Картотека игр с использованием ТРИЗ
картотека (старшая, подготовительная группа)

Фердерер Ирина Александровна

«Шкатулка со сказками»

Цель: развитие речи, мышления, воображения, обогащение словарного запаса.

Понадобится коробочка с 8-10 предметами.

Воспитатель предлагает вынимать произвольно предметы из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях

придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

«Маятник»

Цель: выделение противоречивых свойства объекта.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно.

«Пинг – понг»

Цель: развитие умения подбирать слова - антонимы.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить.

«Перевертыш»

Цель: развитие умения объяснять любое событие с точки зрения «хорошо – плохо».

Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения.

«Что лишнее?»

Цель: упражнение детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.

Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.

«Робинзон Крузо»

Цель: выявление ресурсов объекта, придумывание способов использования ресурсов в проблемных ситуациях.

Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого - либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда, необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т. д.

«Учимся у сказки»

Цель: обучение формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами.

Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.

«Что будет, если…»

Цель: развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомство со свойствами предметов, окружающим миром.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с

водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

«Цепочка»

Цель: развитие умения выделять признаки объектов, развитие мышления, речи детей.

Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.

«Угадай по описанию»

Цель: развитие умения по описанию определять объект, развитие

воображения, мышления, речи.

Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей. Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь.

Например: ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой формы, зелёного цвета и т. д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.

«На что похоже»

Цель: выделение общих свойств предметов.

Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам:

по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и

будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

«Волшебные картинки»

Цель: развитие воображения, мышления, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ведущий: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

«Сказка наизнанку»

Цель: развитие воображения, речи.

Это один из вариантов игры в " перевирании" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.

Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов:

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха.

«В теремок»

Цель: развитие умения сравнивать, находить схожие признаки у предметов.

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитара и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.

Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.

«Хорошо-плохо»

Цель: выделение в предметах и объектах окружающего мира положительных и отрицательных сторон.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

«Чем был - чем стал»

Цель: установление причинно-следственных связей.

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

«Фантазия»

Цель: развитие умения находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ведущий: Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики и т. д.

«Да – нет- ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

«Где живет (работает?»

Цель: определение места обитания объекта, поиск объектов, выполняющих те же самые функции.

Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

«Назови часть предмета»

Цель: развитие умения «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

-ДОМ.

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)

«Гирлянда»

Цель: развитие умения строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

- Зеленая кто (что?

Ребенок отвечает: - Трава.

- Трава что делает? (растет)

- Растет что (кто? (ребенок)

- Ребенок какой? (веселый)

- Веселый кто бывает? (клоун)

- Клоун что делает? (смеется)

«Четвертый лишний»

Цель: обучение видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).

«Уменьшаем и увеличиваем»

Цель: обогащение словарного запаса, образование существительных при помощи суффиксов: — ок, — чик, — чек, -ище.

Ведущий: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.

Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.

То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.

Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр с использованием ТРИЗ-технологии

материал оформлен в виде отдельных карточек, которые используются каак на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях...

Методическая разработка" Картотека игр с использованием ТРИЗ технологии для музыкальных руководителей

Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-р...

Картотека игр с использованием ТРИЗ- технологии

Картотека игрс использованием ТРИЗ- технологии...

КАРТОТЕКА ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

КАРТОТЕКА ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ...

Картотека игр с использованием ТРИЗ- технологии

Картотека игрс использованием ТРИЗ- технологии...

Картотека игр с использованием ТРИЗ- технологии

Картотека игрс использованием ТРИЗ- технологии...