Консультация для воспитателей "Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего возраста"
консультация (старшая группа)

Макуха Наталья Валентиновна

В современной педагогике использование проектной деятельности актуально как никогда. Она позволяет ребенку быть исследователем, первооткрывателем, раскрывает творческий потенциал и делает его более адаптированным к реалиям постоянно меняющегося мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_triz.docx304.53 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 16 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

 Рузаевского муниципального района

Консультация для воспитателей

«Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего возраста»

Подготовила:

Макуха Н. В.

2022 г.

Консультация

«Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего возраста»

        Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования, так как необходимо воспитывать новое поколение детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одаренных детей, а в целенаправленном развитии нестандартного мышления, формировании творческих способностей у дошкольников. Очень важно раскрыть в дошкольный период творческий потенциал каждого ребенка, позволить детям быть  непосредственными и непредсказуемыми, изобретать, замечать то,  на что взрослые давно не обращают внимание. Эту проблему невозможно решить в полной мере с помощью традиционных методов работы, поэтому необходимо применение новых форм, методов и технологий.

        Одним из основных методов, которые помогают ребенку научиться видеть проблему, доказывать, делать выводы, высказывать предположения, является метод проектов. Именно проектная деятельность помогает ребенку научиться задавать вопросы и самостоятельно искать ответы на них. Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, приобретают новые знания об окружающем мире при взаимодействии с ним. То есть ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, учится самостоятельности и получает положительные эмоции от занятий. Поэтому проектный метод наиболее полно соответствует  современным требованиям к образованию и воспитанию дошкольников, а также самой природе ребенка.

        Основной целью использования проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления детей. Одной  из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач.).

        Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие не только гибкости, подвижности, системности мышления, но и стремления к новизне, развитие речи и поисковой активности дошкольников. Г. С. Альтшуллер писал, что ТРИЗ – это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику и интуицию».

        ТРИЗ можно использовать практически во всех видах деятельности. Именно это позволяет сформировать единую, гармоничную и научно обоснованную картину мира в сознании дошкольника. Эта технология дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению.

        Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность дошкольников, необходимо знать основные методы ТРИЗ:

  • Мозговой штурм. Это метод решения проблемы, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастических. Анализ каждой идеи идет по оценке «хорош - плохо», а из всех решений выбирается оптимальное. Этот метод позволяет развивать у детей способность  анализу. Стимулирует творческую активность.
  • Метод каталога. Позволяет обучить детей творческому рассказыванию. При использовании этого метода главное правильно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.
  • Метод фокальных объектов. Этот метод состоит в перенесении свойств одного объекта  или нескольких на другой. Это позволяет развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление.
  • Морфологический анализ. Его суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристики определенного объекта при создании нового образа этого объекта.
  • Системный анализ. Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой опреде5ленным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
  • Синектика – это метод аналогий. Надо сначала научить детей определять свойства  признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать.
  • Данетка -  этот метод позволяет научить детей находить существенный признак предмета, классифицировать предметы по общим признакам.
  • Метод Робинзона позволяет научить детей находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.

        Используя технологию ТРИЗ, дети совместно с педагогом исследуют предметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов.

        Формулирование проблемы и введение в игровую ситуацию должно происходить непосредственно на занятии. С детьми обговаривается место действия и участники их истории. Дети сами выбирают путь, по которому они будут идти для достижения своей цели. Они могут сами изготовить героев проекта и придумать им названия. На последнем этапе проекта должна производиться презентация проекта с участием зрителей, а также можно сделать выставку творческих работ детей.

        Таким образом, использование технологии ТРИЗ в проектной деятельности дошкольников позволяет развивать у детей интерес к познанию, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, создает для детей ситуацию успеха, что помогает дошкольникам поверить в свои силы и возможности. Такая правильно построена исследовательская деятельность создает эффективные условия для гармоничного развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «Фронтовое письмо моим дорогим…»

С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести дошкольнику об этом? Голос павших донесли до нас их письм...

Проект с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности (5 -6 лет) «Вперед- к звездам!»

Этот материал поможет воспитателям познакомить детей со звездным небом....

Проект с детьми старшего возраста "Хлеб всему- голова" краткосрочный,экологический,нравственно-патриотический

хлеб это символ благополучия. многие дети не знают о труде людей выращивающих хлеб, и относятся к нему неуважительно играют, бросают,крошат....

Проект с детьми старшего возраста "Моя семья"

Краткосрочный проект для детей 5-6 лет на тему "Моя семья"...

Консультация для педагогов: «Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультациядля педагогов:«Использование приемов ТРИЗ при создании проектов с детьми старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей по теме «Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателейпо теме«Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...