Мастер-класс
методическая разработка

Китаева Олеся Анатольевна

 

Мастер-класс

«Народный танец – как средство музыкально-ритмического развития ребенка дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tantsy_dlya_detey.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3»                                    Новоусманского муниципального района Воронежской области.

Мастер-класс

«Народный танец – как средство музыкально-ритмического развития ребенка дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель ВКК

Китаева Олеся Анатольевна.

Пояснительная записка.

Музыкально-ритмические движения представляют собой различные способы совместной деятельности детей и воспитателя. Народный танец, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, является неотъемлемой частью нравственного и патриотического воспитания.

Народные игры, танцы требуют своевременной реакции на меняющийся характер музыки и переключения с одного пластического движения на другое. Кроме того, предусматривается решение следующих задач музыкально-ритмического воспитания:

  1. развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;
  2. формирование навыков согласованности движений с музыкой, грациозности движения в танцах;
  3. развитие воображения, фантазии, познавательной активности;
  4. воспитание умения эмоционально выразить себя, раскрепощенности и творчества в движении;
  5. формирование правильной осанки, содействие развитию и совершенствованию организма.

Данный вид деятельности оказывает положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат и дает оздоровительный эффект.

Используемые методы и приемы обучения, основываются на современных принципах дидактики:

  1. Наглядно-зрительный: показ педагогом образца движения и его элементов, использование наглядных пособий (компьютера);
  2. Наглядно-слуховой: подбор эстетически-грамотного музыкального произведения;
  3. Вербальный: краткое описание и объяснение новых движений, пояснение, сопровождающее конкретный показ движения; указание, необходимое при выполнении упражнений детьми; беседа, предваряющая введение новых танцевальных движений; вопросы к детям; словесная инструкция;
  4. Упражняюще-закрепляющий: вариативное повторение обеспечивает закрепление и проверку правильности движения детей, основывающихся на их собственных моторных ощущениях.

Качество выполняемых детьми музыкально-ритмических движений во многом зависит от музыкального руководителя. Он должен владеть методами музыкально-ритмического воспитания, приемами проведения музыкально-дидактических игр, элементами народных плясок и хороводов и т.д.

В развитии навыков танцевальных движений можно выделить 4 стадии (критерии):

Стадия 1. Тело. Что делает ребенок? Действия, части тела, форма, предаваемая телу.

Стадия 2. Пространство. Где ребенок выполняет танцевальные движения? Направления, уровень, размер.

Стадия 3. Качество.  Как ребенок танцует? Сила или усилие, время и скорость.

Стадия 4. Взаимоотношения. С кем ребенок взаимодействует? Один, с воспитателем, с партнером, с группой.

Конспект мероприятия.

Цель: Сформировать у детей эмоционально-положительную установку к русской народной музыке, фольклору. Дать им яркие музыкальные впечатления, познакомить с новым видом танца – кадриль. Посредством музыкальных произведений приобщать к красоте народного танца.

Задачи: 1. Развивать восприятие народной музыки как одну из форм приобщения музыкальной культуре, активизируя чувства и мысли ребенка.

2. Расширять представления детей о народной музыке как  виде искусства (музыка рассказывает о явлениях жизни, красоте окружающей природы, передает разные чувства и настроения).

3. Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки (особенная музыкальная речь, рассказывает не словами, а звуками).

4. Развивать слуховое внимание.

5. В общении и музыкальной деятельности способствовать развитию творческого потенциала ребенка.

Оборудование: Народные костюмы (на каждого ребенка), кукла Петрушка, записи народной музыки.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель:

Собирайся народ, в развеселый хоровод!

Что же вас сегодня ждет?

Много песен, много шуток,

И веселых прибауток!

Сел сверчок в уголок,

Таракан на шесток,

Сели посидели, песенку запели!

Мы же вам не споем,

Мы сейчас плясать пойдем!

Разминка.

♫  « В роще калина» русс.нар.пес.

 

М.Р.: На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели.

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет!

Как и нынче мы, общались,

Без общенья жизни нет! (Подходят к платку).

Я когда к вам в гости шла,

Вот такой платок нашла.

А платок – то не простой,

А платочек расписной.

Мы платочек поднимаем,

Что под ним? Сейчас узнаем! (Одевает на руку Петрушку)

Петрушка:

Здравствуйте ребята! Какие вы нарядные, красивые и ладные. Вы на праздник пришли? А веселиться вы любите? Скажите, а что можно делать под музыку? Если мы возьмемся за руки и пойдем по кругу, как можно назвать этот танец? А если будем выполнять поскоки? А если будем кружиться в парах? Сегодня я хочу познакомить вас с русским танцем, может кто-нибудь знает его название? Вот послушайте! Этот танец называется кадриль. Давайте вместе посмотрим, как его танцевали наши дедушки и бабушки, когда были молодыми. Какой этот танец по настроению?

♫  Кадриль исп. Ансамбль «Березка».

Музыкальный руководитель:

Ребята, а вы хотите научиться танцевать кадриль? Давайте попробуем, а Петрушка посмотрит на нас.

Композиция танца «Кадриль» исп. анс. «Воронежские девчата» (сл. В. Малкова)

В танце участвует четное количество детей.

  1. Дети стоят парами (мальчик и девочка), по ходу движения против часовой стрелки.
  2. Бегут по кругу парами. Останавливаются по всему залу по кругу, в условленных местах, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.
  3. Поворачиваются друг к другу и подают правые руки, другая рука на поясе, качают соединенными руками.
  4. Встречаются друг с другом  легко перепрыгивая и приседая, (небольшая «пружинка»).
  5. Расходятся держась за руку, таким же легким прыжком, «пружинка».
  6. Повторяют движения 4 и 5.
  7. Берутся «под кренделек» (по локоток), кружатся на месте один поворот и разворачиваются лицом к зрителям.
  8. Выполняют сначала вправо движение «ковырялочка» с притопом, затем повторяют его влево.
  9. Соединяют руки в общих хоровод, бегут по кругу.
  10.  Забегают и соединяют в середину круга руки, расходится.

Повторяем все под музыку.

Итог занятия:

Музыкальный руководитель:

С каким танцем познакомились? К какому жанру танца относиться кадриль?

Список литературы.

  1. Анатолий Степанович Петелин, Людмила Григорьевна Горькова

Адаптационные условия музыкального воспитания дошкольников в детском саду.

  1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Инновационные подходы в современном художественном образовании: материалы 3-ей международной научно-практической конференции. 5-6 декабря 2012г / ред. Кол.: А.С. Петелин, Н.Н. Лихолет, Т.В. Петриченко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. -240 с.
  3. Музыкальные занятия в детском саду / З.Н. Бугаева. – М89 М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301         с.: ил. – (Озорной наш детский сад).
  4. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят / Джим Холл; пер. с англ. Т.В. Сидорина. – 2-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с. – (Детский сад: день за днем).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...