логопедических занятиях в игровой форме со словами:

Слова-предметы.

Слова- действия.

Слова – признаки.

Словесно-дидактические игры «Кто или что?», «Какой? Какая? Какие?», «Что делает?»

2.Консультация для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»

3. Применение речевых игр в режимных моментах дня.

Дать представление:

- о понятии «слово, предложение, живое, неживое», о последовательности слов в предложении, познакомить со схемой предложения;

- понятие о словах-признаках, упражнять в согласовании прилагательных с существительными: тренировать детей в составлении простого распространённого предложения;

- понятие слово – действие; уточнять и расширять глагольный словарь.

Активизация словаря.

Октябрь- декабрь

«О чем говорит слово»

Словесно-дидактические игры:

1. «Ласковые слова», «Слова-малышки», «Слова-великаны», «В гостях у гномов»

2. «Скажи наоборот», «Слова – приятели»

3. «Сложные слова»

Буклет для родителей: «Что такое трудные слова?»

4. «Семейка слов»

Памятка для родителей: «Раз-словечко, два-словечко».

5.Применение речевых игр в режимных моментах.

6. Изготовление книжек-самоделок

Развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования.

Развивать умение подбирать слова сходные и противоположные по смыслу.

Дать родителям понятие «нарушение слоговой структуры слова» у детей; (причина, структура)

Дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов).

Активизация словаря.

Декабрь-апрель

Заключительный этап

5

Выставка мини-библиотеки книжек-самоделок и словаря «Раз-словечко, два- словечко»

Просмотр мультимедийного словаря «В мире слов»

Закрепление пройденного материала

май

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различной категорий в речи; их точное использование по смыслу, использование в речи синонимов, антонимов, сложных слов, родственных слов, слов с уменьшительно-ласкательным значением. Создание совместно с детьми и родителями словаря; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей.


Прогноз возможных негативных последствий.


Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.


Список использованной литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М., 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.,2007.

3. Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. СПб.,2007.

4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.,1999.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочный алфавит", "Домычи словечко" - игры с родителями

"Сказочный алфавит", "Домычи словечко" -игры  с родителями...

НОД "Я дарю тебе словечко"

НОД детей совместно с родителями по формированию лексико-семантической стороны речи и обогащению словаря Использование в речи антонимов, фразеологизмов, употребление многозначных слов. Развитие навык...

Доскажи словечко

Стихи для занятия по обучению грамоте по алфавиту...

Доскажи словечко

Стихи для занятия по обучению грамоте по алфавиту...

Словечко в ладошке

Конспект игровой деятельности по развитию социализации и коммуникации у детей раннего возраста, в том числе безречевых. Для воспитателей и психологов...

Разные словечки

Игровый диалоги. Сюжетные и речевые игры....

Презентация "Договори словечко"

Данный файл содержит интересную, красочную презентацию, которую можно использовать как часть занятия по развитию речи....