Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
консультация (старшая группа)

Буйновская Диана Васильевна

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

                                                        Выполнила:

Буйновская Д.В,

                                                          Воспитатель

О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
о камне и пушинке,
о ракете и травинке
Правдивые истории,
веселые, пытливые
Про опыты начальные
И про умы пытливые
Про важные события
Про главные открытия!

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к

результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребѐнок задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое   главное  самовыражаться.

Цель моей педагогической работы:  - Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для решения данной цели  поставлены следующие задачи: которые вы видите на экране.

  • Развивать познавательно- поисковую деятельность детей;
  • Формировать у детей способность к исследовательскому типу мышления: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать простые выводы;
  •  Приобретать опыт самостоятельного исследования, умение пользоваться материалом при проведении экспериментов;
  •  Развивать наблюдательность, инициативу, самостоятельность, коммуникативность.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.
  • Увеличение объёма памяти ребёнка, активизация его мыслительных  процессов, сравнения и классификации.
  • Увеличение познавательной  и речевой активности воспитанников, любознательности.

В своей   познавательно-исследовательской деятельности с детьми  я использую  следующие  формы, методы и приемы. Они представлены на экране.

Содержание  познавательно–исследовательской  деятельности строится из четырех блоков  педагогического процесса:

  • Непосредственно-организованная деятельность с детьми

(плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного

развития у детей исследовательских способностей, разработан

перспективный план опытов и экспериментов.

  • Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности .

  • Самостоятельная деятельность детей  ( работа в лаборатории).
  • Совместная работа с родителями  (участие в различных исследовательских проектах)

Для пробуждения детей к исследовательской  деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе.  Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода самореализации.

Для реализации всего объема работы мной была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов  воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:

В  нашей  группе  была создана и оборудована   мини-лаборатория  « В мире открытий»,

В нашей  мини-лаборатории   выделены следующие зоны:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.

а также уголок  экспериментирования, который  постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Разработаны различные картотеки: опытов, экспериментов, фокусов, бесед, наблюдений ит.д.

Мы провели  с детьми и родителями очень большую работу по созданию коллекций.

В нашей группе находится уголок «Знайка»,  что позволяет нашим

воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях

  дети могут самостоятельно рассмотреть интересующую их книгу, иллюстрации , фото окружающего  мира.

Разработаны правила поведения в лаборатории. Прежде, чем приступить к  опыту или эксперименту мы повторяем правила.

Так же мы с ребятами используем карточки – помощники в исследовательской деятельности

Разработаны и оформлены :

Серия картинок «Расскажи – кА»

Схемы о временах года

Опорные схемы при проведении опытов

В своей работе я ориентируюсь на следующее распределение познавательно-исследовательской  деятельности:

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа:  воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек:  функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Мы изучаем и исследуем

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводятся  как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация познавательно-исследовательской деятельности».

Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста  в форме познавательно-исследовательской деятельности...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Творческая разработка

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольниковТворческая разработка...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в эт...

Формы организации познавательно – исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...