Схема анализа ООД
материал

Марина Клочкова

Схема полного анализа (конспекта) организованной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_analia.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Схема полного анализа (конспекта) организованной образовательной деятельности

  1. Анализ целей и задач

Критерии анализа

Полное соответствие

Частичное соответствие

Несоотвествие

1

Соответствие  целевым ориентирам ФГОС ДО

Реальность достижения цели

2

Ориентированность на создание образовательной среды, условий социализации

3

Соответствие возрастным возможностям

4

Связь цели и задач с темой образовательной деятельности

5

Конкретность формулировок

6

Наличие триединства задач (обучающих, развивающих, воспитательных)

7

Соответствие уровню развития группы

2. Анализ организации организованной образовательной деятельности

Традиционная (академическая) модель организации образовательной деятельности

Личностно-ориентированная модель деятельности

Систематизация, уточнение, обобщение знаний

-3 -2 -1 0 1  2  3

Развитие интегративных качеств

Знания сообщаются в готовом виде

-3 -2 -1 0 1  2  3

Дети сами добывают знания

Приоритет вопросов репродуктивного характера

-3 -2 -1 0 1  2  3

Приоритет вопросов проблемно-поискового характера

Преобладание репродуктивных  приемов и методов активизации детей (рассказ, объяснение, показ и др.)

-3 -2 -1 0 1  2  3

Преобладание деятельностных приемов и методов активизации детей (проблемные вопросы, эвристическая беседа, побуждающий диалог, экспериментирование, моделирование, проекты и др.)

Преобладание вербальной активности взрослого

-3 -2 -1 0 1  2  3

Преобладание вербальной активности детей

Ребенок – объект воздействий взрослого

-3 -2 -1 0 1  2  3

Ребенок субъект своей деятельности

Преобладание фронтальных форм работы

-3 -2 -1 0 1  2  3

Преобладание организации работы в парах и подгруппах

Взрослый – непосредственный источник информации

-3 -2 -1 0 1  2  3

Взрослый – «координатор» и «наставник»

3. Анализ образовательной ситуации открытия нового знания (Л.Г.Петерсон)

Этап образовательной деятельности

Оцениваемые параметры

Степень выраженности

Введение в ситуацию

Использование приемов, позволяющих вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей, использование сюрпризных моментов и др.)

1 2 3 4 5

Соответствие выбранных педагогом приемов возрастным и индивидуальным особенностям детей

1 2 3 4 5

Создание условий для осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели

1 2 3 4 5

Соответствие «детской» цели индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сферы, познавательному интересу детей группы

1 2 3 4 5

Актуализация знаний и умений

Рациональность выбора содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих актуализацию, их опыта, ЗУН и мыслительных операций, достаточных для «открытия» нового знания (способа действия)

1 2 3 4 5

Воспитательные возможности содержания, обеспечивающие решение задач нравственного, эстетического развития

1 2 3 4 5

Рациональность выбора демонстрационного и раздаточного материала

1 2 3 4 5

Продуманность расположения детей в пространстве

1 2 3 4 5

Соблюдение принципов деятельностного метода

1 2 3 4 5

Затруднение в ситуации

Соответствие ситуации затруднения сюжетной линии образовательной ситуации. Личностная значимость затруднения для детей (связь затруднения с достижением «детской» цели)

1 2 3 4 5

Четкость формулировки инструкции к «пробному» действию

1 2 3 4 5

Фиксация детьми затруднения (самостоятельно или с помощью взрослого)

1 2 3 4 5

Выявление и фиксирование в речи причины затруднения

1 2 3 4 5

Соответствие причины затруднения задаче «открываемому» детьми новому знанию

1 2 3 4 5

Воспитательные возможности содержания ситуации затруднения (решение задач личностного развития)

1 2 3 4 5

«Открытие» нового знания

Сохранение у детей интереса и мотивации к достижению «детской» цели, готовность к включению в деятельность по преодолению затруднения

1 2 3 4 5

Степень участия детей в выборе способа преодоления затруднения и постановке учебной задачи

1 2 3 4 5

Соответствие использованных методов, приемов и организационных форм образовательному процессу деятельностного типа

1 2 3 4 5

Степень самостоятельности детей в «открытии» нового знания

1 2 3 4 5

Фиксация в речи (знаково) нового знания (способа действия)

1 2 3 4 5

Использование разнообразного материала, обеспечивающего оптимальные условия для совершения детьми «открытий»

1 2 3 4 5

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений

Рациональность выбора содержания и организационных форм работы с детьми, обеспечивающих связь нового «открытия» детьми знания (способа действия)  с имеющимися у них опытом

1 2 3 4 5

Создание условий для проговаривания детьми вслух выполнения нового способа действия (если запланировано)

1 2 3 4 5

Сочетание методов педагогической оценки, самооценки (по образцу) и взаимооценки детей

1 2 3 4 5

Оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работы

1 2 3 4 5

Сохранение детьми интереса и осознанного отношения  к выполняемой деятельности

1 2 3 4 5

Осмысление

Эмоциональное и психофизиологическое состояние детей

1 2 3 4 5

Фиксирование детьми достижения «детской» цели

1 2 3 4 5

Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей и подготовительной группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели

1 2 3 4 5

4. Анализ образовательной деятельности (вариант 2)

Критерии анализа

Полное соответствие

Частичное соответствие

Несоответствие

1

Соответствие содержания образовательной деятельности поставленным целям и задачам

2

Соответствие содержания возрастным возможностям

3

Соответствие  интересам детей

4

Достаточность объема информации

5

Связь с жизнью (жизненной практикой)

6

Интеграция содержания (образовательных областей)

7

Логичность, целостность, связанность содержания образовательной деятельности в контексте одной темы

8

Наличие структурных компонентов (вводная часть, основная часть, заключительная часть)

9

Наличие условий для развития познавательного интереса и познавательной активности (познавательных действий)

10

Наличие условий для взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

11

Наличие условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

12

Наличие условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств, и мыслей

13

Наличие условий для развития умения работать в группе сверстников

14

Наличие условий для развития коммуникативных способностей

15

Наличие условий для стимулирования речевой активности детей

16

Целесообразность организации рабочего пространства

17

Оригинальность и целесообразность иллюстративного и демонстрационного материала

5. Схема анализа соответствия образовательного процесса дидактическим принципам деятельностного метода

Принцип

Обратить внимание

Степень соответствия

Психологической комфортнос

ти

Стиль общения со взрослыми (авторитарный, демократический, попустительский)

12345

Занятую педагогом позицию, исполняемую роль (партнер, помощник, организатор, контролер, учитель и др.)

12345

Опору на личностные мотивы, эмоциональную сферу и познавательный интерес детей

12345

Соблюдение закономерностей чередования деятельности

12345

Расположение детей в пространстве, возможность свободного перемещения

12345

Гибкость в организации образовательного процесса (коррекция форм и объемов работы в соответствии с интересами, потребностями и самочувствием детей)

12345

Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка

12345

Эмоциональную атмосферу в группе

12345

Наличие у воспитанников собственной цели в осуществляемой деятельности

12345

Соответствие выбранных методов, форм, приемов работы возрасту детей, сюжету  образовательной ситуации и «детской» цели

12345

Поддержание у детей интереса к деятельности в течение всей образовательной ситуации

12345

Отсутствие у детей страха перед ошибкой или неверным ответом

12345

Разнообразие материалов (в т.ч. демонстрационных и раздаточных), учитывающих возрастные особенности, интересы детей, обеспечивающих индивидуализацию работы и комплексный подход к рассматриваемому явлению или объекту

12345

Деятельнос

ти

Оптимальное соотношение деятельностных (проблемные вопросы, эвристическая беседа, побуждающий диалог, экспериментирование, моделирование, проекты и др.) и репродуктивных (рассказ, объяснение, показ и др.) приемов и методов активизации детей

12345

Степень осознания и принятия детьми цели деятельности, вовлеченности в процесс «открытия»

12345

Степень активности детей, осмысленности отношения к деятельности

12345

Преобладающая форма общения с детьми (монологическая, диалогическая)

12345

Степень самостоятельности детей в постановке цели деятельности, учебной задачи, реализации поставленной цели

12345

Минимакса

Соответствие уровня сложности заданий возможностям детей

12345

Учет индивидуальных особенностей детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности

12345

Целостности

Осуществление интеграции (различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей)

12345

Опора при «открытии» нового знания на жизненный опыт детей, имеющиеся у них знания и умения из различных образовательных областей

12345

Вариативности

Возможность самостоятельного выбора детьми материалов, видов активности, способа действия, участников совместной деятельности и общения

12345

Использование заданий, имеющих несколько вариантов решения (с учетом программных задач)

12345

Поощрение и поддержка детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем (в соответствии с возрастом)

12345

Творчества

Использование различных форм сотворчества детей, взрослых, заданий творческого характера

12345

Стимулирование и поощрение инициативности и самостоятельности детей в индивидуальной и коллективной деятельности по созданию чего-то нового (в т.ч. новых способов действия)

12345

Непрерывности

Отсутствие разного рода разрывов в образовательном процессе (выдержанность сюжетной линии на протяжении всей образовательной ситуации, наличие логической связи между ее этапами, формами работы, сохранение целевых ориентиров («детской» и «взрослой» целей), мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе)

12345

Системность и последовательность используемого содержания

12345

Использование педагогом методов, технологий, содержания, обеспечивающих преемственность с начальным уровнем образования ( с учетом специфики дошкольного возраста и задач дошкольного образования)

12345

6. Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях

Цель данного исследования: анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции.

Разговор, происходящий на занятии, делится на 10 категорий:

* 1 - 7  относятся к речи педагога;

4, 5, 6, 7 –прямое воздействие на детей,

1, 2, 3    -  косвенное.

Категория  под  № 4 разделена на две: 4-а – вопросы методически целесообразные и 4-б – вопросы методически нецелесообразные.

Категория под № 6 тоже разделена на две части: 6-а – указания, необходимые в данной ситуации, даны они в спокойной форме; 6-б – распоряжения, сделанные в резкой, категоричной форме и педагогически нецелесообразные.

* относятся к речи детей;

8– ответы детей на вопрос педагога, т. е речь, стимулированная взрослым, определенная по содержанию и по форме желанием педагога и сообразностью учебных задач.

9 – речь, возникающая по собственной инициативе детей, обусловленная их интересами и познавательными потребностями.

* 10 указывает на ситуации, которые трудно понять наблюдателю.

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии

Направление речи

Содержание речи

Количество

Реакция педагога на действия детей

1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.

2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения. Одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.

3. Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только педагога переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5 категории.

Собственная инициатива педагога

4. Задание вопросов с целью получения от ребенка ответа.

а) вопросы, методически целесообразные.

б) вопросы, методически нецелесообразные.
Не относятся сюда вопросы, в которых звучит  неодобрение (категория 7). Например: «Ну и долго тебя ждать?»

5. Рассказ. Сообщение информации.

6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:
а)указания, необходимые в данной ситуации, сделаны они в спокойной форме;

б)указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.

7. Критические замечания. Цель - пресечь, изменить действия ребенка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные высказывания.

Разговор детей

8. Ответы ребенка педагога на его вопросы.

9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.
10. Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл которых остается неясным наблюдателю.

Способы анализа  речевого взаимодействия педагога с детьми на занятии:

Номер категорий взаимодействия

1

2

3

5

7

8

9

10

Количество

Количественный анализ проводится в зависимости от целей наблюдения.

Первый способ анализа позволяет выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии. С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагога.

Например, такое сочетание категорий, как 1,5,4,8,9,2, говорит о поддержке педагогом детской познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях.

У демократически направленного педагога  на занятиях 9 категория имеет частое проявление и, самое главное, за ней следует в речи педагога либо 3, либо 2. Если в хронометраже за 9-й категорией появляется 7-я или 6-я категория, то это означает, что педагог порицает проявление детской активности, либо старается не замечать ее и уводит разговор детей в другое направление, отвлекает их от инициативы.

Вариант: категории  5, 4, 8 – характеризует формальность, стереотипность ведения занятия, не стимулируется самостоятельность высказываний детей,  педагог ограничивается репродуктивной формой их речевой активности.

Такой способ анализа позволяет выявить типы деятельности детей на занятии, отношение  педагога к проявлению детской инициативы.

Второй способ анализа позволяет выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности  детей на  занятии.

Оптимальным уровнем для  занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей).

Показательным для проявления познавательной активности детей является 9 категория. Если в процессе   занятия она имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на  занятии.

Этот способ анализа позволят оценить мастерство педагога в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в образовательном процессе.

Третий способ анализа категорий взаимодействия позволяет оценить деятельность педагога с точки зрения создания  мотивационной основы учебной деятельности детей.

Частое использование 6-й и 7-й категорий требует от детей исполнительности, создает напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создает дискомфортное состояние и отрицательно сказывается на развитие  мотивационной основы учебной деятельности детей.

Особое внимание при  анализе нужно обратить на использование 2-й категории. Распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном  взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. Но возникает вопрос: «А если ребенок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов и снизит ее при отсутствии похвалы со стороны?»

В постоянной похвале таится опасность - развитие зависимости  ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция «сверху»,  во-вторых,  она делает человека зависимым от других.

Не получив однажды похвалы за что-нибудь, человек переживает тяжелое чувство неудовлетворенности, станет несчастным. Поэтому 2-я категория, ее количество и место использования должны стать особым предметом обсуждения при анализе речевых взаимодействий педагога с детьми.

Все вместе взятые способы анализа категорий взаимодействия позволяют сделать вывод о стиле педагогического общения  педагога с детьми на  занятиях.

Для авторитарного стиля общения характерно использование в основном категорий 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей будет в основном проявляться только 8-я категория.

Для демократического стиля общения характерно использование  педагогом 1, 2, 3, 4, 5 категорий. И особенно важно то, что процент разговора детей (8 и 9 категории) больше, чем разговор педагога.

Либерально-попустительский стиль общения характеризуется неустойчивостью использования всех категорий. Кроме того, характерно для такого стиля взаимодействия частое проявление 10-й категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

Создание условий для физического развития...

Конспекты итоговых занятий с использованием схем Т.А.Ткаченко

Цель занятия -  учить детей составлять описательные рассказы с использованием схем-моделей Ткаченко Т.А. Занятия составлены  для детей обычных групп, но могут использоваться и в работе с дет...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Схема построения НОД с учетом ФГОС. Схема оформления конспекта НОД с учетом ФГОС.

Схемы построения НОД с учетом ФГОС, позволят педагогам подбирать материал для  НОД поэтапно. Данный материал подходит для работы с детьми любого возраста....

Сообщение "Подбор схем конструирования поделок из бумаги в технике оригами,изготовление поделок по данным схемам "

СодержаниеВведение........................................................................................................ 31. Возникновение оригами………….......................

План-Конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego (по предложенной схеме) СХЕМА «Ракета»

План-Конспект тематического занятия с использованием конструктора Lego (по предложенной схеме)СХЕМА «Ракета»Тема: «Путешествие в космос»Возраст: старшая группа 5-6 ле...