Организация тематического дня в ДОУ
методическая разработка

Караваева Наталия Петровна

Методические рекомендации по организации и проведению тематических дней в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_den.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Организация и проведение тематических дней в ДОУ

как средство повышения качества образования дошкольников

старший воспитатель – Караваева Н.П.

Основная идея тематического дня - погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в разнообразной деятельности.

Педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, и объединяет ее с праздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится в центре педагогического процесса.

В основе работы воспитателя с детьми в ходе тематического дня лежит режим. Содержание нанизывается на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) и связывается с непрерывной образовательной деятельностью.

Для детей это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. Дошкольники узнают много нового, полезного и интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. В групповой комнате появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.

Для воспитателя тематический день – это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение, погружение детей в тему, чтобы что-то до них донести.

Такая система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС и предусматривает:

  • комплексно-тематическое планирование;
  • интеграцию образовательных областей;
  • разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.

Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности:

  • играх;
  • познавательно-исследовательской деятельности;
  • экспериментировании;
  • изобразительной деятельности;
  • через восприятие художественной литературы, музыки.

Воспитателям следует включать детей старшего дошкольного возраста в подготовку тематических дней. Для этого нужно обсуждать с ними, как преобразовать предметно-развивающую среду, игровые уголки. Использовать фразы типа: «Давайте обсудим…», «Как вы думаете, что будет лучше…" и т. д. Это формирует у дошкольников уверенность, ответственность и позволит наполнить образовательный процесс интересами детей. Они станут не исполнителями, а активными участниками моделирования игры.

Важно правильно оснастить предметно-развивающую среду в группах в соответствии
с темой дня. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы

и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. Игра во время тематического дня – свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть ее содержания.

Воспитателям следует отойти от традиционного написания плана-конспекта занятия и составить сценарий всего дня или его составляющих (утреннего приема, тематической прогулки и т. д.).

Чтобы составить сценарий тематического дня, воспитателю нужно:

  • объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
  • выделить цель и задачи, соотнести их с образовательной программой, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
  • выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.

План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач и интеграцию образовательных областей.

План - сценарий

Тема дня

Цель:

Задачи:

Сюрпризный момент

Содержание образовательной деятельности

1-я половина дня

2-я половина дня

  • Беседа
  • Игра
  • Чтение
  • Дидактические игры
  • Вопросы и обсуждение
  • Продуктивная деятельность
  • Прогулка
  • Чтение
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Продуктивная деятельность (если не проводилась в 1-ю половину дня)
  • Мультфильмы
  • Викторины

При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным и результативным.

Итогом каждого тематического дня или недели является организация выставок детских рисунков или поделок, семейных творческих работ. Именно продукты детского творчества наглядно демонстрируют то, чем заняты воспитанники в дошкольном учреждении.

Организация образовательного процесса в форме тематических дней и недель – это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий организации тематического дня" Большие и маленькие" - "Царство рыб".

Тематический день с описанием всех режимных моментов.Интеграция по всем образовательным областям.Четкое описание целей и задач....

Практический материал для организации тематической недели в детском саду для детей старшей и подготовительной групп «Этот день мы приближали как могли…» ( посвящённой празднованию Великой Победы)

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного п...

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели «Экология в ДОУ»

«Формирование экологической культуры дошкольников посредством организации тематической недели«Экология в ДОУ»...

ПРИКАЗ «Об организации тематического контроля»

ПРИКАЗ  «Об организации тематического контроля» "Организация театрализованной деятельности в ДОУ"...

Организация тематических дней в дошкольной образовательной организации в летний период

Пребывание воспитанников дошкольной образовательной организации должно быть интересным и познавательным на протяжении всего летнего сезона. Решением этой задачи может стать включение тематических дней...