Семейный клуб как эффективная форма развития социального партнерства участников образовательных отношений.
статья

Чильдинова Анна Викторовна

    Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_semeynyy_klub.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб как эффективная форма развития социального партнерства педагогов и родителей воспитанников

    Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.  

Родные люди, окружающие ребенка, особенно значимы для него в силу его биологической и психологической зависимости от них. Именно родители с первых дней жизни малыша создают ту уникальную совместную атмосферу, в которой он живет и развивается. Поведение детей  поведение родителей взаимозависимы; психологически комфортное окружение способствует гармоничному развитию личности, порождает в ребенке чувство защищенности и безопасности.

Именно в семье ребенок получает то жизненное направление, которое определяет его судьбу. Поэтому очень важно, чтобы это направление было верным, чтобы векторы усилий педагогов и родителей совпадали.  В противном случае, ребенок, попадая то в одни условия, то в другие, будет вынужден вести «двойную жизнь» т будет подчиняться разным правилам. Поэтому основой взаимоотношений педагогов и родителей должно стать сохранение единой линией в воспитании и обучении детей, это позволит ребенку чувствовать уверенность и защищенность. Взаимодействие позволит своевременно выявлять, осознавать и решать проблемы развития ребенка, обеспечит глубинные связи между воспитывающими взрослыми и ребенком.

Создание единой, педагогически целесообразной, комфортной среды является необходимым условием полноценного физического, психического и социального здоровья дошкольников.

Психологически комфортная среда, с нашей точки зрения, должна отвечать следующим условиям:

- наличие семейных ценностей и традиций;

- интересная совместная деятельность всех членов семьи;

- внимание и уважение к интересам, потребностям  и желаниям каждого члена семьи;

- толерантность;

- взаимопомощь и забота друг о друге;

- удовлетворение жизненно необходимых физиологических потребностей;

-  возможность личностного роста.

Многолетний опыт нашей педагогической деятельности показал, что такие формы работы как традиционные родительские собрания, консультации, информационные стенды недостаточно эффективны. Для того, чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность нужны другие активные формы сотрудничества. Родителям зачастую не хватает практических знаний и умений в общении с собственными детьми, они недооценивают значение положительного эмоционального самочувствия в развитии ребенка. Но наряду с этим, у современных родителей есть желание всему этому научиться.

Все выше сказанное приводит к необходимости поиска новых походов и форм сотрудничества педагогов и психолога с семьями воспитанников.

Одной из действенных форм сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи является Семейный клуб.

Семейный клуб позволяет педагогам, психологу, специалистам ДОУ успешно решать следующие задачи:

  1. создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга;
  2.  установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
  3.  внедрение активных форм взаимодействия;
  4.  активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых;

Этапы развития социального партнерства:

I этап – Организационный

II этап - Практический

III этап – Рефлексивный

На первом этапе проводится  психолого-педагогический мониторинг каждой семьи, собирается информация о семье посредством наблюдения, бесед, анкетирования, посещения семей.

 На основе полученных данных  педагоги ДОУ оформляют  «Паспорт Семьи», который содержит следующие данные:

• Социальный статус семьи (служащие, рабочие и пр.)

• Состав семьи

• формы семейных взаимоотношений (диагностика стиля семейных отношений – авторитарный, демократический, либеральный и попустительский методом анкетирования, интервью.)

• материнское положение

• отношение к образовательному учреждению и прочее.

Изучив педагогические установки, определяются дифференцированные группы родителей, различающиеся по запросам, отношению к воспитанию ребенка в ДОУ и семье.

Типичные группы родителей:

I Родители, принимающие активное участие в воспитании ребенка в ДОУ и семье;

II Родители, интересующиеся жизнью ребенка в ДОУ, но не принимающие в ней участия;

III «Равнодушные» к работе детского сада, не проявляющие интереса к жизни ребенка в детском коллективе.

А также  выявляется группа родителей, чрезмерно опекающих своего ребенка, постоянно проявляющих тревогу за ребенка, требующих от воспитателя пристального внимания и особого отношения к своему ребенку. На основе полученных данных, составляется  план работы Семейного Клуба, определяются  актуальные темы и формы взаимодействия.

 II  Практический этап.

 Встречи в Семейном Клубе организуются 1-2 раза в месяц.

Вместе с родителями приходят бабушки, дедушки, сестры и братья, специалисты ДОУ, гости-врачи, библиотекари и др. Тематика таких встреч разнообразна, она отвечает интересам и запросам родителей, форма проведения предлагается психологом и воспитателями группы.

В процессе совместного творчества дети и взрослые учатся договариваться, слышать друг друга, помогать и сообща добиваться результата. А главное, получать удовольствие от телесной и эмоциональной близости. В ситуации, когда родители перегружены работой и домашними делами и мало уделяют внимание ребенку – это крайне важно.

Одной из эффективных современных форм сотрудничества педагогов и родителей являются интерактивные игры. Их применение позволяет создать комфортную обстановку взаимодействия, где каждый участник чувствует себя успешным и интеллектуально состоятельным. Из зрителей и слушателей родители превращаются в активных участников.

III Рефлексивный этап

Результатом деятельности являются следующие показатели:

• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия педагогами и специалистами ДОУ;

• приобретение родителями необходимых знаний и воспитательных умений для полноценного общения с детьми;

• изменение родительских установок, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;

• создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье;

• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.

   Совместная деятельность педагогов, родителей и детей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отразится на его физическом и психическом здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".

Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...

"Модуль семейного клуба - как эффективная форма социального партнерства в образовании ДОУ".

Данная консультация для воспитателей поможет любому педагогу, работающему в детском саду, рассмотреть нестандартную форму работы с родителями. Новое время требует от педагогов именно такой формы работ...

Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"

Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ  в условиях инклюзивного образования....

Статья "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства ДОО и семьи в решении проблемы духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста"

laquo;Дошкольное детство» - это уникальный период в жизни каждого человека, когда осуществляется разностороннее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается социальное развитие...

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...

Презентация "Семейный клуб как эффективная форма социального партнерства"

Реализованный план семейного клуба "Кроха"  в 2022-2023 учебном году....