Методическая разработка "Чудо - песочница"
методическая разработка

Урусова Ольга Павловна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_chudo_-_pesochnitsa.docx71.13 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 1 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения                                               детский сад  № 5 с. Субханкулово муниципального района                                                        Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка методического пособия

«Чудо – песочница»

Автор работы: Урусова О.П.

Воспитатель филиал № 1 МАДОУ детский сад № 5 с. Субханкулово

Стаж работы: 15 лет

с. Дуслык, 2019

Содержание

  1. Введение.
  2. История возникновения.
  3. Этапы и техники рисования на песке.
  4. Основная часть.
  5. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
  6. Заключение.
  7. Список используемых источников.
  8. Приложение

Введение.

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течёт он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

      Иоахим Рингельнац "Детский песок"

В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Мы - педагоги постоянно ведем поиски, которые направлены,  на превращение образовательного процесса в детском саду в заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.

На данном этапе художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста является, наиболее актуальным, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности.  Ведь,  как известно, «в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Все дети обладают определенным потенциалом художественного развития, поэтому необходимо создать условия, для раскрытия творческих способностей. Вовремя заметить эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дало толчок к поиску инновационных методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Одной из таких технологий является песочная анимация или по-другому рисование песком, песочное искусство (Sand-art). Именно эту технологию в настоящее время активно внедряю в старшей и подготовительной к школе   группе. Рисование песком, по праву, считается уникальным видом искусства, поскольку объединяет в себе и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. «Песочная анимация» отличается от классического рисования тем, что у детей нет так называемого «страха белого листа», ведь «лист бумаги» изначально «грязный»: если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок, приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.

Становление эстетического отношения у воспитанников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.

Новизна: Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Объект исследования: художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: песочная анимация как средство художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком.

Гипотеза: мы предполагаем, что художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее в случае:

- целенаправленной и планомерной педагогической работы по художественно – эстетическому развитию с использованием песочной анимации;

- оснащения предметно – развивающей среды методическим пособием для художественно – эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
  2. Провести диагностику уровня художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
  3. Научить  детей создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет; 
  4. Способствовать снятию эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей; 
  5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильные ощущения, посредством определённых игровых упражнений;
  6. Развивать зрительно-моторную координацию, познавательные процессы,  творческий потенциал, коммуникативные навыки. 

История возникновения

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов. Хотя искусство песочного рисования очень молодое, однако, художественное, медитативное, целительное и религиозное общение человека с песком уходит корнями в древность. Так тибетские монахи создают уникальные мандалы из мраморной крошки. Индейцы Навахо для создания мандал используют красный песок, желтую охру, муку, измельченные гипс и уголь, пыльцу, растертые лепестки цветов и кору. При этом создание мандал имеет целительное назначение.

Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Такой вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.

         Песок - та же краска, только работает по принципу "Света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли, а также стремления.

Рисование песком, является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Этапы и техники рисования на песке 

1 этап. Знакомство с песком 

Задачи данного этапа: тактильное знакомство с песком, введение правил работы в песочнице.

Упражнение «Здравствуй песок!»  

«Поглаживание» песка:  

дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, а затем тыльной стороной;  

«Посыпание»

 легко, а затем с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем струйкой в песочницу;  

«Перетирание»

перетираем песок между пальчиками, ладонями.

Воспитанники описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно» и т.п.

2 этап. Знакомство с техниками рисования на песке 

Задачи: знакомство с элементарными техниками рисования на песке; решение поставленных конкретных задач (обучающих, коррекционно-развивающих, диагностических)

Техники, используемые для подготовки песочницы к работе:  

«Песочная волна» - ребром ладони песок рассыпается по песочнице;  «Засыпание песочницы» - внутренней стороной ладоней обеих рук засыпаем и разравниваем песок;  

«Тучки и дождик» - набираем песок в кулачки (тучка), затем «просеиваем» по поверхности песочницы (пошел дождик);  

«Щепотка» - набираем песок в щепотку и «солим» поверхность песочницы;  «Ковш» - ладошки превращаются в «ковш» экскаватора и «собирает» песок с поверхности песочницы.

 «Точечное» рисование: 

«Следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке;

«Снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект;  

«Вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук – активизирует;

«Дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Рисование линиями: 

«Ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные;

«Царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины;

«Трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками;

«Забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии;  

«Волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии;

«Причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом;  «Зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.

Техника «следы»: 

«Ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок;  

«Пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок

Техника «круги»: 

«Окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка;  

«Спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды;  «Озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка;  

«Солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту, начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы.

3 этап. Песочные истории и сказки 

Прорисовывание пальчиковых гимнастик;

Прорисовка стихов и сказок;

Сочинение собственных историй в соответствии с тематическим планированием;

Песочные путешествия – «виртуальный туризм».

Основная часть

В мае 2018 года нами была сделана «Чудо - песочница» - стол с подсветкой для рисования песком. Для данного пособия мы приобрели фанеру, доски, светодиодную ленту, стекло, клей, блок питания, саморезы по дереву, белую самоклейку, песок, кисточки, контейнер, совок, поднос, грабли,  шпатель, карандаш, линейку, горячий пистолет, молоток. Папа Галеевой Арианы изготовил  ящик размером 60*80 см., затем приклеил светодиодную ленту и  подключил к электричеству, после закрепил стекло, обклеенное белой самоклейкой. Родители Латыповой Сафии  принесли обработанный песок. Вот так и получилась наша «Чудо – песочница».

Перед тем, как приступить к занятиям с детьми старшего дошкольного возраста, мы провели: диагностику уровня развития творческих способностей  воспитанников по методике «Дорисуй фигуру» О. М. Дьяченко; диагностику мелкой моторики и пальцев рук; диагностику развития творческого мышления, воображения, восприятия.

В своей работе мы используем такие способы рисования песком, как: кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, кистью для акварели, стеками. И техники рисования песком: вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание по контуру. Техники, легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

В нашей работе мы применяем рисование песком для развития познавательных процессов воспитанников; развития творческого потенциала воспитанников; развития речи детей старшего дошкольного возраста; формирования коммуникативных навыков; развития мелкой моторики рук; снятия эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.

Рисование песком мы используем, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Так, например, это:

- обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету);

- познавательные игры (дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира);

- проективные игры (развивают фантазию ребенка).

В самом начале использования «Чудо - песочницы» у нас появились правила игры с песком. Их знают и выполняют все дети:  

- береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы;

- песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей;

- у юных художников всегда должны быть чистые ручки и носики.

Свои правила у нас есть и для педагогов:

1) ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

2) структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

3) необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила;

4) надо ценить инициативу ребенка и его мнение;

5) важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами;

6) нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.

Познавательные игры на песке мы делим на несколько видов:

1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром (через них мы познаем то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, моря, острова, город, транспорт и пр.).

2. Географические игры (моделируем в песочнице различные климатические зоны).

3. Исторические игры и игры-экскурсии по родному городу.

4. Проективные игры на песке.

5. Игры на знакомство с фольклором (сказки, мультфильмы).

Такие игры способствует успешному развитию интеллектуальных способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук. Проговаривая свою историю, ребенок учится формулировать мысли, развивая речь, находит конструктивные решения; вспоминая сюжет мультика или сказки – развивает память. Играя с друзьями, ребенок учится взаимодействию, становится коммуникабельным и уверенным в себе. Играя в песке, дети проявляют свою уверенность и любознательность к окружающему миру. Песочница привлекает воспитанников гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка, побуждает воспитанников к свободному и нестандартному творчеству. Кроме того, синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного. Отдельно стоит отметить, что при рисовании песком неуверенные в себе, с низкой самооценкой воспитанники не боятся делать ошибки. Очень полезно рисование песком и гиперактивным воспитанникам. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается. В процессе работы у детей развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.

Для более успешной работы по данной технике рисования, занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек). Для создания наиболее интересных и творческих рисунков необходима предварительная работа: наблюдение, беседа, экскурсии, проекты, опыты, рассматривание, чтение художественной литературы. В ходе работы воспитанники учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним рассказы, сказки. Непосредственно перед рисованием песком мы со своими воспитанниками проводим пальчиковую гимнастику. Содержание пальчиковой гимнастики соответствует теме занятия.

При этом мы применяем следующую структуру игр и игровых занятий в песочнице: вводная часть – ритуал приветствия;

введение в игровую среду, ситуацию, игровое задание;

основная часть – упражнения, игры (рисование песком, знакомство с героями, строительство замков, игровые ситуации);

заключительная часть – рефлексия, подведение итогов игры, ритуал прощания (завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок).

За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы начали использовать при рисовании песком, действительно, способствуют не только художественно-эстетическому, но и всестороннему развитию детей. Ведь помимо приобретения и освоения навыков рисования, песочное творчество содержит общеразвивающую и психоэмоциональную составляющую работу.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на оценку способности к достраиванию, заданного элемента как способу образования нового рисунка, определения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала использовала набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов и простые геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат;  карандаш.

Время выполнения теста: 10 минут.

Перед обследованием говорила детям: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получилась интересная картина. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения». Детям раздала простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как дорисовали фигурки, спрашивала: «Что у тебя получилось?». Ответ ребенка фиксировала. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений.

Результат обследования воспитанников: Сформировано - 5 детей, на стадии формирования – 13 детей, не сформированы – 6 детей. Лишь 5 детей дорисовали, так что у них все картинки были разные и не один не был похож. 7 детей не дорисовали по 2 картинки. А у 6-ти  детей были одинаковые рисунки, так например из круга и круга с палочкой нарисовали солнышко.  6 детей половину своих работ и вовсе не нарисовали.

Заключение

Говоря о результативности, можно отметить следующее:

1. После наших занятий (по результатам проведенной диагностики) значительно возросла активность и самостоятельность в рисовании; у воспитанников появилось умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства; снизился уровень тревожности; повысился уровень формирования мелкой моторики рук.

2. У воспитанников произошли качественные изменения и в развитии связной речи (дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения). Через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком произошло обогащение словарного запаса.

3. У воспитанников расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (дети могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).

4. Песочное рисование способствовало развитию графомоторных навыков.

5. Воспитанники научились передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

6. Воспитанники научились создавать песочные картины с учетом ритма, симметрии, у них сформировались композиционные умения при изображении групп предметов, а также сюжета.

        Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе работы с детьми.

Перспектива нашей работы заключается в дальнейшем использовании данной работы на практике. Данное пособие может использоваться воспитателями групп раннего возраста при адаптации воспитанников, младшего и среднего дошкольного возраста при организации совместной деятельности, организованной образовательной деятельности. А также в планах изготовить ещё несколько «Чудо – песочниц» для индивидуальной работы с детьми.

Список используемых источников

1. М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», М. ИНТ, 2010 г.

2. О. Н. Никитина «Песочное рисование в психолого-педагогической практике», СПб 2013г

3. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста». СПб.: «Речь», М.: «Сфера», 2011г

4. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь», 2006г

5. Н. А. Сачкович «Технология игры в песок. Игры на мосту», СПб.: «Речь», 2008г

    6. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии. М.: «Речь», 2005г

    7.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/12/obuchenie-doshkolnikov-risovaniyu-peskom

     8. http://ds85krs.krsl.gov.spb.ru/Specialisty/Psiholog/pesochnoe_risovanie.pdf

Приложение 1

Диагностика детей в начале учебного года

Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия

Что это может быть? (зрительно)

Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например двойной круг, десятиконечная звезда, буква "Х"). Они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.

Как можно использовать этот предмет?

Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.

Рисование "Чего на свете не бывает?"

Детям предлагается нарисовать то, чего не бывает, например рыба плывет по воздуху, звезды ходят по земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр.

"Что не дорисовано?"

На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать, -оценка целостного восприятия

Диагностика мелкой моторики пальцев рук

Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?"

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.

Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой

Тест "Силуэты"

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 15 предметов - высокий уровень; 10-12 предметов - средний; 5-6 предметов - низкий

Тест "Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания - 10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предметов - средний; 5 предметов - низкий

Приложение 2

Примерный тематический план изобразительной деятельности

в старшей и подготовительной к школе группе

Тема

Содержание

Техника

сентябрь

Экскурсия в природу

Обогащение опыта детей. Формировать основы экологической культуры. Воспитание любви к природе, желание беречь ее.

Просмотр видеоматериалов по работе с песком.

 Закреплять знания детей об окружающем мире, знакомство с песочной анимацией.

Знакомство с видами песка (мокрый, сухой); знакомство со способами рисования песком.

Диагностическое обследование детей. Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

октябрь

Яблоки и груши.

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Учить  равномерно распределять песок по поверхности стекла. Учить рисовать предметы круглой и овальной формы указательным пальцем. Развивать чувство композиции, моторики рук, фантазии, творчества.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком.

Мой любимый дождик.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней. 

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком.

Деревья и кусты.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно распределять песок по поверхности стекла.  Учить рисовать сад со сменой погоды, на основе предыдущего пейзажа. Придумывать свое настроение и передавать его в рисунке. Снятие тонуса кистей рук.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью.

Веселые грибочки.

Продолжать знакомить с искусством песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка. Упражнять в ритмичном и равномерном нанесении точки на всю поверхность.  Познакомить с приемами рисования песком на стекле гриба. Показать приемы трансформации одного вида гриба в другой, на основе предыдущего. Закрепить умение равномерно наносить песок, изображая грибы различные по величине и форме. Развивать моторику рук, фантазию.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, частичное отсечение деталей, замена на новые детали нового образа.

ноябрь

Рябина.

Познакомить с новыми приемами рисования песком – рисование ребром ладони, рисование щепоткой. Продолжать учить рисовать всей ладонью и пальцами обеих рук. Учить расчищать фон от песка ладошкой. Наносить штрихи и линии, ритмичными и плавными движениями. Снятие напряжения обеих рук. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Создание фона из песка, расчистка фона от песка ладошкой.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, рисование щепоткой.

Лесной хоровод.      

Учить рисовать веточки, украшать в тех-никах рисования пальчиками.  Учить детей рисовать сюжет, населяя его различными героями по своему усмотрению. Учить детей превращать ягоды в грибы, используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями, согласно задуман-ного образа. Развивать моторику рук, посредством работы с песком. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Создание фона из песка.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, частичное отсечение деталей, замена на новые детали нового образа.

Моя любимая чашка.

Показать новые приемы рисования песком – песочной струей, наброс песка. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, ягодки, листок, цветок).  Воспитывать эстетическое восприятие.

Рисование пальцом, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, песочной струёй, наброс песка.

Солнышко, куда ты прячешься?

Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.  Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, моторику рук.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, ребром ладони, песочной струёй, наброс песка.

декабрь

Укрась платочек.

Учить рисовать  круги, квадраты прерывистыми  и сплошными линиями. Учить украшать предметы, добавляя декоративные элементы. Развивать креативность, самостоятельность, чувство ритма.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью.

Мои игрушки.  

Упражнять в рисовании предметов разных по форме.    Вызвать желание рисовать образ любимой игрушки используя различные приемы рисования песком на стекле, передавая её характерные особенности. Закрепить умение украшать предметы, используя  в рисование пальчики.  Способствовать развитию речи, умение составлять связный рассказ.  Развивать чувство композиции, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.

Рисование пальчиком, всеми пальцами, ладонью, декорирование образа.

Домашние животные.

Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиком и песочной струей. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать форму и характерные особенности домашних животных. Преобразовывать образ одного животного в другое, используя приемы частичного отсечения деталей, замены их на другие. Развивать моторику рук, посредством работы с песком, фантазию. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

Рисование пальчиком, песочной струёй, отсечение.        

Кто спрятался в лесу?

Продолжать знакомить с обитателями леса. Учить рисовать животных, соблюдая пропорции. Учить наносить равномерно различные линии: прямые, извилистые, длинные, короткие.  Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания образов диких животных. Трансформирование одного образа в другой образ. Развивать моторику рук, фантазию. Воспитывать чувство прекрасного.

Рисование пальчиком, песочной струёй.        

Маленькие и большие елочки.

Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем.  Учить детей рисовать различные кроны деревьев, на основе общей схемы. Развивать чувство композиции. Упражнять в рисовании елочных бус с помощью рисования пальчиками. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма, композиции, воображения.  

Рисование пальчиком, всеми пальцами руки, песочной струёй, наброс песка на крону дерева, декорирование образа.        

январь

Зимушка, зима! Снеговик.

Упражнять в рисовании в нетрадиционной изобразительной технике рисования песком; показать новый прием рисования песком – растяжка песка расчёской (вьюга).   Учить детей рисовать сюжет, населяя его различными героями по своему усмотрению. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.  Развитие творческого воображения.

Рисование пальчиком, всеми пальцами руки, растяжка песка расческой.

Два петушка ссорятся.

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Показать приемы видоизменения и декорирования петушка с целью создания оригинального образа. Обеспечить условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком. Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке. Развитие творческого воображения.

Рисование пальчиком, всеми пальцами руки, ладонью.  

Фантастические животные.

Вызвать интерес к рисованию песком фантазийных образов животных. Показать приемы трансформирования и декорирования диких животных и птиц с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, композиционные умения, фантазию, интерес.

Все известные детям техники.

февраль

Укрась чашку башкирским орнаментом.

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их башкирским орнаментом.  Развивать чувство композиции, ритма.  Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке. Развитие творческого мышления и воображения.      

Все известные детям техники. 

Красота Кандрыкуля.

Познакомить детей с понятием «линия горизонта», «передний и задний планы изображения», «отражение в воде», «симметрия», познакомить с правилами воздушной перспективы.  Познакомить с новым приемом рисования песком – рисование кулачком. Закрепить умение рисовать деревья различной величины одним движением кулачка. Развивать чувство композиции.       

Рисование  кулачком, всеми пальцами рук,  прорисовка пальчиком,           наброс песка.

Кораблик в море.      

Создание композиции в 4 руки сказочного моря, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле.   Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о ярких природных явлениях морской стихии разными изобразительно-выразительными средствами песочной. Развивать композиционные умения, зрительно-моторную координацию, коммуникативные навыки. Формирование умения работать в парах, умение договариваться.

Все известные детям техники.

Мои любимые мама и папа.

Рисование песком мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида и настроения конкретного человека. Трансформация образа в женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.  Воспитывать эстетическое восприятие, любовь к родителям.

Все известные детям техники.

март

Моя мама.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком; показать новый прием рисования песком – ребром мизинца.  Рисование песком женского портрета (профиль) с передачей характерных особенностей внешнего вида и настроения конкретного человека.  

Рисование ребром мизинца, пальцом, всеми пальцами руки, песочной струёй, наброс песка.

Был я маленьким, стал большим удаленьким.        

Учить рисовать фигуру человека, показывая изменения внешнего вида в процессе его развития. Передавать особенности своего внешнего вида, фантазировать о себе маленьком, взрослом. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.   

Все известные детям техники.

В гостях у сказки.        

Создание несложных композиций с переменой сюжета по мотивам любимых сказок детей, развитие творческого воображения.  Учить передавать в рисунке целостный образ. Совершенствование техники рисования песком на стекле. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире

Все известные детям техники.

Избушка Бабы Яги.

Самостоятельное и творческое отражение представлений о сказочной героине Бабушке Яге и её избушки разными изобразительно-выразительными способами рисования песком на стекле. Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств выразительности, развитие творческого воображения, моторики рук. Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире

Все известные детям техники.

Сказочный город.        

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Создание коллективной композиции сказочного города, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле. Развивать фантазию, интерес. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. 

Все известные детям техники.

апрель

Здравствуй, весна!        

Продолжать знакомить с временами года. Упражнять в рисовании обеих рук одновременно под музыку со сменой настроения. Развивать координацию, чувство радости, успеха. Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке.

Все известные детям техники (под музыку П.И.Чайковского «Времена года»)

Космос.      

       

       

Свободное экспериментирование с образами, рисование ночного, дневного неба. Создание образа «Космос» различными техниками рисования песком. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.  Развивать память, внимание, воображения, мышления и самостоятельности.

Все известные детям техники.

Правила дорожного движения

Познакомить детей  с понятием «симметрия». Освоение симметрии в образе домов на городских улицах, рисование простых сюжетов с передачей движений транспорта, взаимодействий и отношений между персонажами в городе.  Совершенствование техник рисования песком на стекле. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Все известные детям техники.

Град на острове стоит.

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Создание сказочного города, на основе иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина. Планирование работы, декоративное оформление.

Все известные детям техники, декорирование образов.

май

День Победы!

Создание композиций по представлению. Гармоничное сочетание разных изобразительных техник рисования песком на стекле. Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

Все известные детям техники.

Мои любимые рыбки.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы.  Учить детей воплощать в художественной форме своё представление об обитателях подводного мира: рыбы, медузы, морские коньки, дельфины. Через трансформацию образов передавать их особенности внешнего вида. Показать приемы видоизменения и декорирования экзотических рыбок с целью создания оригинальных образов. Обеспечить условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком.

Все известные детям техники.

Бабочки

Продолжать знакомить с симметрией. Учить рисовать силуэты симметричных предметов двумя ладонями одновременно. Развивать пространственное мышление. Создание композиций с переменой сюжета. Совершенствование техники рисования песком на стекле.

Все известные детям техники.

«Песочная сказка».        

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. На занятии – снимаются отдельные ролики для фильма «Песочная сказка».

Все известные детям техники.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Приложение 3

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза" 
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: 
Капли первые упали, 
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) 
Пауков перепугали. 
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки) 
Дождик застучал сильней. 
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук) 
Птички скрылись средь ветвей. 
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе) 
Дождь полил как из ведра, 
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) 
Разбежалась детвора. 
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони) 
В небе молния сверкает, 
Гром все небо разрывает. 
(нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши) 
А потом из тучи солнце 
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами) 
Вновь посмотрит нам в оконце! 
"Цветочки" 
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: 
В нашей группе на окне, (
сжимают и разжимают кулачки) 
Во зеленой во стране, 
(показывают ладошками "горшочки") 
В расписных горшочках 
(поднимают ладошки вверх вертикально) 
Подросли цветочки. 
Вот розан, герань, толстянка, 
Колких кактусов семья. 
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого) 
Их польем мы спозаранку,
(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук) 
Я и все мои друзья! 
"Колокольчик" 
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом: 
- Дон-дон-дон, - 
Колокольчик звенит. 
(пошевелить пальчиками обеих рук) 
- Ля-ля-ля, - 
Что-то он говорит.
 (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту) 
Динь-динь-динь, - 
Наклоняет головку. 
(опуститьладошки вниз) 
Бом-бом-бом, - 
Растрепал всю прическу. 
(провестиладошками по волосам) 
Дзынь-дзынь-дзынь, - 
Солнцу он улыбнулся.
 (улыбнуться и похлопать в ладоши) 
Наконец-то проснулся. 
(постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

Приложение 4

Развивающие кинезиологические упражнения

"Колечко" 
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 

"Кулак - ребро - ладонь"

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование"

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Ухо - нос"

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.
"Горизонтальная восьмерка"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. 
"Симметричные рисунки"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

"Медвежьи покачивания"

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

"Снеговик" 
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

"Накачаем мышцы"

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики" 
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения. 
"Рожицы" 
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта. 

"Жонглер" 

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами. 
"Водный велосипед"

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде. 
"Пианист"

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

Приложение 5

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

Игра "Тень"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
Упражнение "Мое настроение"

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.
Упражнение "Общение в паре"

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения. 
Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д. 

Упражнения "Животные"

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Упражнение "Танец под музыку"

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине"

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорога в Берлин ( методическая песочница)

Разработка занятия для методической песочницы «Дорога до Берлина». Старшая группа. ...

Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX "Песочная фантазия"

quot;Давайте добрее будем!"Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может...

Проект в средней группе «Песочная терапия». ПЕДАГОГ ДЕТИ РОДИТЕЛИ 1. Подготовительный -Подбор методической и художественной литературы. -Изучение интернет-ресурсов, по теме проекта, подбор иллюстраций. приобретение игрушек для игр в песочнице 2.

Развлечение ко Дню матери в средней группеЦель:• Воспитание коммуникативных, социально-нравственных качеств у детей.• Установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, разви...

Конспект выступления на методическом объединении психологов Тема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками. Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ»

Конспект выступления на методическом объединении психологовТема: «Использование инновационных технологий в работе с дошкольниками.Применение интерактивной песочницы isandbox в условиях ДОУ...

Методическая разработка "Картотека игр с использованием интерактивной песочницы"

Картотека игр для детей 4-7 лет с использованием интерактивного оборудования (песочницы).  Представлены игры на развитие психических процессов (зрительного, тактильного, пространственного восприя...