Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному развитию детей
статья

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному развитию детей.

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста – одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования старших дошкольников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент «умение учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Научно не обоснованные попытки активизировать познавательную деятельность за счёт увеличения объёма изучаемого материала, интенсивности его подачи приводят не только к снижению качества образовательного процесса, но и к возрастанию его негативного воздействия для всех субъектов образования.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Для дошкольников не свойственны скука и безразличие. Воспитатель в своей работе поддерживает и стимулирует любознательность и познавательную активность детей, побуждает интерес к разным сферам действительности, удовлетворяет потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в группе необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая поможет обеспечить наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

Условия, созданные для развития познавательной активности дошкольника в ДОУ:

- создание предметно-пространственной среды;

- гуманистическая позиция педагога;

- индивидуально-дифференцированный подход;

- взаимодействие с родителями;

- система планирования;

Удовлетворение познавательных интересов детей, их обучение строятся с учётом «зоны ближайшего развития». Гуманистическая позиция педагога состоит в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него имеется и с учётом этого сделать его полноправным участником ООД. На каждом возрастном этапе между детьми существуют индивидуальные различия, которые необходимо учитывать при планировании игр и занятий. Задания могут выполняться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Место и время занятий подбирается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Только индивидуально-дифференцированный подход позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребёнка. К детям разного пола, разного типа темперамента нужен особый подход, они нуждаются в дифференцированных воспитательных воздействиях. Нельзя насильно заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему он ещё не готов.

Задача педагога, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чём они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Образовательная деятельность планируется с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуальности и строится в форме игр, занимательных упражнений, увлекательных заданий, поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Наряду с занятиями в игровой форме используется познавательно-исследовательская деятельность. В группе должна быть организована зона экспериментирования, материалы которой помогут детям под руководством воспитателя проводить различные эксперименты, ставить опыты, побуждая детей делать те или иные выводы. Создание мини-музеев разной тематики поможет детям расширить зону познания, обогатить словарный запас, развить речь.

Развитие познавательных интересов детей осуществляется не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей, повседневном общении с взрослыми и сверстниками, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулок.

Родители принимают активное участие в познавательном развитии своих детей. Помогают в создании коллекций, сборе экспонатов для мини-музеев, оформлении тематических альбомов, плакатов, книжек-малышек, тематических карточек.

Интересная и развивающая направленность содержания позволяет дать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, смоделировать.

Основанием преемственности между детским садом и школой являются:

  • Развитие любознательности;
  • Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
  • Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  • Развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками)

Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся такие характеристики достижений ребёнка, как:

  •  проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
  •  обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.;
  • развита крупная и мелкая моторика;
  • способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам;
  • проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
  • Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Задачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются:

- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, память, воображение, мышление);

-активизировать познавательные интересы;

-дать знания об окружающем мире;

-формировать знания, умения, навыки в процессе разных видов деятельности;

- развивать речь;

- формировать математическое и конструктивное мышление;

- развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.

Реализация этих принципов позволит решить сложные задачи развития у дошкольников интеллектуально-познавательной сферы и формирования устойчивой познавательной активности. Необходимо формировать творческие способности ребёнка, а не передавать готовые знания. Создать для детей условия, при которых в комплексе будут решаться задачи гармонического развития личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экономического воспитания в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье представлена деятельность, направленная на развитие реального экономического мышления детей старшего дошкольного возраста....

сенсорное воспитание-основа познавательного развития детей 4-5 лет.

Данный материал раскрывает многолетний опыт работы по организации сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста в детском саду....

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей"

Консультация для родителей "Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей"...

Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития детей согласно ФОП ДО

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладатьП...