Познавательная активность дошкольников.
статья (средняя группа)

Кижаева Ольга Александровна

Познавательная активность  дошкольников особенно возрастает в старшем дошкольном возрасте. Чем сложнее задание, тем активнее ребёнок ищет решение той или иной проблемы, тем быстрее выростает его познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnaya_aktivnost_doshkolnikov.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема познавательной активности всегда привлекала внимание философов, психологов, педагогов, социологов, на что указывают исследования Д. Н. Богоявленской, Л. И. Божович, Л. А. Венгера и других учёных.

Сенситивным периодом развития познавательной активности ребенка является старший дошкольный возраст. Именно в этот период детства активизируются самостоятельность мышления, познавательный интерес ребенка к продуктивной деятельности.

Изменение параметров нормативной ситуации, на наш взгляд, будет влиять на проявление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Так, с повышением уровня сложности ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и возможных способов действия, проявляемая познавательная активность будет возрастать. Ситуация с более высоким уровнем сложности стимулирует проявление познавательной активности старших дошкольников, поэтому эффективным будет такое средство формирования познавательной активности детей, как коллекционирование.

        Почему же, на наш взгляд, такое направление, как коллекционирование вызывает в настоящее время огромный интерес у педагогов.

        Коллекционирование представляет собой естественное, ярко проявляемое дошкольниками направление деятельности – собирательство; вызывает интерес у детей (особенно с неровным поведением, двигательной заторможенностью, тревожностью, у застенчивых и малообщительных); расширяет познавательную активность дошкольников; позволяет накопить знания, систематизирует и формирует готовность детей к восприятию окружающего мира; помогает осуществлять поиск новой информации; развивает воображение, творчество, любознательность.

        Коллекционирование как одна из культурных практик, зарождается                     в дошкольном детстве и бытует на протяжении всей жизни человека.                     По мнению Н. Каратаевой, ребенку важно осознавать себя как «собирателя и обладателя чего-то значимого и интересного для него, обладателем того, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться». 

        Опыт коллекционирования дошкольников определяется тем, что дети собирают свои «сокровища», тяготеют к общению с ними наедине, не любят, когда близкие взрослые вмешиваются в интимный процесс взаимодействия с предметами; часто притягательным для детей является «мир помойки» со сломанными вещами и предметами, они создают «секретики». Но именно такое собирательство важно и полезно для реализации «Я» ребенка.

        Несмотря на ряд исследований и практику детского коллекционирования в детских садах, а также традиции семейного собирательства, остается широкий круг нерешенных вопросов, недостаточно выявлен педагогические потенциал детского коллекционирования.

        Анализ программ дошкольного образования показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности детей.

        Так, авторы программы «Истоки» считают, что «стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда». Однако коллекции, как составляющей части развивающей среды, не уделено внимание.

        В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду»                 под редакцией Васильевой, в разделе «Культурно-досуговая деятельность» ставится задача развивать интерес детей к коллекционированию и создавать для этого условий. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

        В программе «Детство» обращается внимание педагогов                                 на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе большой выбор природных материалов                          для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

        С. Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам                             с различными камнями и участвуют в их коллекционировании. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек.

        Необходимо отметить, что специальных книг, посвященных вопросу коллекционирования с дошкольниками, нет, однако детское коллекционирование в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться как самостоятельная форма совместной деятельности воспитателя и детей по определенной теме и входить в структуру других форм работы.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Образовательная область "Познавательное развитие". Доклад «Развитие познавательной активности дошкольников в играх-путешествиях»

Вы познакомитесь,  из опыта работы, какие игры-путешествия помогают развивать познаввтельную активность  дошкольников....

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...