Методические рекомендации при обучении детей пению.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Коровина Ольга Егоровна

Методические рекомендации при обучении детей дошкольного возраста вокалу. Развитие их певческих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Развитие вокальных возможностей

детей дошкольного возраста».

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

Коровина Ольга Егоровна.

Пение в детском саду является одним из наиболее любимых видов музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Занятия вокалом развивают артистичность детей, укрепляют их здоровье (при условии правильного звуковедения и дыхания). Музыкальное развитие детей имеет огромное воздействие на общее развитие: дети становятся более раскрепощённые, развивается их творческий потенциал. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления.

В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).

 В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника.

Но существуют такие противоречия и проблемы, которые необходимо учитывать при вокальной работе с детьми дошкольного возраста:

Несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Поэтому, важно соблюдать  правила при  обучению детей пению.

Во – первых, все приёмы и методы педагога  должны быть научно обоснованными, он должен учитывать возрастные особенности дошколят, руководствуясь золотым правилом: «Не навреди».

Во – вторых, наличие системы в работе, строгая последовательностьот простого к более сложному.

В – третьих, объективность, т.е. умение видеть как успехи, так и

недочёты своей работы.

В – четвертых, очевидная результативность, связанная с выявлением

скрытых ресурсов, заложенных в каждом ребёнке.

Музыкальный руководитель должен учить детей  правильному, академическому вокалу, что подразумевает постановку голоса на основе смешанного голосообразования. При таком пении в работу включаются все части голосового аппарата: дыхание, гортань, резонаторы , артикуляционный аппарат – и все эти части приводятся в согласованное взаимодействие.

Начинаем работу над  вокалом с правильной установки: «Дети, сели прямо, опора на ножки, дыхание берём носиком, плечики не поднимаем».

Обязательным условием для развития вокальных навыков, для обучения детей правильному  звукоизвлечению, для того, чтобы  дети пели напевно, без крика,  является распевание.

Распевание проводится в нескольких тональностях, с постепенным повышением  и понижением исходной тональности по полутонам.

При этом не надо забывать о том, что распевание следует начинать с примарной зоны (это 2 -3 звука, наиболее удобные для голоса ребёнка) и только в рабочем диапазоне – это звуки  вокруг примарной зоны, которые составляют обычно кварту –квинту.

Для развития творчества у детей попевки – приветствия можно предложить им придумать самим. Или вступить в вокальный диалог с ребёнком. Например, пропеть ему: «Здравствуй, Ваня! Как твои дела?» и выслушать попевку – ответ ребёнка.

В младшей группе ещё не стоит вводить пение с солистами, так как они любят петь все вместе. Песня должна звучать в удобной для детей тональности. В средней группе уже можно вводить приёмы – пение по цепочкам, пение по рядам, начиная со второго полугодия.

При пении песни по фразам следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка –т. е. педагог должен быть готов к тому, что песню придётся исполнять в 2 -3 тональностях. Затем необходимо обратить внимание на выравнивание унисона. Для этого я предлагаю детям внимательно послушать первый звук, спеть его про себя, затем предлагаю пропеть один куплет ребёнку, который чисто интонирует или пою сама «а капелла», а остальные детки поют про себя, «ушками», а затем уже поём первый куплет все вместе.

Так как дети в одной группе все с разными голосами, то следует  подбирать такую тональность, где основная часть мелодии по своему звуковысотному расположению совпадает  с рабочим диапазоном певческого голоса у большинства детей. Но всё равно бывает, что точность воспроизведения мелодии бывает недостаточной.

Добиться слитного и стройного пения в коллективе, объединяющем детей с очень разными голосами – это очень кропотливая и сложная работа, требующая длительного времени.

Очень хорошо зарекомендовали себя, особенно в работе с малышами «игры с песенкой». Игра проводится после того, как детки выучили всю песенку, например: р.н.п. «Петушок». Затем  музыкальный руководитель играет с воспитателем: пропев первую фразу, передаёт игрушку воспитателю, и вторую поёт уже воспитатель.

На следующем занятии предлагаем  желающим детям поиграть, затем передаём игрушку со всеми детьми, и ребёнок, в чьих руках петушок поёт при помощи музыкального руководителя. Через некоторое время, когда большинство детей уже не будут нуждаться в помощи, игру можно использовать в группе в вечернее время: музыкальный руководитель играет со всеми желающими детьми.

Очень важно – не принуждать детей, а играть только с теми, кто хочет, а остальные могут смотреть и слушать. Затем игра выносится и в самостоятельную музыкальную деятельность.

Со второго полугодия можно усложнить правила игры и ввести пение дуэтом –   с игрушкой в руках будут петь двое детей с похожим тембром и, при достаточно точном интонировании, педагог хвалит детей за то, как красиво и дружно звучала песенка. Очень полезно также  пение по  подгруппам – это позволяет выстраивать унисон голосов разного тембра и различного типа.

В старших группах для стройного, слитного пения с чистой интонацией полезны песни – переклички, например: «Что нам осень принесёт?» (музыка З. Левиной, слова Л. Некрасовой), « Эхо» (музыка Е. Тиличеевой,  слова Л. Дымовой), «С нами друг!» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой).

Очень важно для развития вокальных данных детей подбирать правильный репертуар. Главным критерием должно служить то, насколько песня полезна для детского  голоса. Следует помнить об охране детского голоса и выбирать песни, большая часть мелодии которых не превышает кварты – сексты, а тональность была удобна детям.

В целях поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей, следует обратить внимание на таких детей, музыкальный слух которых, чистота интонирования развиты лучше,  которые выделяются при коллективном пении, чьи вокальные данные позволяют им участвовать в различных музыкальных  конкурсах и фестивалях. С такими детьми я занимаюсь индивидуально ,  формируя у детей устойчивый интерес к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по обучению детей основным видам движений-прыжкам (мастер-класс)

как правильно обучать детей основным видам движений-прыжкам, методика обучения прыжкам, различные виды прыжков....

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

Методические рекомендации по обучению детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах

В помощь музыкальным руководителям для обучения детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах....

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке ...

Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада

Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадки.

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадкиЗагадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобра...