Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
консультация (старшая группа)
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация познавательно-исследовательской деятельности | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Выполнила:
Буйновская Д.В,
Воспитатель
О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
о камне и пушинке,
о ракете и травинке
Правдивые истории,
веселые, пытливые
Про опыты начальные
И про умы пытливые
Про важные события
Про главные открытия!
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к
результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребѐнок задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Цель моей педагогической работы: - Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Для решения данной цели поставлены следующие задачи: которые вы видите на экране.
- Развивать познавательно- поисковую деятельность детей;
- Формировать у детей способность к исследовательскому типу мышления: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать простые выводы;
- Приобретать опыт самостоятельного исследования, умение пользоваться материалом при проведении экспериментов;
- Развивать наблюдательность, инициативу, самостоятельность, коммуникативность.
Предполагаемые результаты:
- Расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.
- Увеличение объёма памяти ребёнка, активизация его мыслительных процессов, сравнения и классификации.
- Увеличение познавательной и речевой активности воспитанников, любознательности.
В своей познавательно-исследовательской деятельности с детьми я использую следующие формы, методы и приемы. Они представлены на экране.
Содержание познавательно–исследовательской деятельности строится из четырех блоков педагогического процесса:
- Непосредственно-организованная деятельность с детьми
(плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного
развития у детей исследовательских способностей, разработан
перспективный план опытов и экспериментов.
- Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности .
- Самостоятельная деятельность детей ( работа в лаборатории).
- Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах)
Для пробуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода самореализации.
Для реализации всего объема работы мной была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:
В нашей группе была создана и оборудована мини-лаборатория « В мире открытий»,
В нашей мини-лаборатории выделены следующие зоны:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
а также уголок экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Разработаны различные картотеки: опытов, экспериментов, фокусов, бесед, наблюдений ит.д.
Мы провели с детьми и родителями очень большую работу по созданию коллекций.
В нашей группе находится уголок «Знайка», что позволяет нашим
воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях
дети могут самостоятельно рассмотреть интересующую их книгу, иллюстрации , фото окружающего мира.
Разработаны правила поведения в лаборатории. Прежде, чем приступить к опыту или эксперименту мы повторяем правила.
Так же мы с ребятами используем карточки – помощники в исследовательской деятельности
Разработаны и оформлены :
Серия картинок «Расскажи – кА»
Схемы о временах года
Опорные схемы при проведении опытов
В своей работе я ориентируюсь на следующее распределение познавательно-исследовательской деятельности:
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Мы изучаем и исследуем
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация познавательно-исследовательской деятельности».
Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в форме познавательно-исследовательской деятельности...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...
Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...
Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации
Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...