Формирование кгн (культурно гигиенических навыков) у детей первой младшей группы 2-3 лет.
материал (младшая группа)

Сизова Мария Игоревна

Конспект (круглый стол) для проведения совместного мероприятия с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_formirovanie_kgn_u_detey_2-3_let.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект (круглый стол) для проведения совместного мероприятия с родителями.

Тема: Формирование кгн (культурно гигиенических навыков) у детей первой младшей группы 2-3 лет.

Цель: формировать у родителей культуру здоровья.

Задачи: формировать у родителей представления о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС; повысить интерес родителей к вопросам укрепления здоровья детей и совместного применения гигиенических навыков в детском саду и семье.

Участники: воспитатели, родители.

 План проведения

  1. Вступительный этап

Игра – знакомство.

2. Основная часть

* доклад «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

* обмен опытом семейного воспитания

* дз - опрос родителей по вопросам кгн (Приложение 1)

После того, как родители вернут анкеты, им предлагается для внимания памятка «Полезные советы» (Приложение 2)

* Презентация с фотографиями детей «Мы чистюли»

3. Подведение итогов и решения собрания

Воспитатель приветствует родителей, называет тему мероприятия и предлагает начать мероприятие с небольшой игры.

Это будет игра-знакомство.

Произнесите своё имя и на первую букву имени отметьте черту своего характера.

Воспитатель отмечает, какие бывают разные черты характера и что формирование всего, закладывается с раннего детства.

«Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в то же время испытывать брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например, закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.

Приобретенные навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; Е. Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца»; З. Александрова «Утром», «Купание»; В Орлов «Хрюша обижается»; А. Барто «Девочка чумазая»; И. Токмановой «Тили-тили-тили?»; М. Яснов «Ямою руки»; А. Усачев «Хочешь Феденька, кефир»; А. Воронкова «Маша-растеряша» и другие произведения).

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

 В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

 Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности  буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

 Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.

 При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.

 Одинаковые требования к правилам гигиены  и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

 В 1-й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

 На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

  Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.

 С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.

 У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.

 То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.

 Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».

 Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».

 Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Предлагаем семьям поделиться опытом семейного воспитания, по вопросам кгн.

Воспитатель знакомит родителей с приемами и методами, используемыми в детском саду для воспитания культурно-гигиенических навыков:

  • Игровая мотивация.
  • Эмоциональный настрой.
  • Возрастные особенности.
  • Многократное повторение действий

В конце мероприятия, воспитатель предлагает вниманию родителей презентацию с фотографиями детей, где отражены некоторые элементы освоения кгн (одевание, мытье рук, пользование салфеткой).

Приложение №1

Блиц опрос родителей

Гигиена рук

- Как часто необходимо мыть руки ребенку? (перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть с мылом.)

-Почему необходимо в мороз одевать варежки?

В каких ситуациях ребенок может поранить руку? (нужно быть внимательными при работе с колющими и режущими предметами (нож, иголка..), осторожно открывать емкость с горячей водой

(чайник, водопроводный кран, кастрюля)

- Что нужно делать, если ребенок поранил руку?

Сколько раз в неделю необходимо подстригать ногти? (не реже 1 раза в 7-10 дней)

Гигиена волос

Как часто нужно мыть ребенку волосы (необходимо мыть 1-2 раза в неделю пользуясь шампунем)

-Что нужно ребенку для мытья в ванне?

- Как нужно расчесывать длинные волосы? ( с концов и постепенно переходить к корням)

-Почему нельзя укладывать ребенка спать с мокрыми волосами?

-Почему когда укладываете спать нужно, вытащить из волос все украшения?

Гигиена глаз

О чем нужно помнить, когда садитесь рассматривать книгу? (читать необходимо  сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны, нельзя в движущемся транспорте, лежа на диване или кровати)

-Сколько времени ребенку нужно смотреть телевизор? (смотреть сидя и не более 15 -30мин. в зависимости от возраста)

-О чем нужно помнить во время работы ребенка с ножницами или клеем?(не оставлять ребенка одного с острыми предметами, быть внимательным)

-Что нужно делать, если в глаз попала соринка?

-У ребенка слезятся глаза, что вы предпримите?

Гигиена полости рта

-Когда ваш ребенок чистит зубы?

-Что нужно ребенку, чтобы почистить зубы?

-Как называется заболевание зубов?

-Что нужно делать после каждого приема пищи?

-Сколько раз в год необходимо показывать ребенка стоматологу (не реже 2 р. в год)

Гигиена слуха

-От чего у ребенка могут заболеть уши? (от слишком громкой музыки, ковыряния в ушах, от сильного ветра, сильного сморкания, попадания воды)

-Что нужно сделать, когда попала вода в уши?

-К какому врачу нужно вести ребенка при заболевании ушей?(лор, врач-отоларинголог)

Гигиена сна

-Какие звуки ребенку приятно послушать перед сном?

-В чем вы укладываете ребенка в кровать?

-Что нужно сделать в спальной комнате перед сном? (проветрить комнату, задернуть занавески)

-Что можно пожелать ребенку перед сном?

Гигиена одежды

- Перечислите необходимую для ребенка зимнюю, весеннюю одежду.

-Что нужно для стирки белья?

- Какие меры необходимо соблюдать во время стирки белья ребенком?

Гигиена обуви

-Какие требования для обуви малышей должны соблюдаться?

- Перечислите необходимую для ребенка зимнюю (летнюю) обувь.

Приложение №2

 

Полезные советы для родителей.

«Руки – это лицо человека»

1.  Подстригать ногти на руках следует не реже 1 раза в 7 – 10 дней.

2.  Перед каждым приемом пищи, после прогулки следует мыть руки с мылом.

3.  Нужно быть внимательным во время работы с колющими и режущими предметами (нож, иголка и т.д.).

4.  Нужно осторожно открывать ёмкости с горячей водой (чайник, кастрюля, водопроводный кран).

5.  В ветреную и холодную погоду нужно обязательно ходить в перчатках или варежках.

6.  Следует ежедневно пользоваться кремом для рук.

«Расти, коса, до пояса»

1.  Обязательно нужно иметь собственную расческу и следить за ее чистотой.

2.  Мыть голову необходимо один- два раза в неделю, пользуясь шампунем.

3.  Промыв волосы, нужно вытереть их мягким полотенцем и расчесать.

4.  Нельзя заплетать мокрые волосы.

5.  Нельзя ложиться спать с мокрыми волосами.

6.  Длинные волосы нужно расчесать с концов и постепенно переходить к корням.

«Дороже алмаза свои два глаза»

1.  Берегите глаза, когда стираете белье или выводите пятна.

2.  Нельзя тереть глаза грязным носовым платком, варежкой, концом шарфа.

3.  Нельзя читать, лежа на диване или в кровати.

4.  Нельзя читать в движущемся транспорте (в вагоне, в автобусе и т. д.)

5.  Читать нужно, сидя за столом, чтобы освещение было с левой стороны.

6.  Нельзя носить чужие очки.

7.  Нужно смотреть телевизор, сидя и не более 15-30 минут подряд (зависит от возраста ребёнка).

8.  Необходимо делать гимнастику для глаз.

9.  Лампу нужно ставить слева.

10. Необходимо надевать защитные очки при малейшей вероятности нанесения вреда глазам (работа в огороде, во время строительства, при домашней уборке, при опасности попадания пыли и т. д.).

11. Сидеть за столом нужно прямо.

12. Необходимо быть осторожным и внимательным во время работы с острыми предметами (ножницы, иголка, булавка, спицы, др.).

«Здоровье зубы здоровье любы»

1.  Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты круглый год. Нужно приучать детей к твердой пищи: это укрепляет десны и зубы.

2.  С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.

3.  Не реже двух раз в год надо посещать с ребёнком стоматолога.

«Ухо – это орган слуха»

1.  Уши надо беречь:  от  слишком громких звуков устаешь. Нельзя слушать громкую музыку, громкие звуки мешают думать, мешают другим людям.

2.  Нельзя ковырять в ушах.

3.  Нужно защищать уши от сильного ветра.

4.  Нельзя очень сильно сморкаться.

5.  Нельзя допускать попадания в уши воды.

«Если сладко спиться, сон хороший сниться»

1.  Соблюдайте режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе, занимайтесь физкультурой, закаливанием.

2.  Нельзя наедаться пред сном.

3.  Нельзя смотреть долго телевизор.

4.  Нельзя ложиться поздно.

5.  Нельзя играть в шумные игры перед сном.

6.  Перед сном необходимо проветрить комнату.

7.  Перед сном следует задёрнуть занавески.

8.  Перед сном нужно умыться.

9.  Перед сном следует сложить одежду.

10. Нельзя откладывать отход ко сну, если ребенок начинает дремать. Дремота – единственный сигнал идти спать. Не отмахивайтесь от него. Откладывая отход ко сну, вы вносите разлад в организме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы

В консультации даётся информация о том, что относится к культурно - гигиеническим навыкам, а так же формирование культурно - гигиенических навыков в едином союзе семьи и детского сада....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки».

Формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарн...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы(2-3 лет)

Задачи формирования КГН удетей 2-3 лет. Формы работы с родителями....

Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»

Педагогический опыт по теме: «Использование разных видов деятельности для формирования культурно - гигиенических навыков у детей первой младшей группы»...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки»

Тема" Чистые ладошки"Программные задачи:Образовательные задачи: - Продолжать учить детей последовательно  мыть руки, намыливать их  до образования пены, смывать мыло, умывать лицо,...