Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Использование мнемотехники в развитии связной речи"
материал (старшая группа)

Яковлева Наталья Ивановна

Цель: выявить эффективность использования приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ»

на 2021-2022уч. год

Ф.И.О. педагога: Яковлева Н.И.

 

Образование Среднее профессиональное

 

Специальность:  Дошкольное образование

 

Стаж педагогической работы:11  лет

 

Квалификационная категория: первая категория

 

Курсы повышения квалификации:__Психолого –педагогические технологии проведения современного занятия на основе деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС (дошкольное образование) 30 ноября2 020

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

 

Тема:  «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

Дата начала работы над темой  1 сентября 2021

Предполагаемая дата окончания работы 30 мая  2022г.

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

Подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка».

Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.

Пояснительная записка

Актуальность исследования

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

 

месяц

Форма работы с детьми

Форма работы с педагогами

Форма работы с родителями

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

(автор, название, год издания, издательство)

сентябрь

 Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Консультация «Что такое мнемотехника?»

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Создание уголка речевого развития

Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 5 – 6 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г.;

октябрь

Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.

Консультация «Средства развития связной речи дошкольников»

Составление папок-передвижек и консультаций: «Возрастные психологические особенности дошкольников 5-6 лет», «Уровень развития речи 5-6лет» Пропаганда знаний по развитию речи

материал по развитию артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;

Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

ноябрь

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это? », «Как об этом сказать? », «Произносим слова», «Какое слово потерялось? » Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Консультация

«Мнемотехника, как средство развития связной речи»

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;

Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Изучение игрового пособия А. И. Макскова, Г. А. Тумакова «Учите, играя» Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.

декабрь

Проведение ОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр«На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания

Отчет-презентация о работе по теме

Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;

Изучение методики О. С. Ушаковой повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры

январь

Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания

Консультация

«Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.

игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам, игры;

Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

февраль

 Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечеств» Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

 Рекомендации для родителей дошкольников, посещающих среднюю группу детского сада

игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские книги;

Изучение дидактического пособия Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

март

Проведение ОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.

Консультация

«Мнемотехники в разучивании стихов»

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Картотека чистоговорок

Изучение дидактического пособия Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

апрель

 Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи.

Консультация «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками»

Дидактические игры на совершенствования зкр

Савушкин С.Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

май

Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.

презентация «Развитие связной речи детей посредством мнемоники».

Картотека игр,  комплекс дыхательных упражнений, примеры игр, «Сдуй снежинку с варежки», «Горячий час», «Бабочка, лети», «Чья птичка дальше летит?»

 Савушкин С.Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Опыт работыТема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»  САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...