Консультация для педагогов "Дымковская игрушка в жизни дошкольника"
консультация

Мотылева Галина Алексеевна

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. « Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщенные к художественному творчеству « ( Н.А. Ветлугина )

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dymkovskoy_igrushki.docx163.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дымковская игрушка в жизни дошкольника

Консультация для педагогов

Подготовила Мотылева Галина Алексеевна

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. « Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщенные к художественному творчеству « ( Н.А. Ветлугина )

Эстетическое воспитание в детстве - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Поэтому необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слушать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Дошкольная педагогика придает огромное воспитательное значение народному искусству. Начинать работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству можно с дымковской игрушки, т.к. именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума, характера ребенка. Народное прикладное искусство жизнерадостно по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистичное в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников; способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Все дымковские игрушки веселые, жизнерадостные, они радуют глаз, поднимают настроение. Игрушки из села Дымково просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают мастеру возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника - детора; отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка - богатый источник художественного развития дошкольников. Работая над глиняной игрушкой, дети познают весь процесс ее изготовления; осваивают разные материалы, знакомятся с приемами декорирования, у них развивается чувство цвета, формы, композиции, желание создать что-то свое, неповторимое.

Знакомство с дымковской игрушкой осуществляется в детском саду в течение всего года. Дети постепенно привыкают к ней и перестают путать ее с другими народными игрушками. Очень хорошо использовать « Дымку « на занятиях по декоративному рисованию, лепке, аппликации. В рисовании применяются элементы дымковской росписи. Это волнистые и прямые полоски, точки, круги, кольца, овалы, расположенные на поверхности изделия по принципу сетчатого орнамента. Краски яркие: зеленые, желтые, красные, синие, оранжевые. Сначала дети учатся располагать их на полосе, квадрате, в круге, а затем уже на фигурках, вырезанных из бумаги.

Постепенно дети овладевают умением составлять узоры по элементам и колориту, напоминающие дымковскую роспись. По сложности узоры, применяемые в росписи дымковской игрушки, можно условно разделить на две группы; к первой группе относятся элементы узоров выполненные без наложения цвета на цвет. Ко второй группе - более сложные узоры, где отдельные элементы накладываются один на другой: красное кольцо например, а по нему желтые овалы или синяя полоса, а по ней желтые точки. Изделия дымковских мастеров используются и на занятиях по лепке. Игрушки помогают знакомить детей с пропорциями, формой, которая хоть и условна, но вполне доступна детям. Рассматривая глиняные фигурки, дети постепенно усваивают способы лепки. Детям нравится, что они лепят так же, как народные умельцы, и стараются сделать свою работу похожей на те образцы, которые им показывают (подлинные произведения народных умельцев). Для того, чтобы дети лучше научились распознавать дымковскую игрушку по ее форме и характеру росписи можно использовать в обучении дидактические игры: « Магазин игрушек «, « Найди дымковскую игрушку по картинке « и другие. В детском саду можно проводить выставки дымковских игрушек. Рассказ об игрушке можно дополнить чтением книг о народных мастерах, показом иллюстраций с изображением процесса изготовления игрушек. Детские работы можно использовать для украшения группы, подарков и сувениров малышам, родителям. По теме « Дымковская игрушка« можно провести КВН; театрализованное представление « Дымковские узоры «, где дети побывают у мастеров села Дымково; повеселиться на веселой пестрой ярмарке.

Использованная литература:

  1. М.Б. Халезова « Декоративная лепка в детском саду»
  2. Т. С. Комарова, Т.А. Ратанова «Народное искусство в воспитании детей»
  3. Т.Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества «И.Я. Богуславская «Русская глиняная игрушка»

E:\детский сад\ИСТОКИ\дымка\старый альбом\74613ff246658b7f694d.jpg

E:\детский сад\ИСТОКИ\дымка\старый альбом\7194fbbcd9e554ebc905.jpg