Конспект ННОД по познавательному развитию для детей дошкольного возраста Тема: «Лимон и его свойства»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Журавлева Вера Владимировна

Конспект ННОД по познавательному развитию для детей дошкольного возраста

Тема: «Лимон и его свойства»

 

Цель: знакомство с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;

- обогатить знания детей о лимоне;

Развивающие:

- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения;

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект

ННОД по познавательному развитию для детей

дошкольного возраста

Тема: «Лимон и его свойства»

Выполнила: воспитатель

Журавлева Вера Владимировна

р.п. Чик

2020 г.

Цель: знакомство с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;

- обогатить знания детей о лимоне;

Развивающие:

- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения;

- поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

 Материалы и оборудование: лимоны (очищенные, порезанный на дольки, в кожуре), емкость с водой, чай, прозрачные бокалы, бутылка с водой, сода, уксус, воздушный шарик, скотч, воронка.

Ход занятия

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

                       Я твой друг, и ты мой друг.

                       Крепко за руки возьмемся,

                       И друг другу улыбнемся.

Дети давайте улыбнемся друг другу. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посетить лабораторию. Давайте вспомним, что такое лаборатория? (Ответы детей.) Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.

В лаборатории есть все необходимое для этого. Но сначала, давайте повторим правила поведения в лаборатории.

- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно.

- Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

- Работать можно только на рабочем месте.

- Нужно быть внимательным, не отвлекаться, не разговаривать на посторонние темы.

А вот чтобы узнать с каким предметом и его свойствами мы сегодня познакомимся, вам нужно отгадать, что лежит на тарелке под салфеткой.

               Желтый цитрусовый плод

               В странах солнечных растет,

               Но на вкус кислейший он,

               А зовут его … (Лимон.)

Ведущий: Верно, лимон

 (Поднимает салфетку, достает лимон.)

Скажите, а какой лимон, опишите его одним словом. Ваш ответ будет начинаться со слова «лимон», передавая его друг другу, будем называть его качества.

Дидактическая игра «Лимон, какой?»

E:\Фото Журавлева\IMG-20191126-WA0016.jpg

(Желтый, овальный, яркий, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный, блестящий, холодный, упругий.)

Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю стать настоящими учеными – исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых опытов.

Опыт №1. «Тонет – не тонет»

- Для этого опыта нам понадобиться: емкость с водой и два лимона (1-очищенный, 2-в кожуре). Возьмите в руки очищенный и неочищенный лимон, попробуйте определить какой лимон тяжелее (Дети по очереди определяют какой лимон тяжелее и высказывают сое мнение.)

А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.

Что произошло? (Лимон утонул.) Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? Проверим. (Дети кладут в воду неочищенный лимон.) Что произошло? (Лимон не утонул.)В чем же секрет? (Секрет в кожуре.) Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (В кожуре ямочки-поры.) Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.

E:\Фото Журавлева\IMG-20191126-WA0021.jpg

Вывод: очищенный лимон тяжелее лимона в кожуре. Воздух, который находится в пористой кожуре лимона, держит его на поверхности воды.

Я предлагаю всем присесть за столы. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит таблица для занесения результатов опыта. Давайте, найдем строку под №1. Здесь нарисованы две емкости с водой. Предлагаю вам нарисовать желтый лимон на дне чаши с водой, а не закрашенный лимон, очищенный, на поверхности воды во второй чаше.

Опыт №2.

Воспитатель: Еще одно свойство лимона – он незаменимый продукт на кухне. Его используют при приготовлении множества блюд или просто кладут в чай. Лимон нужно класть в теплый чай, для того чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются. А что происходит, когда лимон добавляю в чай? А это мы сейчас узнаем.

           Этот фрукт мы разрезаем,

           Только дольку в чай кидаем.

           Желтый плавает кружок,

           Ароматный наш дружок.

           Вкусный чай мы выпиваем,

           А потом кружок съедаем.

Наливаю в бокалы чай и кладу туда дольку лимона. Что произошло? (Чай начал светлеть.) Правильно, это происходит из-за лимонной кислоты, которая, попадая в чай, делает чай кислым, в результате чего чай и становится светлым.

E:\Фото Журавлева\IMG-20191126-WA0014.jpg

Вывод: Лимон создает кислую среду, и чай светлеет.

Предлагаю, в таблице найти строку №2 и занести результаты опыта: бокал с чаем, в котором нарисован кружок лимона, закрасить светло-коричневым карандашом, а чай в бокале без лимона, темно-коричневым.

      Воспитатель: Все, ребята, не болейте,

      Чаще чай с лимоном пейте.

      Ведь лимон на вкус приятный,

      Хоть немного кисловатый,

      В нем полезных много свойств,

      С ним не будет беспокойств.

      Если хочешь ты играть,

      Давай здоровье защищать.

Опыт №3. «Лимон – защитник»

Посмотрите на тарелочки, которые находятся у вас на столах. Мы разрезали яблоко пополам, положили его срезами вверх на тарелку. Как вы думаете, что произойдет с яблоком, если на него нанести лимонный сок? И что случится с той половиной яблока, которую не будем трогать? Сейчас мы это узнаем экспериментальным путем. Давайте возьмем кисточку и нанесем лимонный сок на одну из половинок.

Дети выполняют задание.

E:\Фото Журавлева\IMG-20191126-WA0027.jpg

Воспитатель: В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и происходит так называемая реакция, и яблоко темнеет, а сок покрыл яблоко защитной пленкой и светлым. А сейчас отодвинем тарелки, и пока мы ждем результаты опыта, подойдем ко мне.

Физкультминутка

В гости к Федоре

Матрена пришла (дети шагают)

К чаю пришла (руки в стороны)

Лимон принесла (хлопки)

Пейте, Федосья (прыжки)

С лимончиком (присели).

Воспитатель: Дети, давайте вернемся на свои места и рассмотрим результаты реакции (убеждаемся в правильности наших предположений).

Вывод: Лимонный сок защищает яблоко от окисления.

Воспитатель: Предлагаю в таблице найти строку №3 и занести результаты опыта: одну половину яблока закрасить коричневым цветом, а другую оставить не закрашенной.

Опыт №4. «Как с помощью лимона надуть воздушный шарик»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно надуть воздушный шарик с помощью лимона? (Ответы детей.) Давайте это узнаем. Но опыт буду проводить я, а вы только наблюдать. Для того чтобы надуть воздушный шарик с помощью лимона нам понадобится следующее: уксус – 3 столовых ложки, сода – 1 чайная ложка, лимонный сок, воронка, стеклянная бутылка, скотч, воздушный шарик.

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем скотчем для плотности. А теперь наблюдаем.

E:\Фото Журавлева\IMG-20191126-WA0031.jpg

Вывод: Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того, чтобы надуть шарик.

Воспитатель: Ну вот, ребята, сегодня мы узнали о лимоне много нового, не только, что он полезный, но и что с ним можно проводить очень интересные опыты. Итак, что нового мы узнали про лимон? (Ответы детей.) Какие свойства лимона и лимонного сока вы запомнили? (Ответы детей.) Какой опыт вам понравился? (Ответы детей.) Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект ННОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "Поможем друзьям"

Задачи:Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.Формировать умение соотносить количество предметов с числом.Совершенствовать навыки счета в пределах 5.Закрепить уме...

Конспект ННОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: Порядковый счет до 10

Конспект ННОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: Порядковый счет до 10[H1]Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи: Образова...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....

Конспект ННОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему "Волшебный сундук"

Конспект ННОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Волшебный сундук» Цель: формирование знаний об устном народном творчестве.Задачи:Обучающие: - у...