Статья
статья

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ЦЕЛЬЮ ИХ РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

(организованной и проводимой на базе ГБОУ ВО СГПИ в гор. Буденновске)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ЦЕЛЬЮ ИХ РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Есюнина Е.С. воспитатель МБДОУ д/с №8 «Звездочка»

«Игра не пустая забава.

Она необходима для счастья детей,

 для их здоровья и правильного развития».

 Д.В.Менджерицкая

Большое значение в организации сюжетно-ролевой игры для детей с особенностями психофизического развития имеет педагог, так как он выбирает сюжет, ее содержание, определяет организационный компонент. Предложив игровой сюжет, педагог старается предусматривать такое поведение детей с особенностями психофизического развития, которое может обеспечить усвоение новых ЗУН и нравственных правил поведения. Дети, действуют в воображаемой ситуации, решают игровые задачи в пределах задуманного сюжета, незаметно для себя могут усвоить заложенный в них учебный материал. научившись играть у старших в сюжетно-ролевые игры, дети играют в них сами, повторив или творчески изменив их содержание, но сохранив при этом творческую основу и условия игры. Важный характер носит игра, которую дети создали сами, воспроизведя в ней то, что им близко и интересно (действия человека с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей  друг к  другу, их отдых, развлечения и в содержание ярких событий. В сюжетно-ролевых играх игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность), как правило, определяется играющими, без заданных программ поведения детей и открытых правил[1].  Действия ребенка в этой ситуации и ее осмысление будут выступать на первый план.

Отобразив в игре свои жизненные впечатления, дети закрепляют, уточняют и расширяют знания об окружающем мире. Совершенствуя воображаемую ситуацию,  и  постепенно переходя от  игры с предметами к играм внутреннего, умственного плана, осуществляется  переход от  индивидуальных игр к коллективным. Наступает  новый уровень осмысления действительности, расширяются  творческие способности детей.

В коррекционной работе обучения сюжетно-ролевой игры дошкольников с особенностями психофизического развития нужна помощь педагога. Педагог выбирает рациональное содержание игры, а также методы и приемы, обеспечивающие смену видов деятельности детей в игровом процессе. Все это может помочь педагогу при обучении детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре.

Можно выделить такие особенности сюжетно-ролевых игр дошкольников с особенностями психофизического развития :

- Слабое провождение самостоятельной игры речью;

- Стихийный характер действий с игрушками;

- Слабая речевая активность во время совместной игры;

- Низкая способность согласовывания действий с другими детьми;

- Слабый уровень проявления творчества в игре.

Все это определяет необходимость и большое значение коррекционно-педагогической работы по обучению детей с особенностями психофизического развития сюжетно-ролевой игре

Появление сюжетно-ролевой игры связано с такими условиями как:

- Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

- Накопление предметных игровых действий;

- Наличие игрушек, частота общения со взрослыми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит соблюдены следения следующих условий:

- Систематичность поведения ребенка;

- Распределение упражнений в порядке возрастающей сложности;

- Подчиненность заданий выбранной цели;

- Чередование и вариативность упражнений;

- Воспитание внимания речи;

К факторам,  препятствующим полноценному формированию игровой деятельности, относят следующие пункты:

- Воспитание в условиях социальной деривации;

- Несформированность навыков игры, обусловленная психическим недоразвитием;

- Отставание в развитии речи.

Существуют следующие особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с особенностями психофизического развития:

- Игра малоинтересна ребенку;

- Игра  носит непродолжительный характер;

- В процессе игры эти ребята играют с игрушками молча, лишь редко произнося слова, которые обозначают названия каких-либо предметов и действий.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру основным видом деятельности в  детской жизни, развивать ее в нужном направлении, а также воспитывать в ней детей , открыть  малышам разнообразие мира игры.

Педагог должен уметь организовывать такие сюжетные игры, в которых каждый малыш сможет удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности, а также вступить в контакт со сверстниками.

Для того чтобы дать ребенку возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять делать то, что он не хочет.

Совершенно неприемлемы со стороны взрослых принуждения, навязывание тем, игровых ролей, форм игры (как  индивидуальной, так и совместной). У ребенка не должно возникать чувство, что в дошкольном учреждении «надо играть, как велят, а не как хочешь».

нужно  много общаться с ребенком, следить за его поведением и предлагать разные варианты взаимодействия. В этом  главный помощник  педагога – игра.

Игра – это особенная форма усвоения ребенком окружающей его действительности во всем разнообразии форм взаимодействия между людьми путем их моделирования и интерпретации. Игра является основным видом детской деятельности, который оказывает разностороннее влияние на психику  ребенка. В ходе игры дети приобретают новые навыки, умения, знания, ознакамливаются с полнотой окружающего мира, усваивают правила человеческого общения. Игра является  средством развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи, способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Игровая деятельность детей с особенностями психофизического развития своеобразна. Исследования показывают, что у таких детей игровая деятельность обычно самостоятельно не формируется. На первом этапе у них нет замысла игры. Дети играют с игрушками, не проявляя интереса, не умеют воссоздавать несложный знакомый жизненный сюжет. Важной  задачей педагогов является обучение детей игре.

Ведь  в процессе игры происходит развитие эмоционально-положительных отношений и интереса к окружающим  предметам и действиям с ними, появляются предметно-игровые действия, формируется умение играть со сверстниками. При этом важно научить играть не только ребенка, но и взрослого, потому что только в совместной деятельности игра  проявляет  свои универсальные развивающие качества.

Интересная и содержательная деятельность детей предоставляется при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно - отобразительных, сюжетно-ролевых, игр - драмматизаций и др.

На протяжении раннего и даже младшего школьного возраста у таких детей не формируются предпосылки, которые необходимы для перехода от индивидуальной к сюжетно-ролевой игре. В результате сюжетно-ролевая игра не становится ведущим видом деятельности. Все это указывает  на необходимость организации специализированной работы, которая будет направлена на поэтапное формирование игровой деятельности у дошкольников с первых дней организованного обучения.

Игра, при правильной ее организации, решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития дошкольника, начиная с раннего возраста. В сюжетно-ролевой игре с первых этапов ее развития не только формируется личность ребенка, но и  развиваются те качества, которые потребуются ему в учебном процессе, в труде, в общении со сверстниками и взрослыми.

В целом, правильно сформированная игра готовит благоприятные условия для дальнейшего развития детей с особенностями психофизического развития, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.[2]

Литература

1.        БаряеваА. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллетуального развития учеб.-метод, пособие. -  СПб., 2001.

2.        Гаврилушкина О. П., Соколова Н Д Воспитание и обучение умственно- отсталых дошкольников: кн. для воспитателя. -  М., 1985.

3. БаряеваЕ. С. Игровая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта. - М., 2000.

 4. СоколоваН. Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников / Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой, Н. Д. Соколовой, О. П. (аврилушкиной и др. - М., 2003. - С. 135-146.

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. -  2-е изд. - М., 1999


[1] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/11/doklad-na-temu-rol-syuzhetno-oolevoy-igry-v

[2] https://урок.рф/library/%C2%ABsotcializatciya_detejsirot_s_ovz_cherez_syuzhetnorolevu_113230.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...