Развитие связной речи через ЛЕГО-технологии
консультация (подготовительная группа)

Устюгова Екатерина Евгеньевна

В данном разделе описывается как через игру в ЛЕГО- коструктор можно развивать связную рачь у детей и подборка примерных игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_ruku_k_pismu.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи через ЛЕГО-технологии

               

            Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

      Дошкольный возраст –это возраст игры. Ребенок играя не только познает окружающий мир и высказывает свое отношение к нему. Лего для детей, прежде всего, является средством игровой деятельности. Используя данный материал можно добиться решения многих обучающих задач, в том числе, развития речи. Многие дети используют речь при планировании своей деятельности. Они составляют рассказы, описывают модель, которую хотят построить. Это развивает такие мыслительные процессы как: память, внимание, воображение. Речь является средством самовыражения. В процессе Лего-конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом. Происходит также и взаимодействие с взрослыми, родителями или воспитателем. Посредством общения, необходимо передать обратную информацию, ответить на вопросы, высказать свое мнение. Необходимо постоянно тренировать умение рассказывать, дополнять собеседников. Такие тренировки развивают речевые способности.

       При работе с Лего хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

В процессе деятельности с ЛЕГО используются разнообразные формы заданий: - по образцу; - по карточкам с моделями; - по собственному замыслу; - задание дает воспитатель, выполняют дети; - задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем; - задания дают дети друг другу; - задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.

Игры с ЛЕГО-конструктором на развитие связной речи у детей:

«Отрабатываем предлоги»

Цель: отработка предлогов ЗА/НА

В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги

ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с

ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой

кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ -

«НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом

ЗА.

«Выложи схему слова»

Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов,

состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать

схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные

твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять

представления о понятиях «слово», «звук», «буква».

«Расскажи сказку»

Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять

сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три

структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать

воображение и словесное творчество детей.

«Составь букву»

Цель: Закрепить графический образ буквы».

Дети по памяти выкладывают буквы из кубиков на лего-пластине.

«У кого выше»

Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь

соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше,

чем соперник. Т.е., если будут выпадать все время разные цвета,

высокой башни не получится.

«Орнамент под диктовку»

Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали

определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний

правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.

Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от

неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.

Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а

Справа от синего лежал только красный» .

Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием

фигур по диагонали друг от друга и т.д. Пусть такое задание будет в

процессе игры в роботов или космонавтов.

«На дороге»

Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения;

побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

 «Когда за дверью незнакомец»

Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации,

когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь;

развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность

поведения.

«Собираем чемодан»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви. Педагог: «Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

«Где находится звук?»

Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух.

Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей конструктора. Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С»». Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Подбери слова к схемам»

 Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов. Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей на ваших плато – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков». Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

Д/и «Опиши деталь»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Педагог показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. ( какая она? какого цвета? какой формы? на что похожа?)

Д/и «Создадим историю»

Детям предлагается  построить, используя кубики ЛЕГО, значимую сцену из рассказа, который они прочитали или придумали.

Этапы выполнения задания: 1. Обсудите такие важные характеристики рассказов, как время и место действия, действующие лица и сюжет. 2. Попросите воспитанников воспользоваться наборами и построить сцену из рассказа. 3. Если дети построили сцену из рассказа, который они прочитали, попросите их описать сцену и затем сравнить их собственное описание с описанием в рассказе. 4. Попросите воспитанников поделиться своим сочинением с соседом. Вопросы для обсуждения: Как вы показали время и место действия, сюжет, сценическое оформление и т. д., используя кубики? Почему вы посчитали, что это важная сцена? Какие детали вы использовали, чтобы сделать сцену понятной для других детей?

Д/и «Построим сказку»

Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Д/и «Построй конец истории»

Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить её конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п.

Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа.

Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.

Д/и «Построй по иллюстрации»

Подберите книгу и попросите детей построить историю на основе иллюстраций. Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит свою иллюстрацию, а потом поэтапно по своим постройкам пересказывают содержание по очереди каждая команда.

Д/и «Совместная история»

Попросите детей работать в парах. Используя одну строительную пластину. После согласования фона и персонажей попросите их по очереди говорить по одному предложению из истории.

Д/и «Начало, середина, конец»

Помогите детям, разделённым на 3 группы, построить всю сказку: начало, середину, конец. Затем рассказать каждой группе свою часть сказки. Можно записать её на диктофон и после прослушивания спросить: хотят ли они что-то достроить, или добавить в свои рассказы.

Чтобы усложнить задачу, постройте начало и конец истории. А детям предложите придумать середину: описать и построить. Можно проделать то же с началом и концом истории.

Д/и «Что сначала, что потом? »

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, составлять рассказ о процессе создания постройки, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию. А затем рассказать, как он её создавал.

Работа ведется еще и над коммуникативными навыками ребенка, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уйнап, җырлап үсәбез". Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи через поэзию у детей дошкольного возраста.

Во время этой деятельности дети побывают в гостях у кошки, у зайца, поиграют с ними в разные игры. Они узнают очень многое об этих животных, в том числе, и о том, что кошка - домашнее животное, а заяц...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...

Развитие связной речи через обучение составлению описательных рассказов.

Проблема развития связной речи у дошкольников хорошо известна .Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через ...

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие связной речи через театрализованную деятельность»

Обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...

Развитие связной речи через ЛЕГО-технологии

В данном разделе представлены игры с ЛЕГО-конструктором на развитие связной речи у детей...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи через ЧХЛ»

Вид, тип проекта: групповой, познавательно – творческий.Продолжительность проекта:  сентябрь 2022г. - май 2023г. (долгосрочный)Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет...