Организация работы с семьей в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Аникина Оксана Валерьевна

Консультация для педагогов в  работе по нравственно- патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patr.vosp-rabota_s_rodit.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики

 Выступление на семинар на тему

 «Организация работы с семьей

в системе нравственно-патриотического воспитания

 детей дошкольного возраста».

 

                                                                         

                                                                                    Выполнила  :

                                                                                    Аникина Оксана Валерьевна,                

                                                                                    воспитатель

                                                                                    младшей группы

ноябрь

2021 г.

Содержание:

  1. Патриотическое воспитание ребенка.
  2. Задачи   по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  3. Формы работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию.
  4. Заключение.

 

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                             С. Михалков.

1.Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

 

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.    Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

 Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.  И  по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению  семейных связей.

 «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. Только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?

 

• Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств

• Изучение и распространение передового опыта семейного  воспитания и обучения детей

• Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей

3. Формы работы с родителями.

   Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать как традиционные , так и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

 Традиционные формы работы  родителями:

- Проведение (групповых, индивидуальных) собраний;

- Беседы с родителями;

 - Тематические консультации;

 - Совместные досуги, праздники;

  - Анкетирование, тестирование;

- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

 - Организация «уголков для родителей»;

  - Дни открытых дверей.

- привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по нравственно- патриотическому воспитанию;

- совместная работа по благоустройству группы и участка;

- проведение детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца, конкурсы семейных стенных газет, фотогазет, поделок, рисунков.

 Нетрадиционные формы работы :

 Такие праздники как «Осенины, «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях», приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа.

 - организация выставок поделок - «Богатыри – защитники русской земли», выставки декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», фотовыставок «Помощники бабушки и дедушки»,  »Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя», «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я – счастливые мгновения»,»Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.

- совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»

- привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно - патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны. создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.)

- рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;

- КВН, викторины.

- издание информационных стендов («Широкая Масленица», «Прилет птиц», «Семейный герб», «Мастерим вместе с папой» и др. ,

- поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города ,экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей,подбор материала из газет, содержащих необходимые исторические факты из окружающей действительности).

«Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания

- выпуск газеты, рубрики «Тайна моего имени», «Древо рода моей семьи».

- музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях», «Песни о Родине», «Широка страна моя родная»,

- совместные спортивные соревнования «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья»,

 - организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д)

  Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму проведение семейных походов, экскурсий в различные развивающие центры, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города», «Где трудятся мои родители»,

- практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол», «Георгиевская ленточка», «Весенние цветы»;

- участие в создание мини-музея в ДОУ, группы. - «Игрушки наших прабабушек», «Деревянная игрушка», «Хлеб –чудо всей земли», «Чудо ложка», «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Мой любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»

Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием .

- Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»

-устные журналы  . Журнал состоит из 3—6 страниц.  Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

 

Алексей  Александрович Майер, Ольга Ивановна Давыдова, Нина Владимировна Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» (Пособие для педагогов, родителей, студентов., а также всем, кто интересуется вопросами дошкольной педагогики.    В пособии систематизированы и обобщены идеи вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями: "от семьи, с семьей, для семьи", где ведущими субъектами взаимодействия с педагогами становятся сами родители)      указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье.

 А именно:

- рост образования родителей;

- повышение материального достатка молодых семей;

- мобильность современных родителей;

- повышение коэффициента детско-родительского общения;

- доступность информации и др.

В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка. В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Исследователи считают, что применение ИКТ в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию дошкольников. Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Например, на родительском собрании можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио - фрагменты детских высказываний, фрагменты занятий с детьми.

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые для родителей, стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки.

 .

4. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и родителей.  

В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников :

- возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличится  посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;

- установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;

- обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;

- изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Список используемой литературы:

  1. Международный образовательный портал – maam.ru
  2. Образовательная сеть работников образования «Наша сеть» - ns.portal.ru.
  3. Инфоурок – ведущий образовательный портал России – infourok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста

    В современном обществе, где происходят постоянные изменения, важным вопросом в работе с подрастающим поколением является нравственно патриотическое воспитание дошкольников. В...

Организация работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Консультация «Организация работы с семьей в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПОМОЖЕТ В РАБОТЕ КАК ПЕДПГОГУ ДОШКОЛЬНОШО УЧРЕЖДЕНИЯ, ТАК И РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....

Использование регионального компонента в системе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достиже...