Статья из опыта работы "Наблюдение - метод познания экологического воспитания"
статья

Теплова Лариса Петровна

      Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Статья из опыта работы:

«Наблюдение как основной метод познания

и экологического образования детей»

       Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

      Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.

       Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кару, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

      Для получения результатов в группе детского сада, мы считаем необходимым создать определённые условия и прежде всего, систему работы воспитателей и педагогов дополнительного образования.

В работе мы используем разнообразные формы и методы работы: это циклы наблюдений за растениями и животными на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей.

     Началом формирования личности является самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. Действия детей любой деятельности приобретает намеренный характер.

Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных.

     Прежде всего, работу с детьми мы стараемся планировать так, чтобы лучше и доступнее преподнести всю красоту нашей природы. Чтобы это были систематические занятия (прогулки, экскурсии, наблюдения и т.д.) руководствуясь перспективным планом по ознакомлению с окружающим.

В своей работе мы широко используем игры экологического характера, при помощи которых мы закрепляем знания о растениях, птицах, насекомых и т.д. Это игры: «Зайчик в беде», «Цветы», «Времена года» и многие другие.

Для того, чтобы занятия детей были осознанными и ребенок мог мыслить, мы используем в работе опыты и эксперименты.

       Например: эксперимент «Вода и камень». С помощью опытов и экспериментов мы устанавливаем необходимые факторы, что вода мокрая, легкая, камень твердый, тяжелый тонет в воде. «Лед и вода» - что лед превращается в воду, снег превращается в воду. «Земля мокрая – сухая» – т.е. какая почва должна быть, чтобы растение лучше росло. И итог этого – дети подводятся к суждениям, получают более прочные знания о том или ином явлении.

       В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия. Детей очень полезно знакомить с различными пословицами, поговорками, загадками, народными приметами о природе. Этот подход можно использовать и на занятиях, и на прогулках, экскурсиях. Они приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему.

      В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, физической культуры, игры,  моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...

Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".

Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...

Статья "Из опыта работы по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Статья для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Статья "Из опыта работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников "

Работа детского сада, родителей и детей по созданию Календаря Победы "Обратный отсчет" Посвященный  76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Как способ военно-патриотического ...

Доклад из опыта работы «Современные методы и приемы воспитания патриотических чувств у дошкольников»

Презентация https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2F«Современные%20подходы%20в%20работе%20по%20патриотическому%20воспитанию».pptx?sk=y93a5d111c519b386eb0a8fad1d0ebe33...