Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста «Маленькие исследователи»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Марина Ивановна Орехова

развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_malenkie_issledovateli.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: опытно – экспериментальный.

Продолжительность проекта:  сентябрь - апрель.

Участники проекта: педагог, дети второй группы раннего возраста, родители.

Детская любознательность,

Если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Н. С. Лейтес

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Цель проекта:

развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи проекта:

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Развивать понимание взаимосвязей в природе.

- Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

Ожидаемые результаты:

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

• Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

• Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

• Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – основной;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

- Составление плана реализации проекта;

- Изучение методической литературы;

-Проведение первичного мониторинга;

- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами;

- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы;

-Проведение анкетирования родителей.

 Основной этап:

-Проведение опытов  и экспериментов с детьми (Приложение №1);

-Родительское собрание по данной теме;

Заключительный этап:

-Самоанализ проделанной работы;

-Мониторинг;

-Презентация проекта на родительском собрании.

Работа с родителями.

- Консультации для родителей:

 «Опытно – экспериментальная деятельность детей дома»,

 «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребенка - дошкольника»

- Папка - ширма «Гуляем и наблюдаем»

- Рубрика «А знаете ли вы…Интересные факты».

-Привлечение родителей к пополнению оборудования для опытно-экспериментальной деятельности

Литература:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.

2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина, О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с.

Приложение №1.

Перспективный план работы по проекту «Маленькие исследователи» во второй группе раннего возраста

Сентябрь

1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

2. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент

Цель: Развитие слухового внимания.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Октябрь

1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

2. «Снег. Какой он?». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения.

Ноябрь

1. «Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

2. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Декабрь

1. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде). Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

2. «Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи: Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов.

Январь

1. «Что в пакете?». Эксперимент

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи: Формировать умение детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.

2. «Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Формировать умение детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Вызвать чувство радости и удивления.

Февраль

1. «Рябь на воде». Экспериментирование

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

2. «Игры с губкой». Эксперимент

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи: Познакомить со свойствами губки. Формировать умение набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Март

1. «Воздух под водой». Эксперимент

Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Задачи: Развивать дыхательный аппарат.

2. «Тень». Опыт

Цель: познакомить детей со свойством солнечного света.

Задачи: Развивать смекалку, любознательность. Вызвать чувство радости и удивления.

Апрель

1. «Знакомство детей с разноцветной водой». Опыт

Цель: познакомить со свойством воды – принимать любой цвет.

Задачи: Продолжать знакомить детей с таким свойством воды как окрашивание. Поднятие эмоционального настроения у детей.

2. «Ветер по морю гуляет». Опыт

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи: Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Поднятие эмоционального настроения у детей.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

во второй группе раннего возраста

«Маленькие исследователи»

https://mesherikova-ds26satka.educhel.ru/uploads/30600/30551/section/396762/.thumbs/90dc708d931e4e7652ab915716a19db7_800x600.jpg?1550143049295

Составила воспитатель

второй группы раннего возраста

Орехова Марина Ивановна

2019г, с.Нарышкино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ПДД во второй группе раннего возраста «Маленькие водители»

Жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками доро...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группе раннего возраста "Маленькие чистюли"

Цель: формирование у детей 1,5-2 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста "Маленькие исследователи"

В данном материале представлен паспорт долгосочного проекта, расчитанного на учебный год, по опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй группы раннего возраста.В материале также присутствуе...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста на тему «В гости к Пете - петушку»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста на тему "В гости к Пете- петушку".Цель - познакомить детей с основными свойствами воды....