ИКТ-компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений.
статья
Базовая компьютерная грамотность помогает в решении многих повседневных задач и необходима педагогам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ-компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная грамотность помогает в решении многих повседневных задач и необходима людям любой профессии. В современных условиях к воспитателям детских садов предъявляются новые, повышенные требования, направленные на решение главной задачи ДОУ – всестороннее формирование детской личности. В последние годы приоритетным направлением российского образования стала реализация Стратегии развития информационного общества. Преобразования направлены на повсеместное внедрение ИТ в дошкольное воспитание, хотя еще недавно использование компьютера в ДОУ можно было назвать точечным опытом.
В связи с тем, что информационная культура неразрывно связана с общепедагогической культурой, с внедрением ИТ повышаются требования к профессиональному мастерству педагогов. Приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», введенный в 2014 году, а также профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544, определили новые требования к деятельности педагогов ДОУ. Названные документы декларируют ИКТ-компетентность педагогов как характеристику его профессиональных знаний и умений. Педагоги, которые владеют информационными технологиями, чувствуют себя более комфортно в современных социально-экономических реалиях, а детские сады могут функционировать и развиваться как открытые образовательные системы.
Но ИКТ-компетентность педагогов ДОУ не ограничивается только умением работать на компьютере. Помимо этого, им необходимо уметь пользоваться мультимедиа технологиями, разрабатывать собственные образовательные ресурсы и обеспечивать их применение на практике. Однако, педагоги должны помнить, что современные технологии следует сочетать с традиционными методами воспитания ребенка и результативным взаимодействием с его родителями. Только в этом случае будет сохранен целостный и уникальный характер дошкольного воспитания.
На практике у педагогов, имеющих различный уровень ИКТ-компетентности, отсутствуют необходимые знания в области информационных технологий, поэтому у них возникают трудности в работе с компьютерным оборудованием.
В зависимости от степени понимания значения информационных технологий в процессе повышения педагогического мастерства, а также мотивации использования указанных технологий в воспитательном процессе, можно выделить следующие категории педагогов:
1 категория (нулевые навыки работы на компьютере при полном отсутствии мотивации): если педагогам, применяющим традиционные формы воспитания, удается достичь высокого качества обучения, то внедрение ИТ в их деятельность является нецелесообразным.
2 категория (компьютерная грамотность – базовая, уровень мотивации – низкий): современные технологии отличаются разнообразием и постоянно совершенствуются, поэтому на их применение тратится много времени. Педагоги, предпочитающие традиционные методы обучения, черпают необходимую информацию из библиотек, поскольку могут растеряться при поиске сведений из альтернативных источников.
3 категория (нулевые навыки работы на компьютере при высоком уровне мотивации): осваивая современные технологии, воспитатели ДОУ реализуют индивидуальные методы преподавательской деятельности и достигают значительных успехов, однако, они слабо представляют, каким образом использовать ИТ на практике.
4 категория (компьютерная грамотность – базовая, уровень мотивации – высокий): в данном случае следует развивать информационную культуру воспитателя, так как от степени ИКТ-компетентности зависит качество его работы
С учетом этого, важнейшей целью на сегодняшний день является повышение компьютерной грамотности воспитателей ДОУ, внедрение в их работу электронных баз данных, ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет. Эта цель достигается путем организации непрерывного образования педагогических работников, направленного на внедрение ИТ в воспитательно-образовательной процесс.
Применяя информационные технологии, воспитатели ДОУ экономят время при разработке вспомогательных обучающих материалов, уделяют большее время их презентабельному оформлению, тем самым повышают свой профессиональный уровень. Значительную роль в образовательном процессе играет Интернет: педагоги могут применять в своей работе браузеры, поисковые ресурсы, почтовые сервисы, участвовать в вебинарах, интернет-конкурсах, разрабатывать сайты, создавать собственные проекты и размещать их в открытом доступе, практиковать виртуальные коммуникации. В Интернете создаются сетевые педагогические сообщества, в которых можно не только искать нужные материалы, но и размещать свои разработки, общаться с другими пользователями и обмениваться с ними педагогическим опытом. Педагогам необходимо регулярно повышать свой профессиональный уровень, в том числе путем применения дистанционных технологий. В процессе поиска курсов следует остановить выбор на тех учебных заведениях, у которых есть соответствующая лицензия. Дистанционное обучение имеет множество плюсов: занимаясь через Интернет, педагоги могут самостоятельно распоряжаться временем, обращаться к большому количеству учебной литературы, общаться с другими обучающимися и преподавателями в режиме онлайн. Кроме того, дистанционное обучение предоставляет всем желающим равные возможности для получения образования.
Сегодня разработано множество цифровых учебных пособий, которые посвящены вопросам воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, при этом электронная база педагогической литературы постоянно пополняется новыми учебными материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...
Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений
Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...
Презентация "Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"
Презентация " Стандартизация образования: повышение компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в использовании игровых технологий"...