Профориентационная работа в условиях ДОУ «Ранняя профилизация и трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Галина Викторовна Сенина

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_proforientatsiya_senina.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации Города Томска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 73 г. Томска

                                                                                             

 Профориентационная  работа в условиях ДОУ                                

«Ранняя профилизация  и трудовое воспитание                                                       детей дошкольного возраста»

Сенина Галина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

педагог дополнительного образования

Январь, 2022 г.

Одной из приоритетных целей Программы Томской области «Развитие образования» является создание в системе дошкольного образования возможностей для современного качественного образования и эффективной социализации детей

На ДОУ возлагаются ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально – экономический, научно – технический и нравственный прогресс нашей области.                                                                                                                                                                Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

            Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своем будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.…

 Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. Профессии нас окружают везде, мы живем в мире профессий. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.

Так, профориентация дошкольников стала одним из направлений работы в ДОУ. В связи с этим разработан цикл мероприятий по обогащению знаний о профессиях.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании  представлений  о профессиях.                                                                                         

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам.

Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. Дома они помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья.

  Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду; познакомить детей с различными профессиями взрослых. Одновременно решаются задачи воздействовать и на поведение детей:

-расширить  представление у детей о разных видах труда взрослых; 

-познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми и результатах их труда; об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;

- пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

- способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

 Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям. Но как это сделать? Вот в этом вопросе и заключается задача воспитателя.                                                                                                          Воспитатель, учитывая психологические особенности ребенка; используя разные формы и методы, разрабатывает занятия, проводит экскурсии, беседы; подбирает подходящий иллюстративный материал; знакомит с правилами сюжетно — ролевых игр; использует в своей работе литературный материал; загадки, стихи, пословицы, а также привлекает к этой работе родителей.                                                                                                                                                            Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера, парикмахера - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не  только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести своим увлечения и таланты с работой взрослых.

 Мы начинаем знакомить малышей с трудом тех людей, которые непосредственно работают в детском саду, которых дети хорошо знают.

Главная задача таких мероприятий - вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь; совершенствовать умение находить отличительные черты той или иной профессии; упражнять в умении находить предметы труда. Наблюдая за работой няни, объясняем, что она делает (ставит на стол салфетки, моет пол, посуду, стелет детям постель и т.д.). Стремимся поддерживать и развивать интерес ребенка к труду взрослых, организуя экскурсии, наблюдения. Так, наблюдая за работой дворника, объясняем, что он чистит снег, для того, чтобы нам было удобно ходить по чистым дорожкам. Во время экскурсии в медицинский кабинет, дети узнали, что в нем хранятся — бинты, вата, шприцы, термометр, таблетки. Прививки и уколы тоже делают в медицинском кабинете. Форма одежды медсестры: белый халат, головной убор, перчатки. Беседуя с поваром, дети узнали, что повару для работы нужны: нож, кастрюли, сковородки, мясорубка. Форма одежды повара: белый халат, обязательный головной убор.                                                                                                    Полученные представления дети отражают в сюжетно — ролевых играх на бытовую тематику: «Повар», «Шофер», «Парикмахерская», «Больница».  Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, пробудили в детях большой эмоциональный отклик, желание играть, самостоятельно выбирать роли. Способствуют накоплению ярких  впечатлений, а также  развитию  познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира.

Наши дети с удовольствием играют  в шофёров, поваров, парикмахеров, докторов.                                                                                                                                       В утренние и вечерние часы проводим с детьми индивидуальные и групповые беседы: «Мы - помощники в группе», «Как овощи попадают в суп?», «Для чего нужна метла?» и др.  Дети рассказывали, где работают их родители, какие продукты покупают с мамой в магазине и т. д.  Для усиления эмоционального воздействия на детей используем детскую художественную литературу, произведения К.Чуковского «Айболит»; А.Барто «Кораблик», «Грузовик»; Б.Заходера «Портниха», «Строители», «Шофер», «Профессия повар», «Мчится поезд».                                                                                      Рассказывая детям о профессиях взрослых, рассматриваем иллюстрации, сюжетные картинки, загадываем загадки. Активно используются раскраски.

Играя в дидактические игры, с детьми закрепляем виды деятельности, орудия труда, специальную одежду; расширили кругозор и активизировали речь, развивали наблюдательность и логические способности. При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, в играх «Чей предмет?", «Кому, что нужно для работы?», «Для чего нужен предмет?» дети подбирают картинки с соответствующими предметами. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.                                                                                                                                                                       Составление разрезных картинок  по типу лото. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Дети учатся группировать мамины и папины профессии, раскладывать карточки с орудиями труда по типу домино. Этот вид способствует развитию у детей логического мышления.

 Тема «Транспорт» звучит в играх «Сложи картинку», «Подбери по цвету», «Найди лишнее». Здесь дети составляют из частей целое, упражняются в закреплении цвета, развивают логику.                                                                                                                                    Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтоб они сходили с детьми в парикмахерскую, магазин, совершили прогулку в автобусе. Из беседы с парикмахером они узнали: парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, расческа. Парикмахер делает стрижки, прически.  Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Дали задание родителям, чтоб они придумали и обыграли дома игру с предметом — заместителем. Многие родители откликнулись на нашу просьбу. В течение года родители оказывают  помощь в приобретении игрушек и развивающих игр, участвуют в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, на практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий:

 «Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

  • Например, проект «Цирк» (профессии цирковых артистов, клоун и т.д.);
  • Проект «Растим инженеров с детского сада»

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.

  • Мультимедийные презентации (наглядность, дающая педагогу выстроить объяснение с использование фото- и видеофрагментов). Это не только презентации, которые готовит педагог, но и работа совместно с родителями (фоторепортаж с работы родителя, поход в магазин, в аптеку, на почту, на приём к врачу и т.д.).
  • Виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий которых знакомят дошкольников): на хлебозавод или кондитерскую фабрику, в магазин, на почту, в ателье, на работу к родителям.

Оснащение профориентированной РППС (развивающая предметно-пространственная среда)

  • Подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • Создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • Подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
  •  Оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • Материалы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Как ещё интересно рассказать детям о разных профессиях и показать, как работают взрослые?                                                                                                                Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий (вертуальных) дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Проводимая профилизация — предназначением которой является помощь детям в правильном подборе будущей специальности и профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.                                                                                                                                                                                                  Таким образом, у детей формируется представление о социальной жизни. Апосредованно, через такие разговоры, беседы, практические занятия, у детей воспитывается уважение к людям труда и собственным родителям. Они начинают понимать, какую социальную значимость имеет та или иная профессия. Что очень важно для нравственного воспитания детей.

Профессия - это своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом и проводиться в системе.

         

Заключение. Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.                                                  Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность, творчество и это поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем они будут прекрасным специалистами своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

Программа по ранней профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Программа по ранней профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.    Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профори...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...