Мастер – класс для воспитателей на тему «Применение народных игр при организации детско – родительских досугов»
учебно-методический материал

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.   Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Предлагаю несколько народных игр, которые можно включить в сценарий досугов и развлечений с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Мастер – класс на тему

«Применение народных игр при организации детско – родительских досугов»

   Участников мастер – класса приглашают занять свои места.

   Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Семченко Ульяна Николаевна – инструктор по физической культуре МБДОУ « Детский сад  № 15 »                  г. Мценска. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм.

           Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.   Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

      В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались  игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

   Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

          Педагоги  нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но  и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.

          Играя с детьми в русские народные игры мы добились следующих результатов: у детей   возрос  интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности.  Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось  умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.

   Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе.

   Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.  По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

   

Игра первая

Редя (Хороводная игра)

   Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:

«Редя, редя, кто тебя сажал?»

Поливанова жена при дорожке жила,

Редю саживала, огораживала,

От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

   Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки»: «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили репку!».

  

Игра вторая

«Золотые ворота»

   Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

   Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к  «солнцу», а кто к – «луне».

   Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

 

Игра  третья

«Дедушка Водяной»

Водяной выбирается по считалке:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду детей считать –

Водяного выбирать.

Раз, два, три –

Водяным будешь ты!

   Дети становятся в круг. «Водяной» – в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу со словами:

Дедушка Водяной!

Что сидишь ты под водой.

Выйди, выйди, хоть на час,

Угадай кого из нас!

   После этих слов «Водяной» на ощупь определяет ребенка, стоящего перед ним.  Угаданный ребенок становится «Водяным».

Подвижные русские народные игры

   Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.

   Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.

Игра четвёртая

  «Баба снежная»

По считалке выбирается «Снежная баба»:

Бабу снежную лепили.

Во дворе поставили.

Поиграть мы с ней решили,

И водить заставили.

Раз, два, три, «Баба снежная», води!

«Баба снежная» становится в отведенное место.

Дети крадутся к ней, напевая (на мотив «Ах вы, сени, мои сени…) слова:

Баба снежная сидит,

Утром дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет!

(Если роль ведущего выпала на мальчика, то называем его «Дед снежный».)

   После этих слов ведущий «замораживает» детей. Тех, кого он заморозил, остаются на месте. После окончания игры, подсчитываются пойманные дети.

Игра пятая

«Барашеньки - крутороженьки»

Дети становятся в круг. Идут по кругу, проговаривая слова:

Барашеньки – крутороженьки

По лесам ходили,

По лугам бродили,

На скрипочке играли,

Ваню потешали:                      (Делают движения по тексту.)

 - Ваня, Ваня – простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом – наперед

И поехал в огород!                 (Дети дразнят Ваню.)

   После этих слов. Дети разбегаются, а «Ваня» их ловит. (Если девочка – ведущая, то называем ее «Маня».)

Игра шестая

«Царь – государь»

   Дети становятся в круг. «Царь – государь» стоит за кругом. Дети идут по кругу, приговаривая:

Ой, ты, царь – государь,

Варена картошка!

Не догонишь, не поймаешь,

Мы тебе не кошка!

   На последних словах  «царь – государь» дотрагивается до двух участников, стоящих рядом. Они разбегаются в разные стороны. Один из них должен занять место в кругу. Он становится  ведущим. Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры. Игра повторяется, пока не останется три игрока.

(Записано со слов жителей села Колесняки Вейделевского района.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» г. Мценска

                                  Мастер – класс на тему

«Применение народных игр

 при организации

детско – родительских досугов»

Инструктор по физической культуре: Семченко У.Н.

Мценск  2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для воспитателей на тему: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель: распространение опыта по и...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Применение проблемных ситуаций как инструмент творческого мышления у дошкольников при помощи сюжетно-ролевых игр»

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.Задачи: Совершенствовать профессиональное мастерство педагого...

Опыт работы по организации детско-родительского досуга

В материале представлен опыт работы по отганизации нетрадиционной формы детско-взрослого досуга "Ярмарка"...

Мастер-класс для воспитателей на тему "Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ"

Мастер-класс проводится с целью оказания практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО....