Экологическое воспитание
методическая разработка (подготовительная группа)

Мисюрина Светлана Николаевна

Доклады на тему: Экологическое воспитание дошкольников" и «Организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад18 «Ласточка»

Доклад

«Организация экологического воспитания дошкольников»C:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Воспитатель: Мисюрина С.Н.

2021 год

C:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Доклад «Организация экологического воспитания дошкольников»

C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpg

«Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский        

Период дошкольного детства — начальный этап становления человеческой личности. Именно в дошкольный период закладываются основы личностной культуры. Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников

Экологическое воспитание – систематический, четко организованный и целенаправленный процесс, направленный на развитие у дошкольников экологической культуры, правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе как к части природы, к объектам природного происхождения, которыми он пользуется.C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

     Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

     Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;

     

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.  C:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos - наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpg

Проблема экологического воспитания дошкольника одна из глобальных проблем, существующих в современной педагогике.

Выдающиеся педагоги придавали и придают большое значение природе как средству воспитания детей: В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

К. Д. Ушинский предлагал «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

 И. Д. Зверев рассматривает экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

С. Н.Николаева : «рассматривает формирование начал экологической культуры — как становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

Г. А. Ягодин подчёркивал, что «экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей», т. е имеет мировоззренческий характер и направленность.C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

В условиях перехода на ФГОС становится актуальной проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

 В соответствии с этим становится актуальным экологическое образование дошкольников.

Наиболее важная задача, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой- формирование у детей элементарной системы знаний о природе, ее объектах и явлениях, их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними.

Возникает главный вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить ожидаемые результаты?

        Необходимым условием для реализации образовательных задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека.C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

«Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать — одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника.»Е. И. Тихеева (Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е.И. Тихеева. – М.: Л., 1930. С.41)

Современная пространственная среда нередко сковывает ребёнка. В учебно-воспитательных учреждениях, к сожалению, часто можно наблюдать шаблонный подход к решению вопроса обустройства детского пространства — как по содержанию, так и по условиям наполнения. В семьях также нередко господствует более прагматичный взгляд на эту проблему.

В своё время А.С. Макаренко уделял большое значение включению живых растений в интерьер.

В группах, в помещении сада и на его территории живая среда способствует обогащению жизненного опыта детей и их знаний о жизни растений и животных «Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчётом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило… Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и всем в бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно.» А.С. Макаренко (Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1988. с.152)C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Осуществлять экологическое образование в условиях интерьеров, где отсутствуют цветы, аквариумы, живой уголок, тематические стенды по экологической проблематике, весьма затруднительно.

«Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т. е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.» С.Н. Николаева (Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2003с.93)

Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания.C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

Важнейшей задачей в организации экологического воспитания в дошкольном учреждении  является теоретическое освоение воспитанниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе занятий  по ознакомлению детей с  природой, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Для повышения эффективности НОД, необходимо пополнять запас наглядных материалов по экологии, создавать большое количество презентаций, мини-фильмов по экологическому воспитанию для детей, педагогов и родителей.

Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.C:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

С точки зрения экологического образования наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - это самое подходящие время для проведения мероприятий в уголке природы. Разнообразие растений и животных в группе укрепит формирование в детях чувства бережливости и заботы о них, а так же это даёт возможность проводить различные опыты и наблюдения.C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpg

Промежуток между занятиями и обедом, отводятся под прогулку на участке, во время которых должны быть организованы наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания. Продуманная организация обучения, прогулок, экскурсий, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Вечернее время после полдника используется педагогами для организации экспериментальной деятельности детей. Для успешного обучения нужно задействовать все органы чувств ребенка. Дети должны не только знать, но и хотеть заботиться о природе. Ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

Ведущим для детей видом деятельности является игра. Используя игры экологической направленности воспитатели, уточняют, обобщают, закрепляют и систематизируют знания детей об объектах и явлениях природы. Именно в игре у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованная игровая деятельность, позволяет добиться самого полного самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы.

Через игры необходимо подводить детей к тому, что природа-это не только лес, животные, но и солнце, ветер, вода. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает- в природе все красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас. В детях необходимо воспитывать экокультуру, умение вести себя в природе- в окружающей среде.(Дидактические игры: «Рассели животных», «Найди домик», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Накорми животное», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее», «Узнай и назови» и т.д. Словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…». Подвижные игры: «Раз – два – три – к дереву беги»).C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Использование сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников также очень важно. Для усвоения и закрепления знаний можно использовать такие игры как «Дикие и домашние животные», «Растения» и т.д. Говоря о растениях дети могут сообщать друг другу об их семенах, частях растений. Если ребенок ошибается, его исправляют другие дети или сам ведущий.

Использование произведений художественной литературы для организации экологического воспитания в дошкольном возрасте также имеет большое значение. В процессе НОД по ознакомлению с художественной литературой, основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтому, прежде всего, надо подбирать книги с яркими иллюстрациями, с помощью которых можно было бы почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png

Через музыку необходимо учить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы. Способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц. Кроме того музыкальный руководитель может проводить экологические праздники, игры с экологическим уклоном.

Отношения ребенка к природе во многом зависит от семейного воспитания, поэтому обязательно нужно организовать работу по педагогическому просвещению родителей: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, создание иллюстративного материала в уголке для родителей. Педагоги могут организовать без посторонней помощи для дошкольников НОД по ознакомлению с природой, однако без помощи родителей невозможны выезды на природу, посещение музеев, зоопарков.

А ведь именно такие мероприятия позволяют детям узнать не только о природе, но и прикоснуться к ней, ощутить себя её частичкой.C:\Users\пользователь\Desktop\risunok2-1024x776.png

Успех экологического воспитания во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива детского сада  в организации экологически направленной деятельности воспитанников.C:\Users\пользователь\Desktop\img1.jpg

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке на которой собирали землянику.

К сожалению, наши дети сегодня лишены многих невосполнимых богатств и сокровищ. Везде человек приложил свою «хозяйственную руку». И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и упорно будем восстанавливать, залечивать, выращивать добро, искоренять зло, то, может быть, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольётся живительными дождями.

В этой борьбе за будущее человечества важное место занимаем мы, педагоги.

Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

«Горе нам, если мы не научим детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого надо делать все возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребенка знаниями, впечатлениями».C:\Users\пользователь\Desktop\hello_html_6d97736.png



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад18 «Ласточка»C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

        

        

Доклад на тему:

«Организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников»

Воспитатель: Мисюрина С.Н.

2021 год

Доклад на тему: «Организация экскурсий и целевых прогулок в природу, как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников»C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

        Мир, окружающий ребенка – это прежде всего                                                  

                  «мир природы с безграничным богатством явлений,

                                  с неисчерпаемой  красотой. Здесь, в природе,

                    вечный источник  детского разума».

В.Сухомлинский

В современном бешеном ритме жизни ближайшее к нам, взрослым, природное окружение стало привычным, само собой разумеющимся.  Мы редко останавливаемся, просто, чтобы посмотреть на плывущие, куда - то облака, послушать шелест листвы. И даже во время  отдыха на природе многие из нас предпочитают вкусно поесть под громкую музыку. Окружающая нас природа стала просто привычным фоном. Вечно занятым родителям просто некогда погулять с ребенком в парке, сходить в лес. Зачастую вся прогулка это дорога из машины в детский сад и обратно.  И в результате мы получаем ребенка, который равнодушно смотрит на все, что его окружает, он просто не умеет видеть окружающий мир, замечать его красоту, неповторимость, необычность.

Экологическое воспитание детей – развивающаяся область дошкольной педагогики. В настоящее время в ней проявляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д. Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без  участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, однообразностью, неприятной искусственностью».

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция ребенка. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры.

Самым эффективным средством воспитания экологической культуры являются экскурсии, целевые прогулки, где можно получить и закрепить уже имеющиеся знания, укрепить здоровье, прививать интерес и любовь к природе.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «вылазку», - посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников и т.д.) и непосредственного ознакомления с ними. Т.е. экскурсия обеспечивает знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Экскурсии как форма занятий (за пределы детского сада), проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. С младшими группами рекомендуются организовывать целевые прогулки по территории детского сада, организовывать наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, экскурсии на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

-   между органами животных и растений и их функциями

-   между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

-между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существованияC:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

-между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при  организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя к проведению экскурсий заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

Оборудование для сбора растений:

Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.

Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.

Папки для растений — 2.

Корзиночки для шишек, листьев — 2.

Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.

Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений —2-3.

Оборудование для сбора животных:

Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.

Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.

Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.

Посуда для переноски водных животных — 2—3.        

Оборудование для ловли животных

1. Сачок для ловли насекомых в воздухе — 1—2 шт.

2. Сачок для ловли животных в воде — 1—2 шт.

3. Посуда для переноски водных обитателей — 2-3 шт.

4. Коробка с отверстиями для переноски насекомых — 4—5 шт.

Оборудование для размещения собранного материала

1. Цветочный горшок.

2. Садок для насекомых.

3. Террариум.

4. Банка для водных насекомых.

5. Ваза для растений.

Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке: растения помещают в цветочные горшки, вазы, на грядку или клумбу на участке; рыбок — в аквариумы, мелких животных — в террариумы, садки.

После каждой экскурсии проводится фотовыставка, либо просмотр видео записи снятой на камеру. Это дает детям возможность получить положительный настрой, который вызывает еще больший интерес и любовь к природе.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Кроме плановых экскурсий с детьми подготовительного возраста регулярно должны организовываться целевые прогулки.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом.

Проводятся целевые прогулки в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с образовательной программой. На них воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но и уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Целевые прогулки строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Главное — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Целевые прогулки за пределы детского сада проводятся со старшей и подготовительной к школе группами.

Учитывая физические возможности дошкольников, для целевых прогулок нужно прежде всего использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор, теплица и др. Целевые прогулки в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Готовясь к целевым прогулкам, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение, какие вопросы, задания дать детям, какие провести игры, где устроить отдых.C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Детей накануне предупреждают о предстоящей целевой прогулке, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной прогулке.

В проведении целевой прогулке большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.

Центральным моментом всякой целевой прогулки является наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.). При сборе растений нужно следить, чтобы дети бережно относились к ним, не мяли и не бросали цветки. Собирая грибы, дети должны научиться осторожно отламывать ножку у самой земли, не вырывать с «корнем», чтобы не повредить грибницу, дающую новые плодовые тела. При сборе ягод и орехов надо следить, чтобы дети не ломали веток.

Перед возвращением с целевой прогулки, детям дают отдохнуть, посидеть минут 5-10 в тени. В это время можно заняться разбором собранного (цветов, грибов) или провести спокойную игру.

 Заключение

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки пополняют экологические знания детей, учат бережно относиться к природе, формируют определённые нравственные и эстетические качества, развивают наблюдательность мышление и речь.  Приобретенные на целевых прогулках  и экскурсиях в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться во время целевых прогулок и экскурсий на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению в школе.

C:\Users\пользователь\Desktop\1595718732_30-p-foni-dlya-prezentatsii-po-biologii-33.jpgC:\Users\пользователь\Desktop\1619758227_1-phonoteka_org-p-kartinki-dlya-prezentatsii-ekologiya-bez-f-1-removebg-preview.png

Памятка-шаблон по подготовке и проведению экскурсии, целевой прогулки за территорию детского сада

Поставьте в известность администрацию ДОУ о запланированной экскурсии, целевой прогулке не позднее чем за три рабочих дня (заведующего, старшего воспитателя), и не забудьте указать данную организацию совместной деятельности в календарном планировании.

Непосредственно перед проведением экскурсии за 2-3 дня

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии в условленном месте (если это связано учреждением, предприятием, организацией т.п.)

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Еще раз прочтите «Инструкцию для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике»

10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»

 

Непосредственно перед отбытием на экскурсию:

1. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

2. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

3. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей.

4. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

5. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

6. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

7. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

8. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания (нарисовать, подготовить рассказы для воспитанников других групп, которые не попали на экскурсию, родителей) Это позволит ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения, потренировать память и способствует развитию связной речи у ваших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...