Статья "Особенности воображения детей с задержкой психического развития"
статья

Зябкина Светлана Яковлевна

Статья "Особенности воображения детей с задержкой психического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_u_detey_s_zpr.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воображения детей с задержкой психического развития

     Воображение играет одну из ведущих ролей в познавательном процессе, в обучении и формировании личности ребенка.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы . Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

Л.С.Выготский отмечал, что творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. У ребенка мало опыта и соответственно воображение беднее. А отсюда вывод – необходимо расширять опыт ребенка, в частности за счет игры. При задержке психического развития эта проблема приобретает большую актуальность, так как взаимная зависимость воображения и других психических процессов неоспорима.

Изучением воображения детей с данным видом дизонтогенеза занимались О.В. Боровик, С.К. Сиволапов, а также Е.А. Медведева, которая исследовала особенности развития воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх. Результаты проведенных исследований сводятся к следующему: своеобразие в развитии воображения выражается в пролонгированности его репродуктивного характера; интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности; образное видение воображаемой ситуации сформировано недостаточно; наблюдается низкий уровень комбинаторных способностей; деятельность воображения сочетается с подражательностью; дошкольники испытывают сложности как при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, так и при создании собственных замыслов.

У детей с задержкой психического развития редко проявляются фантазия, выдумка в разных видах деятельности. Это сказывается на особенностях их нервной деятельности: наблюдаются инертность, медлительность, плохая переключаемость с одного на другое. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью.

Данные особенности воображения хорошо просматриваются в игре. Как отмечает Д. Б. Эльконин, в игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая и отличает ее от простого предметного манипулирования. Игровое поведение детей с задержкой психического развития указывает на трудности создания ими воображаемой ситуации. Этим детям не удается "подняться над пространством наличных обыденных предметных расчленений, произведенных специальной деятельностью взрослых людей и взглянуть на эти расчленения как бы сверху". Смысл их игр состоит в совершении манипуляций с игрушкой, ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность творческого подхода, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей. Сюжетная игра отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделением ролей.

Особенности воображения ребенка с задержкой психического развития касаются таких структур воображения как порождения общей идеи и создания плана ее воплощения. Изучение процесса воображения в игровой деятельности детей данной группы показывает незначительную игровую мотивацию, отсутствие готовности к ее усовершенствованию. В условиях, требующих развития сюжета, использования нестандартных игровых атрибутов, внесения изменений в воображаемую ситуацию, игра распадается. Стереотипия, штампы пронизывают игру как на этапе создания ее замысла, так и выбора путей его реализации: за ребенком закрепляются одни и те же роли, за сюжетом – одни и те же способы его воплощения. Развитие сюжета и воображаемой ситуации осуществляется не за счет содержательного усложнения, а за счет увеличения числа операций и партнеров. Сущность игры – знаково-символическое замещение – трансформируется у детей с задержкой психического развития в действие по замене объекта, чему сопутствует жесткое привязывание заместителя к замененному предмету. Например, рыбкой в игре "море" может быть только кубик, никакие другие варианты ребенком не принимаются. То есть они, на основе шаблонных планов-замыслов, разыгрывают то, что является скорее сценарием, чем живой ролевой игрой.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в использовании ролевой речи в творческих заданиях, связанных с созданием собственного замысла. Некоторые только с помощью взрослого, после вербального описания характерных особенностей персонажей способны к поиску средств выразительности образов в ролевых играх.

Одним из психологических проявлений, которые дают возможность увидеть воображение детей с задержкой психического развития, является эмоция страха. Страх говорит на языке нашего воображения. Исходя из исследований проявлений страхов у детей данной группы дизонтогенеза можно сказать, что у них не сформирован как механизм, связывающий эмоцию с объектом страха, так и механизм формирования эмоцией образа угрозы, что в свою очередь говорит о более низком уровне развития воображения, чем у детей с нормальным развитием.

Таким образом, особенностью воображения детей с задержкой психического развития является несформированность предпосылок творческого воображения, трудности в создании замысла высказывания, в основе чего, прежде всего, лежит бедность образной сферы: недостаточная обобщенность и обратимость сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в произвольном оперировании данными непосредственного опыта, малая эмоциональная окрашенность действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.

В данной статье содержится информация о развитии зрительной  памяти и воображения детей с задержкой психического развития, а также примеры игр, которые я использую в своей практике....

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...