Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников, методы и приемы с учетом требований ФГОС ДО
статья

Хватова Татьяна Васильевна

Развитие мотивации у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников, методы и приемы с учетом требований ФГОС ДО

     При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования (п. 4.7 ФГОС ДО). Основной целью образовательной программы дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями. Мы, педагоги, являемся непосредственными участниками реализации данной программы.

     Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

     Основные задачи:

— Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, которые способствуют развитию личности.

— Создать предметно-пространственную среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.

— Создать все условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности детей.

     Система нашей деятельности представляет собой целенаправленный планируемый процесс. В данной системе присутствуют оптимальные соотношения взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, средств, методов, форм и условий взаимодействия субъектов системы и предлагаемых результатов. Основное назначение данной системы состоит в том, чтобы способствовать достижению детьми уровня подготовки, соответствующего требованиям ФГОС ДО. Одной из форм нашей работы является мотивация. Итак, разберем, что же такое мотивация?

     Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Полагаясь на исследования многих авторов, которые занимались проблемой мотивации дошкольников: мы выявили шесть форм мотивирования.

Вот эти способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в условиях группы и социума:

— Поощрять исследование окружающей среды

— Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение

— Хвалить ребёнка за совершённые достижения

— Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков

— По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты

— Стимулировать языковое и символическое общение.

     Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

В педагогике выделяют четыре типа мотивации:

1. игровая мотивация — «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Создание этой мотивации строится по схеме: 1. педагог рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. 2. Спрашивает детей, согласны ли они помочь игрушке. 3. Педагог предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). 5. Эта же игрушка — подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

2. помощь взрослому — «Помоги мне». В данном случае мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: педагог сообщает детям, что собирается мастерить что-либо, и просите детей помочь вам. Интересуется, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркивает, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

3. «Научи меня». Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Педагог сообщает детям, что собирается заняться какой-либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Спрашивает, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому-либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.Например: — Ребята, наша кукла Катя хочет пойти погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

4. «Создание предметов своими руками для себя».

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования и своим близким. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме: 1. Педагог показывает детям, какую-либо поделку, показывает его преимущества и спрашивает, хотят ли они сделать такой же для себя или для своих родных. 2. Далее показывает всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук — важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким-либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на «День матери». Вы хотите подарить маме такую же? И мы показываем, как можно её изготовить.

Следует соблюдать следующие принципы мотивации детей:

— нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы).

— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. — обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

     Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Вот так, можно использовать игровые персонажи. Использование игровых персонажей не может существовать без игровой мотивации, они взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда ребят. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

— должны соответствовать возрасту детей;

— должны быть эстетичными;

— должны быть безопасными для здоровья ребёнка;

— должны иметь обучающую ценность

— должны быть реалистичными;

— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости;

— игровых персонажей не должно быть много.

     Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Котёнок «Гав», Утёнок «Кряк» и Мишутка «Пух». Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает ребятам. Котенок «Гав» многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» ребят. Мишутка — спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом.

В начале образовательной деятельности мы используем психологические приемы, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий.

Вот несколько вариантов начала образовательной деятельности: лёгкое пожатие рук по кругу, передай сигнал, маленькое четверостишие о дружбе, ребята могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное.

Использование различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий позволило нам сформировать у детей основные компетентности и повысить результативность мотивации воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

Консультация для педагогов "Создание игровой мотивации в образовательной деятельности дошкольников"

В консультации рассматривается  процесс организации игровой мотивации в образовательной деятельности....

«Современные подходы к ознакомлению дошкольника с миром природы с учетом требований ФГОС ДО» Деловая игра «Творческие россыпи»

Работа небольшими группами, где разрабатываются методические рекомендации, модели предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию, планы конспекты инновационных форм работы с детьми, родите...

Статья «Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников»

Статья  «Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников»...