Методика использования диафильмов в работе с детьми
материал

Колмогорцева Наталья Александровна

В данном разделе находятся материалы по использованию диафильмов в работе с детьми как на занятиях, так и в домашних условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика использования диафильмов с детьми дошкольного возраста Подготовила воспитатель: Колмогорцева Н аталья Александровна

Слайд 2

Что такое диафильмы? Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров.

Слайд 3

Фильмоскоп ( от английского film - пленка и. . . скоп), оптический прибор для рассматривания на просвет кадров диафильма. Иногда фильмоскопом называют простейшие диапроекторы . Диапроектор ( от греч. dia через + лат. projector выбрасывающий вперед). Оптико-механический прибор для демонстрации диапозитивов и диафильмов с увеличением.

Слайд 4

История создания диафильма д иафильмы первой половины XVI столетия

Слайд 5

д иафильмы второй половины ХХ века , основание студии «Диафильм» в 1930 г . в Москве

Слайд 6

д иафильмы 21 века : "Светлячок" детский проектор; «Мультикубик 1.0»; мини-кинотеатр CINEMOOD

Слайд 7

Значение использования диафильмов на развитие ребёнка

Слайд 8

Подготовка воспитателя к работе по просмотру диафильмов с дошкольниками

Слайд 9

Санитарно-эпидемиологические ( СанПиН ) требования к содержанию организации и просмотра диафильмов в ДОУ

Слайд 10

Структура занятия с использованием диафильмов

Слайд 11

Задание: просмотрите диафильм; продумайте и составьте вопросы к детям по содержанию фильма; определите как можно использовать этот диафильм в работе с детьми для их речевого развития.

Слайд 12

Задание: продумайте рекомендации для родителей по использованию диафильмов в семье с целью формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Слайд 13

Источники: Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с . Сыч В. Д. Технические средства обучения в детском саду: Кн. для работников дошк. учреждений.—М.: Про­свещение, 1989. Диафильм дарит ребенку возможность почувствовать... parents.ru Диафильмы для детей — прекрасная альтернатива... altermama.ru

Слайд 14

Спасибо за внимание ! О пользе диафильмов . Общее развитие детей 7ya.ru Диафильмы - общение с детьми по-особому 101slon.ru Диафильмы для детей и современные диапроекторы intelkot.ru www.diafilmy.su www.my-ussr.ru www.diafilms.com https:// nsportal.ru/user/664283/page/metodikaispolzovaniya-diafilmov-v-rabote-s-detmi



Предварительный просмотр:

Методика использования диафильмов в работе с детьми

Опубликовано 07.01.2016 - 9:00 - 

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2015/12/23/din_din_-4.gif?itok=kX_ITPng

 

      Просмотр диафильмов — это целый ритуал, это особая форма общения с детьми. Устроить импровизированный экран, вставить пленку, подождать, пока нагреется диапроектор, погасить свет в комнате и…Начало познавательной истории из диафильма!  Когда ребенок смотрит мультфильм, то обычно родители его сажают перед экраном и уходят по своим делам. А ребенок общается с телевизором. Но даже если сидеть рядом с детьми, все равно при просмотре мультфильмов общение с родителями минимально… Когда же родители вместе с детьми смотрят диафильмы – в этом есть какая-то тайна: выключен свет, очень уютно, взрослые читают детям, меняют картинки, будто перелистывают большую разноцветную книгу…

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/24/img.php_.jpeg?itok=PefvDklW

       Зачем нужны сейчас диафильмы?

       Сергей Владимирович Скрипкин, директор студии «Диафильм»:

       – Зачем нужны сейчас диафильмы? О них спрашивают и покупают их люди, которые хотят ограничить поток электронной информации, обрушивающийся на их ребенка. Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг — это всегда активная работа, а просмотр диафильмов — это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка – визуальный ряд, и моторика — прокручивание кадров, и общение. Диафильм — вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология.

       С экологической точки зрения диафильм — один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека. Изображение, которое мы видим в телевизоре или на компьютере — пиксельное, глаз не замечает, что экран сменяется 24 раза в секунду. Но ведь это очень воздействует и на глаз, и на мозг, и, понятно, особенно вредно для детей…

       Диафильмы распространены в странах, где очень сильно заботятся о здоровье граждан, об экологических стандартах — в Венгрии, Израиле, США.

     Может быть, когда-нибудь и у нас все встанет на свои места. Родители поймут, что новых технологий, видео, компьютеров недостаточно, чтобы научить чему-то ребенка, что средство воспроизведения влияет на восприятие содержания, и диафильм в этом нужном, полезном восприятии играет не последнюю роль.

       Так вот, как педагог подвожу итоги: просмотр диафильма в работе с детьми не только можно использовать, но и нужно!

       Диафильмы для детей стимулируют:

— речь, потому что диафильм можно обсудить в процессе просмотра,

— воображение ребенка, потому что крупные красочные картинки (крупнее, чем в книгах) не меняются с бешеной скоростью.

— память и внимательность ребенка, потому что нужно отследить развивающийся сюжет.

— стремление к чтению, потому что текста там немного, но он есть и написан крупно и комментирует изображение.

— доверительные взаимоотношения с родителями, потому что нет ничего безмятежней, чем сидеть с мамой и папой в темноте, слушая историю, рассказываемую их голосами.  

   Кроме того, просмотр диафильмов рекомендован с 2-летнего возраста. Однако если  малыш усидчив и любит книжки, то можно  попробовать показать диафильмы и раньше – например, с 1,5 лет.

  https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/24/433325a.jpg?itok=vae9nion

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАФИЛЬМОВ  В ХУДОЖЕСТВЕННО - РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Многие произведения детской художественной литературы послужили содержанием для диафильмов, которые демонстрируются через аллоскоп или фильмоскоп.

      В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства. В нескольких десятках рисунков, чаще всего цветных, передается содержание; текст является пояснением, подписью к рисунку.

       Есть ряд диафильмов, где очень удачно, в полном соответствии с замыслом автора или народной сказки передаются и характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события, картины природы; они полны динамики, увлекательны.

       Диафильм демонстрируется в затемненной комнате, где все должно быть подготовлено: экран, на высокой подставке аппарат со вставленным диафильмом.

       Если нет специального экрана, то можно демонстрировать диафильм прямо на белой стене. Перед экраном на расстоянии 3 м в два-три ряда устанавливаются детские стульчики. Окна плотно завешиваются. Проверка действия аппарата должна быть проведена до прихода детей.

       Накануне или за несколько дней до показа диафильма воспитатель знакомится с содержанием диафильма, упражняется в чтении текста, добиваясь выразительности.

       Когда дети займут свои места, воспитатель сообщает им название диафильма, иногда дает краткие «пояснения к тому, что они увидят на экране. Каждый кадр демонстрируется в течение нескольких секунд, чтобы дети смогли рассмотреть изображение и послушать сопроводительный текст. В отдельных случаях, когда диафильм невелик по количеству кадров (около 20), можно продемонстрировать его два раза подряд.

       Воспитатели старшей и подготовительной групп могут спросить детей, какой диафильм из известных им они хотели бы посмотреть. Подобный вопрос вызовет живое обсуждение просмотренных диафильмов: дети начнут припоминать содержание, приводить отдельные эпизоды — все это безусловно полезно с точки зрения воспитания интересов детей, развития их памяти и речи.

       При повторном показе уже известного диафильма целесообразно задавать детям вопросы об отдельных кадрах, о том, что делает герой диафильма, о чем разговаривают действующие лица, где происходит действие и т. п.

       Показ диафильмов можно проводить в часы игр.

МЕДИАТЕКА: ДИАФИЛЬМЫ

(приглашаю Вас посмотреть диафильмы, подобранные мной для развития художественно - речевой деятельности детей)

                                                                                                                                                                                                      https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2016/04/17/komu_interesno_smotrite_dalee.gif?itok=zBv__Zbwhttps://nsportal.ru/user/664283/page/2-01-01-mediateka

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/24/1719785121899260.jpg?itok=8UrRjp1D

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАФИЛЬМОВ И ДРУГИХ ЭКРАННЫХ СРЕДСТВ НА ЗАНЯТИЯХ

    Группы экранно-звуковыех средств обучения:

- экранные (диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы, эпиматериалы, транспаранты);

- звуковые (радиопередачи, грамзаписи, магнитные записи);

- экранно-звуковые (озвученные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, эпипроекция, телепередачи).

       Из экранных средств в дошкольных учреждениях самое широкое распространение получили диафильмы и диапозитивы, которые относятся к статичным видам пособий и имеют между собой много общего. Это объясняется простотой и удобством эксплуатации современных проекторов, наличием дидактических материалов.

       Ежегодно в нашей стране выпускается большое количество диафильмов и диапозитивных серий для детей. До недавнего времени это были, как правило, диафильмы-экранизации сказок, рассказов, стихотворений. Однако в последние годы появились целые серии диафильмов и диапозитивов, увлекательно рассказывающих о различных видах искусства, природе, социальных явлениях и предметах, окружающих нас. Многие диафильмы разработаны на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» и содержат интересную учебную информацию.

     Диафильмы и диасерии позволяют воспитателям четко, интересно, в определенной системе (часто в занимательной форме) доносить до детей программное содержание. Обычно в кадрах, адресованных педагогам, и в прилагаемых к диасериям вкладышах-методичках определены цели и задачи каждого конкретного пособия, раскрыта методика работы с детьми. Например, с помощью диафильма «Где и кто шьет обувь и одежду» воспитатель может познакомить дошкольников с трудом людей на обувной и швейной фабриках, с основными этапами и процессами пошива обуви и одежды, рассказать о взаимосвязи разных профессий, об отношении людей к своей работе. Этот диафильм воспитывает у детей уважение к людям труда и бережное отношение к вещам. Такие же задачи можно решать и с помощью диасерии «Детям о труде взрослых», диафильма «О труде колхозников в разное время года» и др.

      Цель диасерии «Домашние животные» — воспитывать у детей интерес и любовь к животным, желание ухаживать за ними; расширять и систематизировать представления о домашних животных: живут рядом с человеком, он заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни; животные очень доверчиво относятся к людям и привыкают к ним; общение с животными дарит людям радость, делает добрее, лучше.

       Многие диафильмы и диасерии раскрывают такие нравственные понятия, как честность, справедливость, героизм, дружба и др.

      Ежегодно большими тиражами выходят диафильмы-экранизации по произведениям С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других детских писателей, по мотивам русских народных сказок и сказок других народов.

     Выпускаются диафильмы и диапозитивы в цветном и черно-белом исполнении. Они помогают педагогам решать самые различные задачи: сообщение новых знаний и закрепление имеющихся, активизация словаря детей, формирование познавательных процессов, развитие воображения, умения творчески перерабатывать информацию и др.

     Использование диафильмов и диапозитивов может иметь место уже в младших группах — при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают их интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность, позволяют получить образные представления о художественных произведениях. Диафильмы чаще используются в тех случаях, когда воспитателю необходимо проиллюстрировать сказку или рассказ, а диапозитивы находят большее применение в процессе бесед и творческого рассказывания.

     Практика показывает, что воспитатели предпочитают диафильму серию диапозитивов по конкретной теме, так как при этом педагог имеет возможность более маневренно и свободно их использовать, демонстрируя оптимальное количество кадров с учетом уровня подготовленности детей, основной учебной задачи и больше времени уделяя для непосредственной беседы с воспитанниками.

     Следует заметить, что педагоги порою не учитывают возможности восприятия детьми экранного изображения и перенасыщают занятия зрительной информацией. Зачастую это делается за счет времени, которое должно быть использовано для высказываний детей. В результате перегрузки дошкольники не все усваивают, поскольку не успевают как бы «расшифровать» экранное изображение, соотнести и увязать новую информацию с уже имеющимися у них знаниями. Как показывают исследования, оптимальное количество кадров, при условии, что они несут большую смысловую нагрузку, на одном занятии в старших группах равняется 12—15, в младших— 8—10. Превышение этих цифр ведет к снижению качества запоминания.

     В последнее время начали выпускаться комплексы экранных средств, в которые входят диафильмы и диапозитивная серия или несколько диафильмов. Одно средство хорошо дополняет другое, потому что они оба раскрывают одну тему, но разные ее аспекты. Примеры таких комплексов: диафильм «Пограничники» и диасерия «На страже Родины», диафильмы «Как ребята на почте побывали» и «О чем рассказало письмо», диафильм «Простые задачи на вычитание» и диасерия «Вычитание чисел» и др.

       Демонстрацию диафильмов и диапозитивов лучше проводить в середине занятия после небольшой вступительной беседы с детьми. Но можно организовывать показ и в начале занятия, если стоит задача заинтересовать детей, увлечь, нацелить их внимание на определенный объект или явление, о котором пойдет речь далее, и в конце занятия, когда педагог ставит перед воспитанниками задание запомнить увиденное, а в свободное время выполнить рисунок или составить рассказ на эту тему.

       В практике существует много педагогических приемов эффективного использования диафильмов и диапозитивов. Так, усвоение учебного материала происходит успешнее при условии правильного сочетания экранного изображения со словом воспитателя. Наиболее распространенными являются следующие формы сочетания:

чередование демонстрации с объяснением воспитателя;

объяснение по ходу демонстрации;

демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;

направляющая (установочная) беседа с детьми и последующая демонстрация.

       Как правило, диафильмы-экранизации по художественным произведениям для детей четырех-пяти лет построены так, что педагог демонстрирует кадры и выразительно читает авторский текст. Затем он задает детям вопросы и беседует по содержанию.

       Однако диафильмы, требующие от детей более напряженной мыслительной работы, лучше демонстрировать после чтения текста. По этому принципу строится ряд учебных диафильмов и диасерий для дошкольников:

       «Красная Шапочка», «Три медведя», «Еж и заяц», «Маша и Медведь», «Цыпленок и утенок» и др. Рассмотрим, например, одноименный диафильм по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово». Цель его — учить детей пересказывать содержание близко к тексту, воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к людям. В кадрах диафильма изображены различные ситуации, в которые попадает главный персонаж — Павлик, и поставлены вопросы, отвечая на которые дети фактически пересказывают авторский текст. Но сочетание изобразительного ряда со словесным построено таким образом, чтобы дети не только воспроизводили текст, но и выражали свое отношение к происходящему. Этому способствуют и выразительность рисунков, и формулировки вопросов («Как вы думаете?» «Справедливо ли?..» И т. п.). Заканчивается диафильм четырьмя кадрами, не имеющими, казалось бы, прямой связи с рассказом. В них показаны случаи из жизни детей: мальчик вырывает у девочки мяч; мальчик дарит девочке цветы; дети пускают кораблики в ручейке, у мальчика сломался кораблик, он огорчен; девочка починила кораблик и вернула товарищу. Радостный, он благодарит девочку. Эти кадры предваряет обращение к маленьким зрителям: «Ребята! Мы рассказали вам о Павлике. А теперь посмотрите на эти рисунки и скажите, о чем они. Не бывает ли и с вами так?»

       Воспитатель может предложить детям рассказать о том, что они увидели, сопоставить данные ситуации со случаями из их личного опыта, а затем дать свою оценку. В конце занятия он может также спросить у дошкольников, какие еще волшебные слова они знают, как называют человека, который в общении с другими людьми употребляет волшебные слова, как и чем отвечают люди на вежливое обращение (улыбкой, добрым отношением, хорошими поступками), как чувствуют себя люди, разговаривая с вежливым и внимательным человеком. Таким образом, используя этот диафильм на занятии по развитию речи, педагог может решать одновременно и задачи нравственного воспитания.

       Работа по содержанию диафильма после его просмотра может проводиться в разных формах. В практике употребляются такие, как описание детьми понравившихся кадров, эпизодов; составление вопросов к фрагментам или отдельным кадрам; краткое изложение сюжета и его «домысливание»; ответы на вопросы, поставленные в ходе демонстрации; рисование (по памяти) отдельных кадров. Выполнение ребенком перечисленных заданий способствует развитию памяти, воображения, формированию умения мыслить самостоятельно. Ведь прежде чем ответить на вопрос «Что тебе понравилось и почему?», ребенок как бы заново пропускает перед мысленным взором увиденное, восстанавливая его в памяти, сопоставляет, оценивает, выбирает.

       Повторный показ — один из наиболее ценных приемов использования диафильмов и диапозитивов во всех возрастных группах. При этом педагог должен учитывать возрастные возможности детей и их речевую подготовленность. Если в младших группах он может предложить детям пересказать сказку (рассказ) по зрительному ряду, описать понравившиеся кадры (эпизоды), то старшим дошкольникам целесообразно дать более сложные задания: проанализировать содержание и озаглавить фрагменты; придумать другую концовку фильма; сравнить литературный текст и экранизацию и др.

       Интересным и эффективным может быть такой прием, как составление детьми рассказов по отдельным (опорным) кадрам из диафильмов по знакомым детям литературным произведениям. Воспитатель показывает на экране фрагменты, а дошкольники вспоминают названия сказок, стихотворений, рассказов, описывают ситуации, в которые попадают герои.

       Применение диафильмов и диапозитивов имеет много общего с работой по настенным картинам. Однако проецирование на экран дает возможность получать световые картины больших размеров, а последовательный показ кадров позволяет раскрывать в динамике целые процессы и явления, что ведет к познанию ребенком не только внешних, наглядных свойств предметов и явлений, но и их внутренних существенных связей и отношений. Например, в процессе демонстрации диафильма «Как ребята на почте побывали» педагог обращает внимание детей на различия в условиях труда почтальонов, работающих в разных географических зонах, знакомит с разными транспортными средствами (в тундре—оленьи упряжки, аэросани; в горах—лошади; в тайге—вертолет и т. д.). Затем проводится беседа, в процессе которой дети отвечают на следующие вопросы: о чем вы узнали из фильма? Для чего нужна людям почта? Кто работает в почтовых отделениях? Какие машины помогают работникам почты и в чем? От кого зависит, чтобы письмо (посылка, телеграмма и др.) пришло по нужному адресу как можно скорее? Почему на эмблеме почты (на марке) нарисована молния? Как надо правильно писать адрес? Для чего нужен индекс? Почему люди уважительно относятся к труду почтальонов? Какие трудности приходится преодолевать почтальонам при доставке почты? Если бы вам предложили дополнить фильм, как бы вы закончили этот рассказ? В итоге у детей создается целостное представление о почте как службе связи и понимание обобщений следующего характера:

— почта связывает и объединяет людей, которые находятся на далеких расстояниях друг от друга;

— в почтовых отделениях работают люди разных профессий (специальностей), и все они связаны между собой общим делом;

— для доставки корреспонденции используются различные транспортные средства, они могут быть разными для каждой местности;

— любой труд в нашей стране нужен и почетен. Особенно эффективны учебные диафильмы и диасерии в тех случаях, когда нужно раскрыть перед детьми какие-то социальные явления в их взаимосвязи. Рассмотрим это на примере диафильма для старших дошкольников «О чем рассказало письмо». Цель диафильма — показать детям, как с помощью письма — одного из самых распространенных средств общения — можно рассказать другому человеку о своих мыслях, чувствах, впечатлениях; вызвать интерес к событиям, происходящим в родной стране (строительство новых городов, железнодорожных магистралей), уважение к людям труда, чувство симпатии к сверстникам и взрослым других национальностей, в частности к представителям народности Севера—хантам.

       В основе диафильма лежит небольшой сюжет о московской девочке Тане, которая вместе с родителями уезжает в Сибирь на большую стройку. Новый детский сад, новые друзья, строящийся город, незнакомые природа и условия жизни (тайга, олени, езда на собачьих упряжках) производят на Таню огромное впечатление. Ей хочется поделиться увиденным со своими друзьями, оставшимися в московском детском саду. Но как это сделать? И Таня просит маму помочь ей. Мама предлагает дочке нарисовать все, о чем она хотела бы рассказать. Мама пишет письмо, а девочка рисует. Условно ее рисунки можно озаглавить так: «На стройке», «Катание на собачьей упряжке», «Семья хантов в национальной одежде». Письмо мамы заканчивается словами: «Дорогие ребята! Посмотрите внимательно на Танины рисунки и расскажите, что на них нарисовано. До свидания». Запечатав рисунки и письмо в конверт, Таня с мамой опускают его в почтовый ящик. И письмо отправляется в дальний путь: аэросани доставляют почту в аэропорт, оттуда самолетом — в Москву и, наконец, почтальон приносит письмо в детский сад, где ребята с интересом знакомятся с ним, а затем обсуждают, что написать Тане в ответ.

       В структуре диафильма следует отметить некоторые композиционные особенности. Собственно, «Танины рисунки» повторяются в фильме дважды. При первом предъявлении они смонтированы в одном кадре, при повторном каждому рисунку посвящен отдельный кадр. Кадры не содержат текста, так как предназначены для самостоятельных ответов детей. Это дает педагогу возможность творчески построить работу с детьми, например предложить воспитанникам подробно рассказать о содержании рисунков (кадров), дополнить эти рассказы литературным материалом, впечатлениями из фильмов, телепередач, личного опыта и т. п.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/02/24/diaproektora.jpg?itok=BRNWZC8N

       Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности. При размещении технических средств, помимо педагогических требований, следует соблюдать требования научной организации труда, а также гигиенические и эстетические требования. При демонстрации диафильмов, кинофильмов и диапозитивов световой поток должен быть направлен в центр экрана. Необходимо помнить, что при переходе от демонстрации диафильма к демонстрации диапозитивов подставку следует приближать к экрану, соблюдая центровку проектора.

      В процессе подготовки к просмотру кино- и диафильмов, телепередач, прослушиванию звукозаписи воспитатель должен правильно разместить детей. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: его рост, состояние зрения, слуха, умение сосредоточиваться и т. п. Стулья устанавливают в 4—5 рядов. При расстоянии проектора от экрана 4—7 м (при площади экрана 1,2Х1,4 м) зрители первого ряда должны находиться не менее чем за 2 м от экрана.

      Следует подчеркнуть, что расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана воспитатель имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Эта в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном всю группу детей (25—30 человек).

       Размер изображения рассчитывается следующим образом: длина групповой комнаты делится на 5, например 8 м: 5 = 1,6 м; таким образом, ширина изображения должна составлять 1,6 м. Меньший размер затрудняет восприятие деталей, больший снижает яркость изображения, что приводит к напряжению зрения. Расстояние диапроектора и зрителей от экрана рекомендуется соблюдать согласно таблице 1.

       Таблица I

Расстояние диапроектора от экрана (а м)

Ширина экранного изображения

Расстояние 1-го ряда от экрана (в м)

Максимальное количество детей в рядах


 


(в м)


 


1-й ряд


2-й ряд


3-й ряд


4,0


1,2


2,4


8


10


12


3,5


1,0


2,1


7


9


11


3,0


0,9


1,8


6


8


10


2,5


0,75


1,5


6


7


9


2,0


0,6


1,2


4


6


8

       Психофизиологические особенности дошкольников — быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание, повышенная возбудимость — определяют высокие требования к организации занятий с применением экранных и звуковых средств, обусловливают неуклонное соблюдение гигиенических требований.

       Для сохранения у детей высокого уровня внимания и работоспособности особое значение имеет правильная продолжительность просмотра (прослушивания). Занятие необходимо планировать таким образом, чтобы применение технических средств не нарушало его общую длительность. Повторное включение проектора на занятии следует производить с интервалами в 5—7 мин. Время просмотра диафильмов и диапозитивов не должно превышать 15 мин. Просмотр кинофильмов и телепередач может быть продолжительнее—от 15 до 20 мин. - и в значительной степени определяется их характером. Например, просмотр познавательного кинофильма, построенного на развлекательном материале, не вызывает большого утомления и может быть длительным.

       При использовании радио- и звукозаписи заданный ритм работы приводит к более значительному утомлению детей, поэтому длительность прослушивания на одном занятии допустима в пределах 12—15 мин. Отсутствие зрительного ряда требует тщательного подхода к тексту записей и радиопередач. Значительно повышает уровень внимания детей умело подобранный к записи материал, дающий зрительное подкрепление (картины, портреты, фотографии, кадры из фильмов и др.).

       Используя экранные средства, крайне важно соблюдать воздушный режим. При затемнении окон шторами повышается температура воздуха и увеличивается его влажность, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо обеспечивать эффективное проветривание помещения перед началом занятия и после его окончания.

     Практика показывает, что при однообразной и монотонной деятельности ребенок быстро устает. Поэтому, планируя применение технических средств, педагог обязан тщательно продумывать структуру занятия, находить ему правильное место в системе других занятий так, чтобы нагрузка равномерно распределялась на разные анализаторы.

       

 



Предварительный просмотр:

Педагогическая технология

«Составление диафильмов с дошкольниками»

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования стандарта к результатам освоения программы представле-ны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завер-шения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из акту-альных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные пе-дагогические технологии.

Домашние кинотеатры, телевизоры, DVD-проигрыватели, компьютер-ные игры уже давно стали любимцами наших детей. Подрастающее поко-ление начинает приобщаться к миру, в котором живет, сразу с просмотра передач и фильмов по телевизору. Современным родителям проще купить DVD-диск с мультиками по мотивам знаменитых сказок или же скачать фильм из Интернета, нежели прочитать книгу или посвятить вечер просмотру диафильмов вместе со своими детьми.

Диафильм – разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами, ко-торая использовалась в образовательных и воспитательных целях до конца XX века, когда была вытеснена фильмами на видеокассетах, а позднее на DVD. Это позитивная фотопленка, кадры которой тематически связаны друг с другом и представляют собой последовательную иллюстрацию. Значительное число диафильмов, главным образом цветных, выпускалось для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста [2].

Технология составления диафильмов «…развивает умение детей анали-

зировать текст, определяя его смысловые части; способствует освоению структуры повествовательного рассказа; совершенствует умение самостоя-тельно пересказывать текст, используя модуль; воспитывает у детей интерес к составлению диафильмов и желание озвучивать их» [3].

Перед началом работы над диафильмом педагог в течение недели объ-ясняет слова-термины: диафильм, монтаж, кадр, сценарий, иллюстратор, монтажёр, сценарист, субтитр. Дети дома вместе с родителями подбирают к терминам картинки или делают зарисовки, чтобы закрепить новые для них понятия. Составление данного продукта может проходить как коллективно, так и индивидуально с каждым ребенком. После прослушивания и обсуждения детского произведения дошкольникам предлагается нарисовать понравившийся эпизод. Воспитатель заботится о том, чтобы содержание рисунков было разнообразным и отражало основное содержание фильма. Детям очень нравится совместная деятельность с воспитателем. Из выполненных рисунков при помощи скотча составляется диафильм. При этом дошкольники самостоятельно вспоминают последовательность сюжета, определяют его ключевые моменты, подбирают подходящие рисунки. При составлении последовательных слайдов важно, чтобы все детские рисунки нашли свое место. Далее происходит озвучивание будущего фильма. Составленный диафильм может стать элементом развивающей среды и использоваться для упражнения в пересказе.

В дальнейшем детям предлагается более сложный вариант составления

диафильма − сочинить собственную сказку и по ней составить свой фильм. Они уже становятся авторами своего произведения, художниками и режис-серами. Конечно, придуманную историю желательно записать на диктофон, чтобы не забыть детали сюжета. Дошкольники самостоятельно определяют количество кадров, устанавливают их последовательность, распределяют между собой сюжеты для изображения. Это развивает коммуникативные умения детей, активизирует формы полилогической речи, воспитывает самостоятельность, умение сделать выбор, ответственность за качество выполнения части общей работы.

Составление диафильма в индивидуальной форме является для детей более сложным элементом. Каждому ребенку выдается вертикальная полоска бумаги: «лента диафильма», разделенная на пять частей – «кадров» –в соответствии со структурой повествования. Ему предлагается нарисовать свой рисунок по знакомой сказке или прочитанному рассказу. Для создания слайдофильма ребенок может воспользоваться фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, поэтому рисунки получаются индивидуальными и разнообразными по содержанию и форме исполнения, хотя могут отражать один и тот же сюжет [1].

При этом предлагается ребенку сначала изобразить первый и сразу же последний кадры диафильма, а затем заполнить середину ленты, распределив содержание по кадрам. Дошкольник с большим удовольствием самостоятельно работает над содержанием, логикой сюжета своего сочинения и формой его исполнения. Он сам выбирает пленку нужной длины, делит ее на кадры и приступает к работе: придумывает название, вспоминает сюжет, отображает его на «кадрах». Задача воспитателя – поддержать инициативу ребенка! Затем каждый дошкольник скручивает свой диафильм в рулон, кладет в общую коробку и при желании может достать и озвучить его.               Результатом проделанной работы становится фестиваль «Диафильм года», который проводится в группе. Дети смотрят и находят самые яркие, интересные и красочные по исполнению диафильмы, а затем авторы озву-чивают их.

Все диафильмы пополняют общую фильмотеку группы. Озвучивание слайдофильмов может стать традиционным компонентом педагогического процесса и еженедельно (вечером) использоваться для упражнения детей в речевых формах в условиях предметно-пространственной развивающей среды. Такая деятельность будет постепенно способствовать развитию у воспитанников умений выразительно рассказывать (пересказывать) ли-тературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности; давать краткую характеристику героям произведения; находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Во время работы дети раскрываются, становятся непосредственными, ак-тивными, смелыми, коммуникативными и не стесняются в общении с взрослыми и друг другом.

Литература

1. Акулова, О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, О.В. Солнцева: науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 176 с.

2. Кошелев, А.С. Любительская фотокиноаппаратура / А.С. Кошелев. – М.: Искусство, 1976. − 192 с.

3. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / О.Н. Сомкова; науч. ред.А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 208 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»

Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...

«Из прошлого в современность…» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ Ф.ФРЁБЕЛЯ в работе с детьми с ОВЗ

В статье описаны основные принципы педагогики Фридриха Фребеля и раскрывается авторское видение на возможные пути их использования в наше время....

Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома....

Методика использования диафильмов с детьми дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из...

Методика использования радиопередач в работе с детьми дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

     О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности.       У мелкой моторики есть очень важная ос...